Самооправдание

ЧТО такое САМОоправдание? –
Это оправдание человеком самого себя перед Богом и людьми – оправдание каких-то своих неправд и грехов с точки зрения собственного понимания жизни, своей (и чужой) души, Библии..
НО нЕ с точки зрения Бога…

Т.е человека (его поступки и характер) оправдывает НЕ Бог, но сам человек, считая, что он-то ЛУЧШЕ всех  понимает себя, жизнь, и всЁ, что он совершает ….

И если, допустим, кто-то его в «чём-то» обличит и покажет ему его неправды, то  такой человек (вместо того, чтобы согласиться с обличением и только раскаяться в своей неправде, осознав свою вину и зло....), 
начнёт доказывать «обличителю», что он (обличаемый) нЕ виноват, а обличитель нЕ прав…..и для этого предъявит ему множество самооправданий….

Приведу пример –
---
Портниха испортила платье, которое шила заказчице….---  вместо одного фасона, который она должна была покроить,  покроила другой..
произошло это потомУ, что она залила часть ткани краской, которую раскупоривала находу, не убрав в сторону ткань заказчика..
а потом не нашла иного выхода, как часть испорченной ткани удалить, придумав другой фасон..

И, конечно, заказчица была расстроена, увидев такую подмену…
но портниха вместо того, чтобы искренне попросить прощения, признав свою вину и безответственность, начала доказывать заказчице, что она (портниха) не виновата..т.к у неё тогда болела голова и  не было сил на то, чтобы всё продумать и убрать ткань в сторону…--
мол,  поймите же меня, мне тогда нЕ было дела до вашей ткани..у меня у самой тогда были трудности..……а вы тут со своей тканью «носитесь»…я же зла вам не хотела специально делать….наоборот, желала вам платье красивое пошить..от души..
поэтому я не виновата…но это виновата моя подруга, которая не вовремя мне краску принесла для декора ....и она просила меня поскорее сообщить – понравилась ли мне краска..…а краска из рук выскользнула.. .усталая я была…поэтому я не виновата….

---  такой образ мышления является хитростью или лукавством…-- когда человек нЕ желает видеть и чувствовать своей вины, но вину перекладывает на других, а себе находит оправдание …

Вспомним самый известный пример самооправдания из Библии – Адам и Ева..
Один человек мне недавно сказал, что он оправдывает Адама …-- как и САМ Адам  хотел оправдать себя перед Богом….
Человек этот считает, что Адам нИ в чЁм не виноват, …мол, это Ева ПЕРВАЯ съела запретный плод.. а поэтому она и виновата..
А Адам «просто пошёл у неё на поводу», НО он НЕ виноват..
Бытие 3 гл:
«11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.»

Как видим (из этого места Писания)  -- Адам переложил свою вину на Еву…а Ева переложила свою вину на Змея….а Змей переложил свою вину на Бога…
-- вот так люди, которых Бог сотворил свободными личностями, и они имеют свободную волю духовного выбора, разум – для размышления и рассуждения..чувства – для различения тьмы и света..добра и зла… --
они всем этим арсеналом нЕ воспользовались, пренебрегли ..но предпочли «спрятаться в кусты» и переложить собственную ответственность и вину на других….

У Адама была возможность – ОТКАЗАТЬСЯ от предложенного Евой плода…вразумить Еву…запретить ей..НЕ угождать её богоборческим чувствам и целям…остановить её…НО он этого НЕ сделал, нО стал потворствовать Еве и её неправдам..а ПОЭТОМУ он так же виноват перед Богом и потомками..в равной степени с Евой…
И они  НЕ принесли Богу достойный плод покаяния, не признали себя перед Ним виновными, но они оправдали сами себя тЕМ, что нашли другого виновного….

Но вот описан в Библии другой пример, -- царя Давида, который (совершив неправду перед Богом и людьми)  вместо самооправдания, сокрушённо признал свою вину перед Богом и НЕ искал себе никаких оправданий.. –
 это произошло тогда, когда он «воспользовался» женой своего друга Урии, пока тот был на войне…причём, сам Давид его туда и отправил…чтобы тот погиб,  а жена Урии досталась ему..

