Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь

       Да, действительно хорош сегодня Варницкий монастырь!

       Строгое каре из двухэтажных служебных зданий и новеньких корпусов православной гимназии еще более подчеркивает воздушные, ажурные формы находящихся в центре композиции соборов - Троицкого и Сергия Радонежского.
       Сочетание оттенков красного и белого цвета в окраске создает впечатление необыкновенной чистоты. Да это и не только впечатление – чистота повсюду, территория очень ухоженная, что, видимо, стоит немалых трудов обитателям монастыря! Одни цветы сколько внимания требуют - цветочные клумбы обрамляют все газоны.

       Это действующий монастырь, что нисколько не мешает приветливому и благожелательному приему туристов и паломников, которые, при желании могут разместиться в монастырской гостинице.
      
       Из двери светлого двухэтажного здания вышел стройный молодой человек, видимо, дежурный. Черные брюки, черные рубашка и обувь - это форма здешней православной гимназии. Он направился к углу здания, у которого я как раз выбирал вид для фотосъемки и несколько раз дернул за веревку, привязанную к языку небольшого колокола… Через считанные секунды распахнулись двери учебного корпуса и на территорию посыпались, словно черные галчата, оживленные гимназисты.
       - Обед, - пояснил мне дежурный и направился к трапезной. Он оказался очень общительным. На коротком пути, пока я его провожал, он рассказал, что живут и учатся они здесь в православной гимназии-пансионе:
       - Варницкий  монастырь мне очень нравится, поэтому я выбрал для себя учебу здесь, в гимназии… Поступить было непросто – конкурс 4 человека на место.
       В первые дни скучал по родителям, по друзьям, но это быстро прошло – в распорядок дня не вписывается! Скучать некогда - пою в хоре, занимаюсь спортом. Много экскурсий и познавательных поездок.
       После гимназии?  Готовлю себя к поступлению в семинарию Троице-Сергиевой лавры.

       Буквально накануне я побывал в находящемся неподалеку Борисоглебском монастыре, поэтому не удержался от вопроса, почему так резко отличается его состояние от Варницкого?!

       - Просто мы относимся к Московской епархии, а Борисоглебск – к Ярославской… - сообщил мне гимназист и растворился в дверях трапезной.

       В самом деле просто… Как я сам не догадался, у нас все так построено!


       Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь на окраине Ростова Великого, несмотря на свою скромность, все же выделяется среди монастырей Русской православной церкви. История этого монастыря связана, как минимум, с четырьмя русскими святыми: преподобным Сергием Радонежским, святыми его родителями Кириллом и Марией, а также святым архиепископом Ростовским Ефремом. Главная отличительная черта этого монастыря – он был основан и находится на месте рождения Сергия Радонежского.

       На месте, где сейчас находится монастырь, в начале XIV в. была усадьба именитого боярина Кирилла. Кирилл состоял на службе у ростовских князей Константина Борисовича и Василия Константиновича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Происхождение супруги его – Марии, доподлинно неизвестно, но существует версия, что она была родом из знатных ордынцев-чингизидов.
       Здесь, в боярских хоромах, в 1314 году у них родился сын, которого назвали Варфоломей. Со временем он стал самым знаменитым русским игуменом, более того – почитаемым как Игумен Земли Русской.

       Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Вместе с ним учился старший брат Стефан и младший Петр. Братья в обучении были успешны, а Варфоломей далеко отставал.
       Учитель постоянно наказывал его, товарищи смеялись, родители укоряли… Мальчик из-за этого очень переживал, проводил ночи над книгою, но грамота все же ему не давалась и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал Варфоломей от бессилия…
       Все изменилось после одного случая. Однажды отец послал его поискать в окрестностях усадьбы жеребят. Такие задания были особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей.
       На поле увидел Варфоломей незнакомого старца-черноризца, который молился под раскидистым дубом. Поклонившись ему, мальчик почтительно отошел в сторону и встал неподалеку. Старец окончил молитву, ласково подозвал его к себе, благословил и спросил:
       - Что тебе надобно, чадо?
       - Помолись за меня Богу, святой отец, - сказал сквозь слезы Варфоломей. - Попроси у него, чтобы открыл он мне учение книжное! Верю я, что Бог примет твои молитвы…   
       Старец помолился и бережно вынул спрятанный на груди небольшой ларец. Открыв его, он взял оттуда частицу святой просфоры, и, благословляя ею Варфоломея, промолвил:
       - Возьми, чадо, и съешь… Сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее.

       Легенда красивая. Но в каждой легенде есть доля правды, именно поэтому они и живут веками, передаваясь из поколения в поколение…
Эта встреча оказалась поворотной в судьбе отрока Варфоломея. Он преуспел в обучении и в дальнейшем сам стал величайшим Учителем в истории православной Руси.

