За что судили командиров субмарин

Из истории Второй мировой войны сложилось мнение, что самыми большими героями Третьего рейха были моряки-подводники, особенно командиры субмарин. А о командующем подводными силами Германии Карле Дёнице слагали легенды, мол, он был настоящим отцом-командиром своих подводников, сам встречал у пирса все возвращающиеся с похода субмарины, особенно те, которые потопили несколько судов противника. Но, если разобраться, это мифы.  И командиры допускали промахи и даже попадали под суд за разные прегрешения, да и гросс-адмирал Дениц не был таким уж добреньким, чтобы прикрывать все грехи своих командиров.
 
4 апреля 1943-го покончил с собой командир подлодки U-572 Гейнц Хирзакер, приговоренный трибуналом к смерти за трусость. Этот офицер не был единственным среди «серых волков» Деница, оказавшимся на скамье подсудимых. За какие еще проступки Дениц отдавал своих офицеров под трибунал?

Во время Второй мировой Германия поставила абсолютный рекорд в подводном кораблестроении, создав более тысячи субмарин. Для них подплав кригсмарине подготовил 1418 командиров, что стало еще одним рекордом в морской истории. Во время войны командирский корпус понес существенные потери: более 500 его представителей погибли в бою, 104 попали в плен. И это не говоря о том, что командиры подлодок находили свою смерть в катастрофах, умирали по естественным причинам или сводили счеты с жизнью. Случались и снятия с должности за различные провинности и нарушение законов. Последний пункт этого перечня – наименее известная часть истории подплава кригсмарине.

Немецкий корабельный устав гласил: командир – господин на борту корабля. Он мог наказать подчиненного за нарушение дисциплины. Но, если речь шла о более серьезных провинностях, например грубом нарушении устава или закона, или же совершении поступка, несовместимого с воинской честью, дело провинившегося разбирал военный трибунал. Но за что под суд попадали сами командиры подлодок? Причины могли быть разные, а приговоры выносились весьма суровые – вплоть до смертной казни.

Приговоренные к расстрелу
Капитан-лейтенант Гейнц Хирзакер служил на флоте с 1934 года. В начале войны он был назначен старпомом на подлодку U-64, участвовавшую в Норвежской кампании. 13 апреля 1940-го эту лодку, стоявшую на якоре в одном из фьордов у Нарвика, атаковал и потопил британский самолет. U-64 ушла на дно с частью экипажа. Однако большинству подводников (38 человек из 46) удалось спастись с затонувшего корабля. В том числе и Хирзакеру.

Все они были переведены на U-124, где Хирзакер  получил должность командира. При этом никто не догадывался, что ужас, пережитый на дне фьорда в «стальной трубе», нанес Хирзакеру тяжелую психологическую травму. У него развилась фобия, он больше не хотел служить на субмаринах. Хирзакер не мог официально признаться, что ему попросту страшно находиться на борту субмарины, поскольку это поставило бы крест на его карьере. Поэтому он несколько раз пытался перевестись, но безуспешно, так как опытные офицеры-подводники были на вес золота. Не поняв своего офицера, командование назначило Хирзакера командиром новой U-572.

По описанным выше причинам выполнять должностные обязанности Хирзакер в полной мере, похоже, не мог. Его первые два похода на U-572 были неудачными и полны странных происшествий: постоянная потеря контакта с противником, неисправность двигателей и возвращение на базу раньше срока. В третьем походе Хирзакер не выполнил приказ пройти Гибралтарский пролив, сославшись на плохую погоду.

Карл Дениц начал подозревать, что дело пахнет саботажем, поскольку командир U-572 не демонстрирует «необходимой энергии, решимости и абсолютной воли к победе». Дениц предупредил Хирзакера, что тот может оказаться в «черном списке», если не докажет, «что в нем есть нечто большее, чем он демонстрировал до сих пор».

Получив нагоняй, Хирзакер следующие два похода провел куда лучше и наконец открыл боевой счет, торпедировав четыре транспорта. Однако в ноябре 1942-го, во время шестого похода U-572, вновь начались проблемы. Чтобы помешать высадке союзников в Северной Африке, Дениц бросил подлодки к побережью Марокко. Но, в отличие от своих коллег, Хирзакер действовал вяло. У него было несколько возможностей атаковать суда союзников, но он уклонялся от боя.

После возвращения на базу 22 ноября 1942-го один из офицеров U-572 доложил Деницу, что во время похода субмарина все время отсиживалась под водой, хотя командир писал в вахтенный журнал иное. Дениц затребовал журнал как доказательство вины командира лодки, затем снял Хирзакера с должности и отправил под трибунал, обвинив в трусости.

В судебном процессе, проходившем в Париже, почти ничего не известно. На нем Хирзакер был признан виновным по §§84 и 85 Военно-уголовного кодекса (трусость в присутствии противника) и приговорен к расстрелу. После того как все просьбы о помиловании были отклонены, он застрелился из пистолета, который ему передали в камеру друзья, незадолго до казни, 24 апреля 1943 года.

Хирзакер оказался единственным командиром, осужденным за трусость, но не единственным приговоренным к смертной казни. 12 мая 1944-го бывший командир U-154, Оскар-Хайнц Куш, был расстрелян в Киле-Хольтенау.

Обвинение строилось на доносе старпома Куша – убежденного национал-социалиста Абеля. Куш был благоразумным и смелым командиром, безупречно управлявшим своим кораблем, но не ладил с Абелем, считая того посредственностью и «твердолобым нацистом». К неудовольствию последнего, Куш приказал убрать из кают-компании фотографию фюрера, объяснив, что на его лодке нет места «идолам». Кроме того, командир U-154 критически охарактеризовал Абеля, когда возник вопрос о назначении того командиром другой субмарины.

