Система Станиславского 3

   Делать было нечего. Алексей поехал во Дворец культуры.
Нирванов - режиссер народного театра был известной личностью в городе. Будучи начинающим актером академического театра, он снискал себе славу играя роль Ленина в пьесе известного драматурга. Когда артистическая карьера Нирванова пошла в гору, с ним случился забавный случай. Академический театр накануне дня рождения Ленина  сдавал приемной комиссии очередной спектакль о вожде революции. После спектакля обсуждение затянулось на долгое время. Актеры, жаждущие отметить заметное культурное событие в жизни страны, удалились в комнатушку гостеприимных электриков, и так случилось, что молодой артист не рассчитал своих сил.
 
   Обсуждение спектакля закончилось поздно, и комиссия, проходя через сцену к служебному входу, увидела шокирующую картину: на полу, подложив под голову кепку, валялся пьяный вождь мирового пролетариата - Владимир Ильич Ленин.
   
   На следующий день Нирванова с треском уволили из театра. И если бы не активное участие в его судьбе друга, известного человека в городе, то не быть бы Константину Сергеевичу режиссером народного театра.
   
   Когда Алексей вошел в кабинет режиссера,  к нему навстречу из-за стола вышел, лысоватый человек и протянул руку.
-  Константин Сергеевич Нирванов – режиссер концерта. Ничего не говорите, я в курсе дела. Присаживайтесь. – Нирванов усадил Алексея в кресло, а сам расположился за столом.
- Итак, батенька, вашу проблему мы решим. Сегодня у нас…
- Вторник, - вставил Толик.
- Правильно. Концерт в пятницу. У нас в запасе три дня. От вас требуется одно, вызубрить монолог так, чтобы от зубов отскакивало. Вопросы есть?   
- Извините, Константин Сергеевич, но должен вас разочаровать. У вас со мной ничего не получится. Текст я, конечно, выучу, но забуду тут же, как только выйду на сцену.
- А вот это не ваша забота, батенька! Ваше дело - текст. Да, как у нас с памятью?
- Я ж говорю, - начал раздражаться Алексей, - текст я могу выучить хоть к завтрашнему дню, но произнести его  перед…
- Стоп, стоп, стоп! Это уже моя работа. А пока, раз уж вы здесь, приступим к экзамену.  Я – зритель, ты - артист. Ничего, что я обращаюсь на «ты»?
- Ничего. Мне чем проще, тем лучше. Меня на работе все зовут Лёхой.
- Прекрасно, Леха. Есть какой-нибудь текст на слуху?
- Есть. «На смерть поэта» Лермонтова - это мое любимое стихотворение.
- Замечательно! - сказал Нирванов. Он взял со стола маленькую фотографию в овальной оправе и протянул ее Толику.
- Вот тебе микрофон.
   Толик взял фотографию и непонимающе посмотрел на режиссера. Тот усмехнулся.
- Относись к фотографии так, как если бы она была микрофоном. Понял?
   Алексей кивнул.
- А теперь встань у противоположной стены – скомандовал Нирванов.
   Толик выполнил его просьбу.
 - Готов?
 - Готов,- взволнованным голосом ответил Толик.
 - Теперь держи фотографию перед лицом и начинай читать.
   
   Стихотворение Толик прочитал без запинки. Правда, не обошлось без потения.
- Как самочувствие? Страх есть? – поинтересовался Константин Сергеевич.
- Нет, такого страха, о котором я говорил, нет. Это потому что мы одни, но стоит мне выйти на сцену, я тут же запаникую.
- Отойди к противоположной стене, - не слушая Алексея сказал Нирванов
- Еще дальше. – он подошел к окну, задернул шторы и включил на противоположной стене светильник. Между столом и Алексеем на пол поставил подарочный, расписанный под хохлому, самовар. Сам же сел за стол.
- Значит так, Леха. Держишь фотографию Константина Сергеевича и читаешь ему.
   Толик посмотрел на фотографию в круглой оправе.
- Извини, что перебиваю, но тут на фотографии не ты, а какой-то седой мужчина в пенсне.
- Это мой тезка, Константин Сергеевич Станиславский. Сейчас мы будем работать по его системе. Итак, читаешь стихи Константину Сергеевичу, по моей команде – самовару, потом лампе. Понятно?
- А чего тут не понимать. Давай попробуем.- У Алексея появился азарт. Это смахивало на какую-то игру.
- Внимание. Начали.
   Толик уставившись на фотографию Станиславского стал читать. Ему было легко читать старикашке, который подперев левой рукой щеку внимательно смотрел на него.
- Самовар! – неожиданно скомандовал Нирванов.
   Алексей перевел взгляд на самовар, немного запнулся, но поправившись, продолжил чтение. Читать самовару было труднее. Алексею что-то мешало, но он продолжал бубнить.
- Лампа! - выкрикнул режиссер.
   Толик перевел взгляд на лампу и почувствовал, как его лицо стало покрываться краской и почему-то участилось дыхание.
- Фотография – мягко произнес Нирванов.
   Толик уставился на фотографию и уверенно продолжил чтение. Больше команд со стороны режиссера не последовало.

   Когда он закончил читать, Нирванов спросил:
- Какие ощущения, Леха?
- Вроде все нормально. Мандража не было. Правда, когда стал читать лампе, начал краснеть и потеть, но как только перешел на фотографию, сразу успокоился.
- Все правильно, дорогой товарищ, - подытожил Константин Сергеевич.
- Лампа -  дальний круг внимания, самый сложный для артиста. Как почувствуешь волнение и потение, переходи на средний - самовар. Но если запаникуешь, то возвращайся к фотографии. Запомни, Леха, микрофон на сцене - это  твое спасение. Дома тренируйся по этой системе: фотография – самовар - лампа. Понял?
- Ты думаешь, что это мне поможет? – с усмешкой спросил Алексей.
 - Не сомневайся, ни таким помогало! А теперь главное. В пятницу придешь за полчаса до начала концерта. Нет, лучше давай  сделаем так. Наш шофер Володя заедет за тобой и отвезет тебя во Дворец культуры. Пролог начинается с твоего номера. От тебя требуется одно: уверенной походной дойти до микрофона. Далее, уткнуться в микрофон и читать текст.
- А как же зритель? - спросил Алесей, -  если я увижу зрителя, я не смогу и слова вымолвить.
- В зале будет полная темнота. Если ты что и увидишь так это прожектор на краю сцены. Прожектор – это самовар.  Но если и его пройдешь, то смотри на балкон, там будет гореть маленькая лампа. Я буду сидеть там. Но не заморачивай себе голову этим. Старайся держаться малого круга внимания - микрофона и все будет в шляпе, Леха.
- Хорошо, а как же генеральная репетиция?
- Считай, что ты освобожден от нее. Ну, что попробуем?
- А у меня есть выбор?
- Думаю - нет! – смеясь ответил Нирванов.


Рецензии