Поездка в Сухуми. Воспоминания детства

В 1956 году родители решили, что перед школой, я должна была пойти в 1 класс, надо меня свозить на море. Для моих родителей при их состоянии и образе жизни это было героическим поступком.
Мне было 6 лет. Это был мой первый выезд за пределы Москвы. Путешествие мы совершали с мамой, папа, как всегда в это время года должен был отправиться в санаторий на лечение. Был конец сентября. Наша поездка была рассчитана на месяц.
Первый раз на большом пассажирском поезде, состоящем из паровоза, множества вагонов, и в настоящем купе. Соседей по купе не помню, но они были.
Все было очень интересно и немного страшно. Вот это мое «страшно» потом воплотилось в реальность. Спустя очень много лет я поняла, бояться нельзя, иначе накликаешь на себя что-нибудь плохое. Но жить без страха... в этом я преуспела немного.
Не знаю, как сейчас в поездах обстановка, но в 1956 году в купейном вагоне в коридоре лежала ковровая дорожка, которую приветливые проводницы подметали дважды в день. В самом купе тоже лежал коврик. Чистый и ежедневно подметаемый. На столике между полками стояла вазочка с упаковками дорожного кускового сахара и еще одна, с маленькими  упаковками по количеству человек в купе, печеньем. Чай в пути нам приносили в стаканах с подстаканниками.
Во время пути мне пришлось пережить два приключения. Первое, когда на подъеме в гору (не помню, в каком месте пути это случилось) наш поезд вдруг покатился назад и встал. Попытался еще раз въехать в гору и опять скатился. Я даже не представляла, что такое может быть с поездом. Оказывается наш паровоз не смог втянуть в гору такой большой и тяжелый состав. Я очень распереживалась: как же так, мы теперь не доедем до моря? Но вопрос решился, к нашему составу подали еще один паровоз, его подсоединили сзади, получился такой тяни-толкай, и мы потихоньку въехали в гору. Задний паровоз отсоединили, и дальше мы поехали сами.
Многие во время этого события вышли из своих купе. В соседнем купе ехали грузины. Увидя, как я расстроилась, один из соседей быстро зашел в купе, вынес мне невиданную мною раньше ягоду и сказал:
- Дэвочка, возми туз, покушай.
До этого момента я знала, что туз это карта игральная, а тут какая-то фиолетовая большая ягода в виде сердца.
- Разве это туз?
- Ну, у нас называют туз, а у вас называют инжир.
Я взяла эту непонятную ягоду странного для меня цвета, занесла его в купе и откусила кусочек. Мне страшно не понравился этот самый туз, я отдала его маме и с тех пор на долгие годы инжир стал моей самой нелюбимой ягодой.
Мне нравилось ехать в поезде, ночью мы с мамой укладывались на полке валетом. Было неудобно, но что-то в этом было – сон в поезде. Интересно было кушать в пути. Интересно было смотреть, как в обеденное время из вагона ресторана работницы носили большие корзины с едой. И чего там только не было, даже борщ в этих корзинах присутствовал в специальных судочках.
На одной из длинных остановок мама решила выйти, купить фруктов. Мне строго наказала сидеть в купе и даже попросила нашу попутчицу присмотреть за мной. Я очень не любила оставаться одна, а уж в поезде с чужим человеком – это для мня была настоящая трагедия. Я сидела у окошка, напряженно высматривала на перроне маму. Но ее не было видно. И вдруг поезд тронулся. Мамы не было. Для меня это был настоящий шок! Соседка пыталась меня успокоить, а как можно успокоится, если поезд уже двигается, а мамы нет? И вдруг она входит в купе. Ей пришлось садится уже на ходу в другой вагон, пока она дошла до нашего вагона, прошло какое-то время. После этой остановки на всех следующих я вцеплялась в нее, чтобы она никуда не выходила, так я боялась ее потерять. Я уверяла маму, что мне не нужны никакие фрукты и еда, мне нужна только она.
Мы проезжали прекрасные места, необычная для меня была там природа. Ближе к Сухуми увидели море, и я удивлялась: «Почему его называют Черным, если в нем такая бирюзовая вода?» В пути мы провели больше двух дней. Это была очень интересная, познавательная и волнительная жизнь на колесах.
Вот таким образом мы доехали до Сухуми. Провели с мамой замечательный, интересный месяц, с середины сентября до середины октября — бархатный сезон, я узнала для себя много нового. А вот обратный путь не запомнился, помню только, что на остановках я не отпускала маму от себя.
Эта поездка стала для меня знаковой. Мне было 6 лет тогда. Во-первых, я узнала, что существуют вечнозелёные страны, и мне захотелось жить в подобной стране. Во-вторых, не знаю почему, но именно во время этой поездки мне захотелось, когда я вырасту, иметь машину и самой её водить. В-третьих, тоже не знаю почему, во время этой поездки у меня появилось неистребимое желание обязательно ездить верхом на лошади. Пусть у меня не будет своей лошади, но у меня должна быть возможность ездить верхом. Ближе к 50 годам все три желания реализовались: я живу около 30 лет в вечнозеленой стране, в Новой Зеландии, 25 лет я вожу машину, в свои 51 год я впервые села верхом на лошадь и не обманулась в своих мечтах и ощущениях. Если быть честной, то на лошади у меня состоялась только одна поездка, но я сделала это и была очень счастлива.


Рецензии