Дух реального гуманизма в мире и в России

Дух реального гуманизма в мире и в России
ДУХ РЕАЛЬНОГО ГУМАНИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ
(Субъективные заметки)
  В данной заметке речь будет идти о «мифолого-религиозном знании» и его отражении в повседневной общественной и индивидуальной жизни людей, но в отвлечении, насколько это возможно, от собственно религиозных ритуалов и обрядов. Хотя, соблюдение ритуалов и обрядов – обязательный атрибут религии как института, однако сводить мифолого-религиозное знание исключительно к знанию и умению совершения ритуалов и обрядов,  ошибочно.  Мифолого-религиозное знание с самого начала возникает как форма накопления социального опыта, обобщения и объяснения нашими предками явлений, событий и вызывающих их процессов в окружающем мире.
      Многие понятия и категории современного философского и научного знания естественно первоначально зародились  вместе с с мифолого-религиозным знанием. А наш выдающийся знаток специфики мифа А.Ф.  Лосев считал; «…наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпая из нее свои исходные интуиции …». 
      Рассмотрение гносеологических тонкостей взаимодействия научного и мифологического познания не входит в нашу задачу, но мы попытаемся показать историческую связь между функционирующими светскими идеологиями в современном мире и идеологиями мифолого-религиозными. А основной нашей задачей мы считаем необходимость  показать, что идеология реального гуманизма подтверждает уже возможность и даже необходимость научными методами культивировать духовные ценности человечества, провозглашавшиеся в мировых религиях методами мифологического познания (речь идёт о действительных духовных ценностях, а не обо  всём том, что в мифолого-религиозны учениях представлено). Речь идёт о ценностях реального гуманизма. Реальный гуманизм (социальное общество/социализм/коммунизм) представляет возможным функционирование общечеловеческих ценностей, сложившихся в условиях простого или первобытного  общества. Фрагментарно они проявляют себя и в сложном классовом обществе, но уровень развития производства, включая главную её часть, т.е. производительную силу человека, не позволяет преодолеть повсеместно эту фрагментарность. В условиях роста значимости духовного производства растёт значимость нравственно-моральных или этических качеств личности.   
   .  Как ни отличались в прошлом и не отличаются в настоящее время мифолого-религиозные системы друг от друга, в них всегда  имели и имеют место общечеловеческие социальные мотивы, хотя и принимающие различные формы и варианты выражения. Одним из таких мотивов-принципов является «справедливость»:  «Ма-ат», (Древний Египет) «Рита»/«Дхарма» (Древняя Индия), «Дао» (Древний Китай), «Логос» (Античная Греция). Принцип справедливости логически связан с мировым  порядком, с  принципом единения.
    Представление о единении формируется в первобытном коллективе в борьбе с «зоологическим индивидуализмом». Простое человеческое общество – результат преодоления в длительной борьбе зоологического индивидуализма. Сложное общество, в котором сейчас пребывает человечество есть общество, в котором идёт  борьба со статусным или социально-классовым индивидуализмом и антагонизмом. Статусный или социально-классовый антагонизм постоянно нарушает единство социума и грозит его разрушить.
    Духовной революцией, прорывающей тысячелетние убеждения в правомерности неравенства людей стали мотивы (идеи),  признающие всех людей равными.  Обычно для подтверждения приводят цитаты из Посланий Апостола Павла к Галатам и к Колосянам  (Галатам: 3: 28; Колоссянам: 3:11). Но мало признать всех людей равными,  следует также устремлять их к единению, синергии: «…да будут все едино…»; «да будут совершены; воедино» (Иоанн17:21;23).
    Различные социальные группы неодинаково воспринимали и воспринимают  элементы мифолого-религиозных идеологий. Как и культура в целом, религия в сложном обществе делилась и делится на «две религии»: религию или религии привилегированных  классов и религию или религии низов, а следовательно, они проецируют  два основных типа этоса: этос привилегированного класса  и этос народный. Обобщённо можно сказать: этос привилегированных классов ориентировался на индивидуализм, в пределе не отличающийся от зоологического индивидуализма; этос трудящихся масс ориентировался на справедливость, коллективизм (эта ориентация подпитывалась  сохранением общинных, клановых отношений). Первый тип этоса ориентирует на постоянное сохранение эксплуататорских отношений вплоть до возрождения рабства и порождает постоянно военные конфликты. Второй – ориентирует на реализацию справедливости и единения людей, которая была присуща в целом простому обществу.      
