Сказ о том, как Айдар дракона перехитрил

Было это или не было, вы скажите – не было, а я скажу – было, ведь и не такое бывало – коза волка съедала. Впрочем, это всё присказка, а сказка – вот она…
В давние-предавние времена жил на землях нынешнего Саракташского района Оренбургской области хан и была у него единственная дочь. Баловал он её страшно, всё, о чём бы ни попросила, тотчас исполнял. Захочется ей рахат-лукума – хан снарядит купцов, и они привезут его хоть из Турции. Захочется лошадку – на тебе, доченька, ахалтекинского жеребца. Ну и всё в таком духе.
И вот однажды приходит к хану дочь и говорит:
– Хочу, папенька, дракона!
У хана аж челюсть отвисла.
– А зачем он тебе? – спрашивает.
– Кататься на нём!
– Доченька, а может, ты на ахалтекинском жеребце покатаешься? Зря что ли я его тебе подарил?
– Нет, - надула губы дочь, - хочу дракона!
– Не плачь, милая, - стал утешать её хан, - будет, будет тебе дракон!
В этот же день издал хан указ – кто добудет для его дочери дракона, получит в награду мешок золота.
Услыхал про это бедный пастушок Айдар и говорит матери:
– А что, матушка, мешок золота нам в хозяйстве пригодится!
– Да ты что, - стала отговаривать его мать, - как ты дракона добудешь, когда ты овцу с трудом поднимаешь!
– А я его не силой добывать буду! – хитро улыбнулся он.
Наутро, получив материнское благословение, отправился Айдар на поиски дракона. Долго ли коротко ли бродил он по свету и вот пришёл в одно селение. А там люди плачут – в колодец забрался дракон и никому не даёт набрать воды, покуда ему не приведут самую красивую девушку.
– Съесть что ли её хочет? – спрашивает Айдар.
– Нет, - отвечают, - жениться!
– А, ну это дело поправимое, попробую вам помочь!
Подошёл Айдар к колодцу и кричит:
– Эй, дракон, вылезай, дело есть!
Высунулся из колодца дракон, небольшой – с одной головой всего, Айдар и говорит ему:
– Говорят, ты жениться хочешь!
– Хочу!
– Есть у меня для тебя невеста!
– Красивая? – обрадовался дракон и тотчас вылез из колодца.
– Не то слово – ослепнешь от её красоты!
– Я готов. Куда лететь?
– Я покажу, - говорит Айдар. Сел на спину дракона и они полетели.
Долго ли коротко летели, прилетели прямо к ханскому дворцу.
– Невеста твоя тут живёт, - говорит дракону Айдар. – Подожди, сейчас она выйдет!
А сам к хану пошёл, чтобы о выполненном задании доложить и получить обещанный мешок золота.
Проводила стража его к хану, тот в это время дня как обычно в своих покоях на подушках восседал, Айдар и говорит ему – так, мол, и так, добыл я для твоей дочери дракона, можешь сам убедиться – вон он под окнами.
Хан сначала не поверил, что такой тщедушный юноша может добыть дракона, но проверить решил – выбрался из своих подушек, подошёл к окну, глядь, а возле дворца и вправду дракон топчется, будто кого-то ожидает.
– И как тебе это удалось? – спрашивает хан.
– Ерунда! – махнул рукой Айдар. – Хочешь, я тебе десяток таких драконов приведу, но тогда ты одним мешком золота не отделаешься!
Понял хан, что пастух обещанной награды ждёт, и говорит ему:
– Слушай, давай я тебе горшок золота отдам, и мы с тобой в расчёте?
– Ты же мешок обещал! – напомнил ему Айдар.
– Бери, что даю, или проваливай! – процедил сквозь зубы хан.
– Горшок так горшок, и на том спасибо! – сказал пастух, а про себя подумал, дескать, сами теперь с женихом-драконом разбирайтесь.
Взял Айдар горшок с золотом и домой к матери пошёл.
Ханская дочь вышла тем временем под руку с отцом на свой подарок взглянуть. Увидала дракона, закричала от страха и на руки отцу повалилась.
– Что это с ней? – спрашивает дракон.
– Это она так радуется, - отвечает хан, а сам старается держаться от дракона подальше.
– Я тоже рад, что она моей женой будет, уж очень она мне понравилась!
– Как это женой? – удивился хан.
И дракон рассказал хану о своём уговоре с Айдаром.
«Вот так Айдар, шайтан самый настоящий вот он кто!» - выругался про себя хан, а дракону, улыбаясь, сказал, что дочь сейчас не в себе и что о свадьбе они позже поговорят. А сам приказал страже как можно быстрее доставить Айдара во дворец.
Вскоре Айдар был во дворце.
– Делай, что хочешь, - приказал ему хан, - но чтобы духу этого дракона здесь не было, а не то поплатишься головой!
– Если ты отрубишь мне голову, - заметил Айдар, - дракон отсюда вовек не улетит! Уж очень он на красавице жениться хочет, а красивей твоей дочери во всём свете не сыскать, сам знаешь!
Польстили хану слова пастуха.
– Так что ты предлагаешь? – уже ласковее заговорил он.
– Я всё улажу, - пообещал Айдар. – Но только и ты сдержи своё слово – раз обещал в награду мешок золота, так и отдай мешок!
– Отдам, отдам, только прогони отсюда это чудовище!
Почесал Айдар затылок, да и пошёл к дракону. Пришёл и говорит:
– Послушай, а с чего ты решил, что твоя невеста это ханская дочь?
– Ты мне сам сказал, что моя невеста тут живёт!
– Так тут знаешь, сколько девиц живёт? И служанки, и поварихи, и ханские наложницы. А ты сразу почему-то на ханскую дочь подумал!
– Так это не она моя невеста что ли? – расстроился дракон.
– Да ты что головушку-то повесил? Твоя ещё красивей!
– Ещё?!
– Да в тысячу раз! Да по сравнению с твоей невестой ханская дочь просто уродина!
– Ну? – усомнился дракон.
– Сейчас сам увидишь!
Пошёл Айдар, будто бы за невестой, а сам попросил у стражи дубину потяжелей, вышел из дворца с чёрного хода, подкрался к дракону и как даст ему дубиной по голове.
– Ну как, - спрашивает, - красивая?
– Кто?
– Невеста твоя, кто ж ещё! – отвечает Айдар.
– Так я не вижу ничего, темно в глазах!
– Так это ты ослеп от её красоты!
– Так и что теперь делать? – спрашивает дракон.
– Хочешь, я тебе её ещё раз покажу? – спрашивает Айдар.
– Нет-нет, - отвечает дракон – к нему только-только начало возвращаться зрение – уж лучше я бобылём останусь или на той уродине женюсь!
– Это на какой? На ханской дочери что ли?
Дракон закивал.
– Не хочу тебя расстраивать, - заметил пастух, - но это моя невеста. Мне в отличие от тебя никогда красавицы не нравились!
Тут уж делать нечего, простился с Айдаром дракон и улетел восвояси. Ходила молва, что жену себе он так и не нашёл и даже не искал её, ибо после этой истории считал, что красавицы ослепляют, а уродины все уже заняты.
А вот пастух, напротив, вскоре женился. И на ком бы вы думали? На ханской дочери! Причём сам хан сосватал за него дочь, полагая, что лучшей партии ей не сыскать.
Говорят, у Айдара и его жены было большое потомство, и то, что на саракташской земле живёт много умных, талантливых и красивых людей, в том числе и их заслуга.


Рецензии