Когда пророк Нафан обличил царя Давида в этом злодеянии, то Давид мог бы «по царски» найти себе оправдание – мол, «бес меня попутал»…или --  «страсть в голову ударила» -- или – « я же царь..а все остальные –мои подданные и я могу как царь распоряжаться ими и делать всё, чего захочу..» --
НО нет,  Давид любил Бога и не смог «перейти черту», усыпить свою совесть, переложить вину на кого-то другого или на свою страстную натуру,  на усталость, на красоту Вирсавии, на обстоятельства…

Он понял, что виноват именно он,..ведь у него была воля – совершать этот грех, или нет, …поступать подло, или отречься от этого замысла…НО он этого НЕ сделал…а поступил, как враг божий…
И он осознал своё зло и раскаялся в своём грехе с воплем души .. и мы видим это в псалме № 50 –

 «1 Начальнику хора. Псалом Давида,
2 Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии.
3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоём и чист в суде Твоём.
7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.
9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушённые.
11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
18 ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы её; к всесожжению не благоволишь.
19 Жертва Богу - дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже..»
-----------------------------

-- вот что ждёт Господь от тех, кто творит свои неправды ----- дух сокрушённый к раскаянию в этих неправдах..-
( и потомУ готовый к очищению от лжи, лукавства, гордыни, своеволия, самоуверенности… к перемене сознания – для возрастания в святости и приближения к Господу!)

Каждый человек способен увидеть лукавое состояние своего сердца, когда он стремится  оправдывать свои неправедные поступки и решения….
начиная уже с детства люди это  делают, -- когда их застают врасплох над чем-то плохим, что они сделали или делают…но они вместо чистосердечного раскаяния начинают оправдываться и перекладывать вину на кого-то другого..

например, ребёнок без спросу съел все конфеты, которые мама на время спрятала для праздничного стола…а ребёнок нашёл и съел…и вот мать говорит ему – зачем же ты это сделал и не спросил меня – можно или нельзя их кушать теперь?
А он отвечает – я их не ел…это, наверное, Мишка (брат) съел…или отвечает так – я не удержался и не хотел ждать до праздника, т. к очень люблю конфеты…а поэтому и съел..и что тут такого, всё  равно бы потом их съели…

Т.е есть дети, которые могут покраснеть, им будет стыдно..и они будут просить прощения…а есть, которые вот так ответят..и будут спорить ещё с родителем,  что они (дети) правы, а мать нЕ права, она - злая..
Т.е они нЕ чувствуют своей вины, нЕ чувствуют своеволия и эгоизма собственной натуры..не чувствуют огорчения матери, которая, надеялась на то, что дети ценят её труды, любят её, как свою заботливую маму и не желают причинять ей горечь..

Вот так и тЕ, кто любит Господа, они  НЕ желают Его огорчать своим непослушанием и своеволием….

и среди тех, кто называет себя детьми божьими,  бывают подобные ситуации..—
когда, одни христиане говорят, например,  другим христианам слова, которые угашают в них дух, оскорбляют их достоинство в Господе, ..подозревают их в похоти (когда там её и не было)…..
или передают им чьи-то неверные домыслы, предположения, выводы…и сами при этом «остаются в стороне» --мол, я только это передал..я здесь не причём…моей вины в этом нет…я только – посредник..

и когда их в этом обличают, они сразу начинают оправдываться всем, чем захотят, …но вины своей так и не увидят, не признают своих неправд, но ещё и обвинят того, кого сами же и унизили….мол, что ты такой придирчивый, мы же как лучше хотели сделать..а ты не понял.. дай Бог тебе мудрости увидеть наши лучшие намерения…

но они уже сделали дело…человеку уже стало тяжело…он угасился… в него попали стрелы лукавого, которого они послушали и запустили эти стрелы…но они этого не видят..не понимают ….и понимать не желают..они оправдывают себя собственными «добрыми намерениями»…которые «добрые» только в их понятии, нО нЕ в понятии Бога…

и они нЕ желают расти духовно, вникать в ТО, в чём их обличают, говорят и объясняют….
выходит, им нравится быть «непослушными детьми» и раз за разом оправдываться тем, что они ещё только «дети»….

так подумайте – зачем тЕм, кто назвал себя христианином, заниматься самооправданием? –
ведь такой образ поведения говорит о гордости сердца..о том, что человек мнит себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле…
и он не желает смиряться…не желает соглашаться с правдой божьей, но желает отстаивать собственную правду..

он желает спорить с тем, кто видит глубже и шире, т.е с более «духовно зрелым»..–
(а для этого себя самого он оправдывает «духовным детством»)
….но значит, тогда ему всё равно на объяснения тех, кто видит дальше и глубже..
вся его речь проникнута только самооправданием, но не признанием своей вины, не искренним покаянием в своей безответственности,  в своём равнодушии к душе того, кому он нанёс  урон…….
а если ему всё равно, тогда к чему их дальнейшее общение и обмен духовным опытом и знаниями..?


Рецензии