Абель написал донос на Куша, обвинив его в пораженчестве. К раздражению некоторых подводников, Карл Дениц, вместо того чтобы лично разобраться в ситуации, вынес сор из избы, передав командира U-154 суду. В итоге Куш был разжалован за трусость и подрыв боевого духа, приговорен к смертной казни и, несмотря на несколько просьб о помиловании со стороны коллег, казнен. Абель же был вознагражден назначением на U-193. Однако триумф его был недолгим: во время первого же похода с новым командиром эта лодка вместе со всем экипажем была уничтожена британским самолетом в конце апреля 1944 года. Куш, предсказывавший, что именно такая судьба и ждет любую субмарину под руководством некомпетентного Абеля, пережил своего обвинителя на две недели.

Пьянство
Немецкие подводники прославились кутежами, устраиваемыми после возвращения из похода. Снятие стресса с помощью спиртного считалось нормальным, и под пьянки были отведены отдельные помещения на базах подплава, где «серые волки» гуляли напропалую, после чего возвращались к своим обязанностям. Во всех остальных случаях пьянство не поощрялось, особенно у офицеров. В знаменитом немецком фильме Das Boot показан кутеж подводников во французском порту накануне выхода в поход. Тем не менее, среди них находились любители заложить за воротник даже на службе.

К их числу относился и командир U-298 Ортвин Хенселлек. В декабре 1943-го в пьяном виде этот офицер так управлял лодкой во время учений, что она столкнулась с другой субмариной. Его экипаж не предал этот случай огласке, но, как оказалось, зря. Загулы Хенселлека продолжились, и, когда он оскорбил экипаж, офицеры доложили начальству о поведении командира, и того вышибли с флота и отдали под суд. Хенселлек получил три месяца тюрьмы. После отсидки его отправили на передовую пехотинцем.

Его коллега Пауль Фреркс был хорошим подводником, что и доказал в августе 1943-го, став спасителем U-66 и ее экипажа. Фреркс принял командование, когда после боя с авиацией был выбит ее офицерский состав, и довел наполненную ранеными субмарину до базы. Дениц оценил это, назначив его командиром на новую U-975. Но у Фреркса были проблемы с алкоголем: в море он не пил, но зато злоупотреблял спиртным на берегу. Его арестовывали за разные выходки – вождение авто в нетрезвом виде и дебош в отеле с угрозой оружием персоналу. Терпение Деница лопнуло, когда пьяный Фреркс пригрозил пистолетом военному патрулю, пытавшемуся его утихомирить. Фреркса сняли с лодки и отдали под трибунал, который приговорил его к трем месяцам тюрьмы и к разжалованию в матросы.

Утрата воинской чести
3 марта 1943-го Август-Вильгельм Хевикер приступил к командованию новой лодкой U-671. Но спустя два месяца было установлено, что он нарушил кодекс офицерской чести, предположительно, из-за женщины. Офицер был снят с должности 4 мая, а 11 мая приговорен к году тюремного заключения за подстрекательство к тяжкому преступлению, неповиновению, дезинформацию и кражу при отягчающих обстоятельствах, лишен звания и разжалован в матросы.

Превышение должностных полномочий
В немецком флоте рукоприкладство офицеров по отношению к младшим чинам сурово каралось.

Примером здесь может послужить случай командира U-637 Гюнтера Зедилиуса. 21 июля 1944-го, во время прохождения лодкой и ее экипажем учебного курса, Зедилиус был отстранен от командования, отдан под трибунал за жестокое обращение со своими подчиненными и в итоге разжалован в матросы и приговорен к шести неделям ареста.

Халатность
Утром 8 апреля 1944-го в балтийском порту Пиллау произошла катастрофа: в гавани столкнулись учебная подлодка U-2 и пароход «Хельми Зеле». В результате полученных повреждений U-2 затонула. На ней погибли 17 членов экипажа. Командир субмарины Вольфганг Шварцкопф был отдан под суд и приговорен к шести месяцам тюрьмы за халатность, повлекшую гибель людей и корабля. Но впоследствии срок наказания снизили до 1,5 месяца тюрьмы.

Сексуальные преступления
В Третьем рейхе гомосексуализм считался уголовным преступлением и карался тюремным заключением.
Два командира немецких лодок были осуждены за сексуальные домогательства по отношению к членам экипажа. Одним из них был командир U-3 Гельмут Францке, осужденный по §175 УК Германии за гомосексуализм, разжалованный в матросы и приговоренный к 1,5 года тюрьмы.

Подобное обвинение было выдвинуто и против командира U-1008 Хартмута Шиммельпфеннига, который якобы вступал в сексуальный контакт с матросом. Сам офицер отрицал это, утверждая, что, будучи пьяным, он всего лишь вел себя несколько фривольно. Тем не менее его лишили звания и отправили на 18 месяцев в тюрьму.

Избежавшие наказания
Впрочем, не все попадавшие под суд подводники были осуждены. К примеру, в феврале 1942-го командиру U-333 Петеру Кремеру удалось выйти сухим из воды, когда трибунал разбирал его дело о потоплении немецкого судна, принятое им за вражеское. То же самое произошло с командиром U-453 Эгоном фон Шлиппенбахом, нарушившим запрет на атаку госпитальных судов. Он был отдан под суд, но сумел оправдаться.
 


Рецензии