Генетика южноевропеоидной расы. Главные компоненты

Генетика южноевропеоидной расы. Главные компоненты.
Население Ближнего Востока/Западной Азии имеет очень сложный этнический состав: здесь проживают народы, говорящие на индоевропейских, семитских, тюркских, кавказских языках. Взаимное расположение на графике популяций, относящихся к южноевропеоидной расе, помогает прояснить родственные связи населения ближневосточного/западноазиатского региона.

С этой же целью на график добавлены древние предковые источники, относящиеся к мезолиту, неолиту и бронзовому веку:

MAR_Taforalt - палеолитические охотники-собиратели Северной Африки.
GEO_CHG - кавказские охотники и собиратели.
TUR_Barcin_N и TUR_Tepecik_Ciftlik_N - неолитические земледельцы Анатолии.
Levant_PPNB - неолитические земледельцы Леванта.
IRN_Ganj_Dareh_N - неолитические земледельцы Загроса.
Kura-Araxes_ARM_Kaps - население куро-аракской культуры бронзового века; культура располагалась на Северном Кавказе, в Закавказье и прилегающих районах Турции и Ирана.
Yamnaya_RUS_Samara - племена ранних индоевропейцев ямной культуры понто-каспийских степей.
IRN_Shahr_I_Sokhta_BA2_I8728 - жители городского поселения бронзового века из юго-восточной части Ирана.

Данный график построен по первым двум компонентам, и отражает вклад в современную генетическую картину в первую очередь основных, то есть, местных ближневосточных источников, и в меньшей степени позволяет учитывать более поздние и не столь внушительные влияния извне: раннеиндоевропейское, тюркское, славянское.

В чём разница между ближневосточными/западноазиатскими источниками палеолита/мезолита/неолита? Вероятно, существовала отколовшаяся от древнейшего человечества местная верхнепалеолитическая группа, в той или иной степени предковая как для североафриканских и кавказских охотников и собирателей, так и для анатолийских, левантийских и иранских земледельцев, группа, наибольшее сходство с которой сохранили, вероятно, Levant_PPNB. TUR_Barcin_N отклоняются от этой предположительно исходной точки в направлении Европы, то есть, должны иметь примесь европейских охотников и собирателей; MAR_Taforalt отклоняются на юг, в сторону Субсахарской Африки, и должны иметь негроидную примесь; GEO_CHG и IRN_Ganj_Dareh_N сдвинуты далеко-далеко на восток, к популяциям Южной Индии, и этот сдвиг можно объяснить только участием в их генезисе южноазиатского элемента, подобного IRN_Shahr_I_Sokhta_BA2_I8728, чьё присутствие на Иранском плато задокументировано для бронзового века и чьи предки видимо проживали здесь и ранее; наконец, GEO_CHG вдобавок смещаются несколько вверх относительно родственных им иранских земледельцев - скорей всего, из-за дополнительной примеси от древнего населения Сибири, известного как Ancient North Eurasian (ANE). Таким образом, западноазиатский генофонд уже в неолите отличался значительным разнообразием.

В бронзовом веке генетическая карта Ближнего Востока подверглась определённой унификации. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что ни одна из ближневосточных популяций не близка к анатолийским и левантийским земледельцам. С анатолийскими земледельцами - автохтонами Малой Азии - относительное сходство проявляют лишь сардинцы, а современное население Турции сдвигается от них глубоко в сторону иранских земледельцев и кавказских охотников и собирателей. Подобный же сдвиг относительно левантийских земледельцев демонстрируют народы, населяющие сейчас Израиль, Ливан, Сирию, Иорданию. Очевидно, в бронзовом веке в регионе произошли существенные демографические изменения, в результате которых потомки местных ранних земледельцев получили кавказо-иранскую примесь. Причём генетические потоки двигались в обеих направлениях и GEO_CHG были существенно разжижены анатолийско-левантийской добавкой.