       Встречу Варфоломея со старцем увековечил живописец, мастер монументальной картины и лирического пейзажа Михаил Васильевич Нестеров.
       В 1890 году художник закончил писать, пожалуй, самую известную свою картину – «Видение отроку Варфоломею» на сюжет «Жития преподобного Сергия». Эта картина открыла цикл работ, посвященных Сергию Радонежскому, основателю Троице-Сергиевой лавры.
       Для Нестерова этот святой стал воплощением нравственного идеала — его образ волновал художника на протяжении всей жизни:
       - Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте… любившего родину и стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью.
      
       Нужно сказать, что сначала картина вызвала самые разные отзывы (в том числе и критические), но стала сенсацией на XVIII Передвижной выставке и была приобретена Третьяковым.
       До самого конца своей жизни Нестеров был убежден, что «Видение отроку Варфоломею» — это лучшее, что удалось ему создать.

       Отрок Варфоломей прожил в родной усадьбе вместе с родителями первые 14 лет своей жизни.

       В то время при Иване Калите Русь получила необходимую ей передышку – сорок лет «великой тишины». Она стала возможной только благодаря тому, что князь Иван сумел обеспечить полную и своевременную выплату ордынской дани с русских земель.
       Правители Орды были вполне удовлетворены таким положением дел и не препятствовали постепенному усилению московского княжеского дома.
      
       Попали под влияние московских князей и Ростовские земли. Получив от хана распоряжение о сборе недоимок в Ростове, князь Иван предпринял суровые меры. Посланные им воеводы Василий Кочева и Мина учинили в Ростове настоящий погром.
       Насилием, а порой и пытками они заставляли жителей отдавать последние деньги и ценности.

       Не избежали этой участи и родители Варфоломея. Славный и именитый некогда боярин Кирилл  под старость стал терпеть нужду.

       История не оставила никаких документов, но, вероятно, что Кирилл, как ближний боярин князей Ростовских, стал испытывать притеснения от московских наместников. Возможно, лишился он тогда не только боярских почестей, но и всего своего состояния.
       Тяжело было Кириллу оставаться в Ростове, а может быть, и прямо приказано было ему удалиться из города, и потому он решил, лишь только откроется возможность, покинуть родную землю и перейти на службу к другому князю.

       Возможность скоро представилась. Во второй четверти XIV века в состав Московского княжества вошел Радонеж, маленькое село в 60 верстах к северо-востоку от Москвы. Великий князь ввиду малолетства младшего своего сына Андрея, в собственность которому было передано село, поставил в Радонеже наместника – Терентия Ртища.
       Ртищ, желая привлечь большее число поселенцев в этот, почти незаселенный тогда край, объявил именем князя разные льготы переселенцам. Лишь только это стало известно в Ростове, многие из его жителей, в надежде найти себе облегчение, потянулись в Радонеж.

       «Кирилл сперва зверем взвился:
       – К московскому татю? К ворогу?! Чести, совести ся лишить! И баять не хочу!
       Но после, поглядев внимательней в отчаянные глаза Марии, под дружный хор голосов всей застольной братии, - сник, потишел, начал угрюмо внимать, покачивая головою» (Балашов Д.М. «Государи московские», 1999)

       В полном разорении и унижении покинул Кирилл родные места и оказался со всем своим семейством в числе таких переселенцев.
       В те тяжелые времена он и представить себе не мог, что через какие-то сто лет на месте его усадьбы будет заложен монастырь в память о сыне его Варфоломее…

       Троице-Сергиев Варницкий монастырь основал в 1427 г. святитель Ефрем, архиепископ Ростовский, как памятник преподобному Сергию Радонежскому.
       Вторая часть названия этого монастыря является сугубо местным топонимом. В этих местах добывали соль в XV–XVII вв. Если на русском Севере ее извлекали из морской воды, то на северо-востоке в качестве источника использовались подземные соляные воды. Колодцы делались рытые, а при глубоком залегании - буровые.
       Рассол обогащался вымораживанием или выстаиванием, а затем вываривался на железных сковородах или в больших котлах в многочисленных солевых варницах.
 
       Неизвестно, какое имя носило тогда это селение, расположенное близ речек Ишни и Песошни (последнюю, заросшую травой, сейчас не так-то легко заметить — она открывается взгляду лишь во время разлива). В XVI—XVII веках оно называлось Никольской слободой, об этом мы узнаем из писцовых книг («в слободке Никольской, где бывали варницы на речке Ишне...»). Название это происходило от храма св. Николая, разобранного вследствие своей ветхости в конце XVII века.

       По замыслу основателя монастырь был построен на месте, где находился родительский дом великого русского святого.
       К счастью, в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о семье именитого боярина Кирилла и супруги его Марии и могли указать Ефрему место, где некогда находился их дом.

