Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 11

               Явление Иисуса двум ученикам по пути в Эммаус

Достаточно распространённый сюжет настенных росписей в церквях. Послушаем евангелиста Луку:

В день, когда Пётр прибежал к гробу, не найдя в нём никого, двое учеников Спасителя шли по дороге в селение Эммаус, которое находилось в одиннадцати километрах от Иерусалима. Они шли и вели между собой разговор о Воскресении Иисуса, и не верили этому. В это время сам Спаситель присоединился к этим двум людям и пошёл с ними. Но путники не узнали Иисуса. И Он решил спросить их, почему они печальны и что обсуждают.

А рассуждали они о произошедших событиях в Иерусалиме, связанных с Иисусом из Назарета, которого почитали за пророка. Но его предали и распяли. А они-то надеялись, что вот он, Спаситель, и должен избавить Израиль от римлян. Его похоронили, но женщины, пришедшие к гробу, никого там не нашли. И было явление им Ангелов, которые сказали, что Иисус жив. Но они этому не поверили. И тогда Спаситель начал им объяснять о себе. Но они опять не поверили. Так и дошли до Эммауса. Иисус хотел уйти, но те двое предложили остаться и заночевать.
И вот, когда Спаситель возлег с ними и, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им, то у них глаза наконец открылись и узнали они, с кем пришли. Но в эту же минуту Иисус стал невидим для них.

Евангелие от Луки глава 24 (13:31)

Богословы так трактуют этот эпизод: Дорога из Иерусалима в это селение – дорога потерянных надежд, печаль и безысходность от этого. А вот после прозрения путь обратно – быстрее поделиться радостью, что Спаситель жив. Путь, полный новых надежд.

Этот эпизод из Евангелия очень распространён в западной живописи. Мне, например, интересен сюжет итальянского художника средневековья Лелио Орси «Прогулка в Эммаус», 1565-1575 гг. Но необходимо заметить, что западные художники почему-то больше делали акцент на ужине в Эммаусе.

Конечно же, и Юлиус Шнорр фон Карольсфельд не мог обойти стороной этот сюжет. Он называет гравюру лаконично «В Эммаусе».

Из русских художников я отдал бы предпочтение М.В. Нестерову «На пути в Эммаус», 1896 год.

Изображение находится: Ивановская область, г. Вичуга, ул. 1-я Библиотечная. Церковь Воскресения Христова в Тезине (1908-1911 гг.), масляная живопись, выполнена художниками мастерской палехского иконописца Н.М. Сафонова начала ХХ века.

Тверская область, Старица, Старицкий Успенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной (1819 г.), отреставрированная живопись XIX века (соответствует гравюре Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда «В Эммаусе», 1860 г.).
               

                Распятие Христа

Сюжет известный, но лаконичный. О самом Распятии сведений не много в Евангелии. В данный сюжет вошли несколько коротких повествований до и после Распятия. Как-то в наших церквях само изображение Распятия не часто можно встретить. Зато в католической церкви это чуть ли не главный сюжет. У нас же редко, но встречаются росписи «Несение креста Христом», «Прибивание к кресту» и «Снятие с креста».

Евангелист Лука о Распятии:

И вот пришли к месту, которое называлось Лобным. Распяли на крестах Спасителя и двух злодеев: одного по правую руку, другого по левую руку от Спасителя. Иисус Христос же только и говорил, чтобы Отец простил их, потому что не знают они, что делают! В это же время охранники бросали жребий и делили одежду Спасителя. А народ стоял и смотрел на всё это. И смеялся над Иисусом. И начальники надсмехались, повторяя, чтобы Он сам себя спасал, если Он избранный Богом. А воины ругали Спасителя, поднося Ему уксус. И тоже говорили, чтобы он себя спасал, как Царь Иудейский, и табличку приспособили над Спасителем, на трёх языках – греческом, римском и иудейском: Сей есть Царь Иудейский.
И один злодей, рядом распятый, ругал его и издевательски говорил, чтобы Он сам спасал себя. А другой, напротив, сдерживал ругавшего, говоря, что они-то осуждены справедливо, а вот Он ничего худого не сделал.

Евангелие от Луки, глава 23 (33:41)

Так как в этой части я привожу сюжет «Прибивание к кресту Христа», то и скажу только несколько слов. Важна здесь любая, даже такая скупая информация. Особенно слова Спасителя: «Не знают, что делают». Иисус, на кресте, по-видимому, просто специально уменьшает вину всех, кто издевался над ним и приговорил к такой казни. И они вправду не знали, Кого казнят! 

В западной живописи примеров данного сюжета не много. Например, Хуан Фландрский, испанский художник средневековья, написал не только «Прибивание к кресту» (1496 г.), но и «Несение креста Христом» (1506 г.) и «Распятие» (1509 г.).

Русские художники почему-то старались обходить этот эпизод с прибиванием. А вот Распятие написали вдоволь. Можно вспомнить «Распятие» В.Л. Боровиковского, 1824 год.

И, конечно же, знаменитые гравёры не могли обойти такой эпизод. Гюстав Доре в своих иллюстрациях к Библии в 1866 году создаёт гравюру под названием «Христос пригвождён к кресту». Вообще, у него очень подробно рассмотрен сюжет «Распятие Христа». Естественно, само «Распятие», «Христос пригвожден к кресту», «Мрак на Голгофе», «Прибытие на Голгофу», «Поднятие креста», «Иисус падает под тяжестью креста».

Изображение находится: Тверская область, Бежецкий район, село Княжево. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1776-1781 гг.), масляная настенная живопись конца XIX века. (Изображение соответствует гравюре Гюстава Доре «Христос пригвождён к кресту»).

Корректура М. Зуйкова

Русавкино, октябрь 2023 г.


Рецензии