Тем не менее, несмотря на указанную нивелировку, современный генофонд Западной Азии до известной степени сохраняет определённые закономерности и особенности неолита. При движении по графику сверху вниз, начиная с южноевропейцев, примесь анатолийских земледельцев падает, а левантийских земледельцев растёт. Южные европейцы находятся между TUR_Barcin_N/TUR_Tepecik_Ciftlik_N и Yamnaya_RUS_Samara и являются главным образом миксом анатолийцев и индоевропейцев, подобных "ямникам", образуя свой собственный кластер, к которому примыкают и европейские евреи - ашкеназы, сефарды, романиоты, - по соотношению предковых компонентов схожие с южными итальянцами и эгейскими греками.

Следующий кластер можно назвать левантийским и он объединяет ливанцев, друзов, сирийских евреев, караимов, алавитов, палестинцев-христиан. По сравнению с западносредиземноморскими соседями, у данной группы популяций примесь Levant_PPNB более значительна, чем примесь TUR_Barcin_N/TUR_Tepecik_Ciftlik_N, а самое главное, здесь проявляется существенный кавказско-иранский вклад, который малозаметен в Южной Европе. Население Палестины римского периода демонстрирует общность именно с левантийским кластером.

Легко заметить, - и это весьма примечательно, - что палестинцы-христиане и палестинцы-мусульмане не состоят в близком родстве. Палестинцы-мусульмане принадлежат не к левантийскому, а к арабскому кластеру, объединяющему бедуинов, сирийцев, иорданцев, иракцев, население Аравийского полуострова. Характерной особенностью данного круга популяций является отсутствие южноевропейской примеси, примеси анатолийских земледельцев. Арабы были образованы, опуская нюансы, смешением левантийских земледельцев и кавказо-иранцев.

Поворачивая от Южной Европы вправо, мы натыкаемся на переднеазиатский кластер: анатолийские греки, лазы, армяне, месхетинцы, удины, ассирийцы, горские и грузинские евреи (объединены в Caucasian_Jew), иракские, иранские и курдские евреи (объединены в Iranian_Jew), халдеи. У анатолийских греков относительно высоки частоты TUR_Barcin_N, но при движении с запада на восток присутствие анатолийцев сокращается и возрастает компонент GEO_CHG, достигающий наивысших значений у грузин; влияние левантийских и иранских земледельцев здесь несколько ослаблено. Соответственно, грузины с их максимальным среди современных этносов уровнем CHG в 50-60% формируют обособленный кластер, в который попадают и абхазы.

Весьма своеобразен северокавказский кластер, распадающийся на нахско-дагестанскую и западно-кавказскую (адыги, карачаево-балкарцы, осетины, кумыки) ветви. Нахо-дагестанцы представляют собой смесь CHG и ранних индоевропейцев, и сдвинуты к "ямникам" на графике сильней, чем кто-либо ещё. Западнокавказцы также являются сочетанием CHG и Yamnaya_RUS_Samara, но отличаются от нахо-дагестанцев дополнительной восточноазиатской примесью. Вероятно, их индоевропейская примесь была получена из иного источника, чем у народов Северо-Восточного Кавказа, и могла быть опосредована тюрками.

Наконец, в иранском кластере, включающем также и тюркоязычных азербайджанцев, доминирует компонент IRN_Ganj_Dareh_N; при этом иранские популяции на графике вытягиваются в хвост, завершающийся телугу и тамилами - очевидно, все они в той или иной степени имеют южноазиатское, условно дравидское влияние.

Турецкий генофонд, вобравший в себя различные генетические импульсы - центральноазиатский, переднеазиатский, южноевропейский, иранский, славянский, кавказский - и в силу этого занимающий на графике как бы срединное положение, заслуживает отдельного рассмотрения. Главные компоненты не отражают в полной мере его специфику. Если выделять его западноазиатскую часть, то можно констатировать, что у турок вероятно нет какого-то одного явно доминирующего источника западноазиатской генетики, хотя поток генов от популяций переднеазиатского кластера, то есть, армян, анатолийских греков, лазов и т.д. скорей всего был наиболее значительным.


Рецензии