Шичбы и хачматаки
(фрагмент книги "Древние народы Дагестана", которая готовиться к изданию)
Еще два этнических имени образованные по тому же принципу, что чилбы и лпины, приводится в списке кавказских народов, напавших на Армению, историк Фавстос Бузанд (1953, кн. 3, гл. VI1, с.15). Речь идет о шичбах, которая дается без привязки к определенному месту и хачматаках. Морфологический строй названия шич-бы довольна прозрачен (основа шич + показатель числа -бы ) и не требует особых разъяснений. Структура же второго названия хачматаки осложнена фрагментом -гаты, с помощью которого в средневековой традиции обозначали имена некоторых народов типа массагеты. Правда, здесь этот фрагмент представлен в перевернутом виде хачма-таки вместо хачма-к(г)аты ([хачмак(г)еты).
Фавстос Бузанд, рассказывая о событиях армянской истории середине 4 в. н.э. приводит эти имена и сообщает, что Маскутский царь Санесан, собрал «все войска, — гуннов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глуаров, шичбов и чилбов, и баласичев и егеованов, и несметное множество других разношерстных кочевых племен, все множество войск, которым он повелевал. Он перешел свою границу большую реку Куру и наводнил армянскую страну». Отмечены хечматаки и в перечне племён, упоминаемых Вардапетом Егише: гунны, лпины, чилбы, хечматаки, ваты, гавы, глуары, хрсаны, пасхи, посхи, пюкуане, катшы, гелы, «все войско Табасарана, горного и равнинного».
Как показывает морфемный анализ, основой названия хачматаки является «хачма-». Многие исследователи считают, что название азербайджанского ныне города Хачмаз происходит от названия хачматаков. Мы со своей стороны полагаем, что в этом случае необходимо разграничить хачматаки от его основы, которая по звуковому переходу б > м на дальнем хронологическом уровне восходит к *хачба, где -ба показатель числа, как и в предыдущих названиях. Структурно Хачмаз представляет собой сокращенный вариант от исконного Хачма-зан и означает, букв. «земля (место) хачбов» или «хачов», также как Лакз является сокращенным вариантом исконного Лакзан и означает «земля (место) леков». Чтобы предостеречь от возможных заблуждений стоит также отметить, что семантически название этого народа в его реконструируемой версии *хач не связано с армянским обозначением креста, это простое совпадение. А что касается Хачмаз, то по своей локализации, как мы знаем, он привязан к берегу Каспийского моря как некогда, можно сказать, и место обитания народа «хачбы» на основе имени которого образовалось это название. Следовательно, исходя из такого расклада, можно также утверждать, что показатель числа би(а), с помощью которого образуются многие этнические имена народов древности обитавших от Каспийского моря до восточных районов современной Грузии, по сути до глубины кавказских гор, и южнее линии основного хребта, является прерогативой исключительно лезгинских языков. Следовательно, и народы эти относятся к ним же.
Свидетельство о публикации №223110300606