     Максу Веберу удалось показать, как в европейских странах сформировался этос или дух капитализма. Этот этос вначале исторически был более прогрессивным, чем этос феодально-сословного общества. Этот этос ориентирует личности на  использовании тех  средств, которые находятся в её распоряжении ( земли, богатства, власти, таланта), в превращении их в средства непрерывной наживы, т.е. капитал. Этот этос (дух) капитализма стал господствующим среди  населения стран Запада. Это и объясняет тот факт, что страны Запада первыми стали странами самого развитого капитализма. И в качестве таковых они сумели превратить огромные пространства планеты Земля  в свои колонии или полуколонии, что позволяет им поддерживать в целом более высокий уровень жизни рабочего класса в своих странах. Это обстоятельство объясняет противоречивый факт: более охотного и близкого принятия трудящимися массами России идей, которые  рождены были на Западе, которые предложили им большевики, т.е. идей Маркса и Энгельсм, философски и научно обосновывавших то, что присутствовало в мифолого-религиозных учениях
     Этос большевизма (коммунизма) в России подошёл на тот момент не только рабочему классу, но и крестьянским массам и показался ближе, чем этос, предлагаемый и царской властью и временным правительством. Опираясь на это духовное завоевание наиболее активной массы трудящихся (пролетариат и крестьян в солдатских шинелях), большевики взяли власть и попытались реализовать (не без ошибок и промахов) идеи реального гуманизма, одновременно они сумели спасти от развала Россию как страну.
    Конечно, созданное большевиками общество было далеко не идеальным. Но даже некоторые искренне верующие и довольно образованные люди в ХХ веке на Западе признавали присутствие в деятельности большевиков осуществления целей провозглашаемых религиозными учениями: например,  итальянский католический священник Андреа Гаджеро и канадский протестантский миссионер Джеймс Эндикотт  были удостоены ленинской и сталинской премий «За укрепление мира между народами» соответственно за пацифистскую деятельность, за борьбу за мир.
     И здесь мы не можем не вспомнить ещё одного лауреата премии мира  замечательного человека и большого друга СССР Хьюлетта Джонсона ( британский религиозный и общественный деятель, доктор теологии, христианский социалист). Он в частности отмечал:«Коммунизм бросает вызов христианам… … Я лично убеждён, что синтез этих двух, антагонистических лишь по видимости, а не по существу образов мышления и укладов жизни возможен и что в конечном итоге он принесёт счастье человечеству.» В частной беседе с нашим послом в Великобритании он говорил: «Истинный христианин не может быть врагом коммунизма». 
        В России (СССР) коммунисты  впервые в истории человечества создали социальную структуру,  ограничившую рост агрессивности монополистического капитала Запада. А теперь Мир почувствовал, что с развалом Советского Союза стало резко нарастать число региональных войн (конфликтов) и как никогда приблизилась горячая третья мировая (в холодной форме она идёт уже полным ходом).. А ведь в ней, как известно, победителя не будет.    
        Мир стоит не просто перед третьей мировой войной, но и, вполне вероятно, на краю пропасти. И дело здесь не столько в переходе советских республик, на более автономное развитие, сколько в отказе  новых поколений правящих социальных групп в самой России и в бывших советских республиках  от этоса, с которым пришли к власти их предшественники, революционеры, вышедшие из подполья, который оказался так близок народному этосу.
      СНГ как и СССР, может быть,  имел бы шансы продолжать сдерживать аппетиты Запада, если бы правящие социальные группы и  в России, и в  постсоветских республиках не проводили антинародные реформы, а этого  не произошло,  если бы они не превратились бы в носителей  феодально-сословного и капиталистического духа (этоса). Благодаря такой смене этосов правящих групп в СССР, Запад теперь не видит на его месте  мощной антиимпериалистической и антиколониальной силы. 
      Что такое этос или дух  социума? Это не просто провозглашаемые и официально признаваемые нравственно-моральные ценности. Это нравственно-моральные ценности, но только  те из них, которые не только провозглашаются, но и реализуются в политике.    
     Основная социальная функция идеологий: формирование этоса социума, как модели социального строя в нравственно-моральных идеалах и ценностях. Или, если сказать по Максу Веберу, они взращивают и укрепляют «дух» или этос общественного строя, постоянно конструируя и поддерживая проецируемыми этосами ту модель социума, которая нужна господствующему классу.
    Правящие социальные группы современной России проводят политику, особенно внутреннюю, демонстрирующую ценности этоса господствующих классов, ориентирующиеся на индивидуализм, в пределе не отличающийся от зоологического индивидуализма (эгоизма). Такая политика вступает в противоречие со справедливыми целями, которые официально были провозглашены для проводимой специальной военной операции на Украине (демилитаризация и денацификация). Зато народному этосу эти цели соответствуют: эти цели де-факто совпали с важными аспектами  целей Великой Отечественной войны. Но в годы Великой Отечественной войны и у народа, и у его руководителей дух был един.


Рецензии