       В те времена слобода была довольно многолюдной, процветание ее было связано с соляным промыслом.
       Когда добыча соли прекратилась, то и слобода начала пустеть. От соляных варниц ей осталось лишь имя, под которым она известна и сейчас.

       Запустение постигло и Варницкий монастырь. Здесь не было подвижников, известных особыми молитвенностью и прозорливостью, подобных, например, Иринарху в Борисоглебском монастыре. Здесь не было святынь, ради которых паломники были бы готовы преодолевать десятки и сотни верст… Поэтому отнюдь не странно, что долгое время он оставался не просто бедным, а очень бедным, и не имел каменных храмов даже в XVII веке, когда уже во многих обителях они появились.

       Во время польско-литовского нашествия Варницкий монастырь не избежал печальной участи — интервенты сожгли его и разграбили. Польско-литовская интервенция главной своей целью, помимо прямого грабежа, ставила насаждение католичества в России «огнем и мечом».
       Поэтому там, где прошли польско-литовские войска, всегда осквернялись и разрушались храмы и монастыри, жестоко преследовалось и истреблялось духовенство, народ одурманивали ложью и посулами, стремясь навязать ему латинский папизм.

       После этого обитель влачила самое жалкое существование вплоть до 1624 года, когда царь Михаил Федорович дал ей жалованную грамоту.

       В 1725 году по распоряжению архиепископа Ростовского и Ярославского Георгия, Варницкий монастырь даже обращался в девичий и сюда переводились монахини Рождественского монастыря. Варницкую братию переселили, в свою очередь, в Спасо-Песоцкий монастырь, находившийся бок о бок с Яковлевским и спустя несколько десятилетий приписанный к нему.
       Эксперимент окончился полной неудачей… Инокиням в Варницах пришлось тяжело. Испытывая недостаток во всем, начиная с дров и пропитания, они в том же 1725 году обратились к владыке Георгию с просьбой перевести их обратно в Рождественский монастырь.
       Ходатайство было удовлетворено не сразу. Шесть лет сестры переносили невзгоды, подвизаясь в бедной, удаленной от города обители.
       В 1731 году в Троице-Сергиев Варницкий монастырь вернулись монахи.

       В 1770 году началось строительство каменного собора с колокольней, освященного в 1771 году во имя Святой Троицы (как и прежний, деревянный, храм).
       В 1829 году в монастырской летописи впервые встречается упоминание о новой Введенской церкви — в связи с приездом архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама, осматривавшего ее.

       В конце XIX века с южной стороны вблизи монастыря была построена богадельня для престарелого и бедного духовенства Ярославской епархии и странноприимный дом. Постройки созданы на деньги благотворителей, одну тысячу рублей внесла и Варницкая обитель. Это показывает, что состояние Варницкого монастыря в течение XIX века настолько поправилось, что он уже сам получил возможность благотворить.

       В 1892 году в память о 500-летии преставления преподобного Сергия Радонежского это здание было переустроено в церковно-приходскую школу, позже Святейший Синод присвоил школе имя «Сергиевская».


       Историю Варницкого монастыря не назовешь простой. Он разорялся поляками, влачил нищенское существование, был почти до основания разрушен в годы советской власти.

       После празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Русской православной церкви стали возвращать храмы.

       В 1995 году было возвращено то, что осталось от Варницкого монастыря…
Сей акт явился поворотным пунктом в судьбе многострадальной обители, ее сразу же взяла под свою опеку и покровительство Свято-Троицкая Сергиева лавра. 
       Одновременно с началом восстановительных работ при возрождающемся монастыре была создана воскресная школа.

       В 1998 году восстанавливать монастырь в Варницах был назначен иеромонах Силуан. Много сил потратил отец Силуан и его помощники, чтобы ожило полуразрушенное здание Сергиевской школы, наполнилось учащимися и учителями, вновь стало полноценным православным учебным заведением.

       В 2004 году при гимназии был создан пансион, куда в десятый класс приняли 26 юношей, успешно окончивших девять классов светской школы.

       В 2005 году гимназия и пансион получили государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

       Варницкий монастырь небогат по части чтимых издревле икон и иных святынь. Однако, являясь своего рода памятником преподобному Сергию и его родителям, он уже сам по себе заслуживает того, чтобы называться святыней.

       Сегодня о возрожденном монастыре и гимназии-пансионе на родине преподобного Сергия знают во многих уголках России и далеко за ее пределами: монастырь и гимназия принимали гостей из Сербии, Греции, Франции, Бельгии, Голландии, США и других стран.



        Источники:
       
        Вахрина В.И. Ростовский Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Родина Преподобного Сергия Радонежского. - Рыбинск, Медиарост, 2014.
      
        Колычева Е.И. Православные монастыри второй половины XV-XVI века //Монашество и монастыри в России. XI-X века. Исторические очерки. - М., 2002.
       
        Ключевский В. Краткое пособие по русской истории. - М., 1906


Рецензии