Спасение, вера и человечность

               ***

Как-то прочел у митрополита Антония Сурожского, что после смерти Бог спросит человека не столько о том, в какие догматические формулы он верил, сколько о том, был ли он человечным. Это высказывание, конечно, может показаться экуменичным: Вам скажут, что христианство - это не религия спасения хороших людей. Да, конечно. Иначе непонятно, зачем верить в Иисуса и следовать Его учению. Но, с другой стороны, если делать акцент только на "правильных догматических формулах", а не на человечности, то можно подумать, что христианство - это религия спасения плохих людей, верящих в правильные догматы. И это напоминает протестантское учение об оправдании только верой. Конечно, и с православной точки зрения можно сказать, что спасение по милости Божьей, и поэтому спасаются все равно плохие люди, - святые считали себя последними грешниками. Правда, в православии есть ответ на вопрос "а почему спасаются не все плохие люди?" - и ответ этот не в теории предопределения, как у некоторых протестантов, а в том, что часть людей, судя по их жизни, всем сердцем приняла благодать спасения. А теперь снова о хороших людях. Да, хорошие люди есть в разных конфессиях. И в других религиях. И даже среди атеистов. Хорошие - значит, добродетельные. Спасает ли Бог только за добродетель, даже если вера неправильная? Если да, то, значит, правильная вера не так уж важна. А если нет.. Тогда выходит, что не важна добродетель.. Или нужно вслед за Августином считать, что добродетели неправославных (у Августина - язычников) - это блестящие пороки. И тут на поверхности снова появляется призрак кальвинизма. Выходит, у неправославных добродетели не ведут к спасению, потому что они "предопределены" не спастись. Отсюда у них и вера такая неправильная. Они обречены. Несмотря на все добродетели. Вот здесь и приходишь к выводу, что Бог все-таки судит нас не только на основании веры, но на основе нашей человечности. Что перевесит: правильная вера - человечность, или человечность - веру неправильную? Наверно, вопросы заданы неверно. Ясно только, что в вопросе о спасении надо учитывать не только истинность веры, но и истинность человечности. А будут ли спасены неправославные - известно Богу. А православным известно, что спасение - через Единую и Святую церковь. Будут ли все неправославные в аду, или нет - это решает Он, Его милость и Его справедливость..


Рецензии
Понравилось рассуждение, как всегда точно и чётко о тонкостях. "...в вопросе о спасении надо учитывать не только истинность веры, но и истинность человечности". Аминь. Спасибо большое!

Алевтина Ремаркина   03.11.2023 14:33     Заявить о нарушении
Спасибо

Боб Жмуркин   03.11.2023 14:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.