Эпические нарты имеют монг. этимологию

НАРТЫ имеют монг. этимологию


Первым это утверждал осетинский учёный академик Абаев. Но при этом он предложил не совсем адекватную этимологию- от монг. НАР "солнце". Ему стали активно возражать, пытаясь раскопать всё же индоевропейскую этимологию, при чём такую, куда можно вставить осетинский показатель множественности "таь".

Обоснование Абаева тоже вызывало удивление и оставляло много вопросов. У него выходило так, что предки осетин где-то там (в Монголии?) якобы исполняли на музыкальных инструментах нартский эпос монгольской публике. Всё это способно вызвать у любого кавказца чувство недоумения. Ведь нартский эпос представлен на Сев. Кавказе не только у осетин. Но и это ещё не всё. Отношения между "асуут/ясууд" и чингизидами оставляли желать лучшее. Они попали в чёрный список племён, помогавших кипчакам, были основательно побиты, ограблены и частично уведены с собой в Монголию, где, правда, со временем сумели подняться на караульной службе.

Мы согласно с Абаевым с тем, что "нарты", это не от индоевропейского НАР "бык, муж", оформленное осетинским показателем множественности.

Ойрат. Синьцзяна НЕРТАЬАЬ "известный, популярный, знаменитый", НЕРЕН "имя,название". Халха-монг. НЭР "имя, название", НЭРТ "знаменитый, известный, видный, популярный", НЭРТЭЙ "именитый, пользующийся авторитетом, известностью".

О возможном отношении к солнцу скрыто здесь: НАР(ан) "солнце, солнечный", НАРЛАГ МОНГОЛ "солнечная Монголия", НАРТ ЕРТОНЦ "подлунная, подсолнечная, Вселенная, мир", НАРТАЙ "солнечный, освещённый солнцем".

Мы предпологаем, что в случае с "НАРТЫ" здесь всё же логичнее предположить "НЭРТ" - "знаменитый, известный, популярный", а монг. обозначение "солнца" и т.п. могло изначально иметь форму НАЙР(ан), если обе основы где-то не пересекаются, обнаруживая какое-то более архаичное общее значение.

Мы предпологаем, что чингизиды-Хамаг Монгол Улс- к нартскому эпосу точно не причастны и это, скорее всего, из парамонгольской лексики Сев. Кавказа.


Рецензии