Умосозерцания...
Всегда ли существовал духовный мир?
Апостол Павел пишет: "ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;" (Кол 1:16).
Сталкивался с двумя интерпретациями этого текста. Согласно одного из них, здесь речь идет о невидимом физическими глазами духовного мира, который называют еще и Небом. Согласно другой интерпретации под невидимым подразумевается тот же материальный мир, но который просто очень мелкий, так что без приборов не рассмотреть. И невидимое созданное на небесах - это звезды, планеты и вся Вселенная. Сторонники второго толкования используют такое понимания для доказательства теории, согласно которой духовный мир существовал всегда, в том числе и Ангелы на Небесах вечны, а не были когда-то созданы Творцом.
Чем можно на это возразить? О Единородном Сыне Божием сказано: "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;" (Кол 1:15). Т.е., если Божий Сын воспринял духовную природу в том рождении "прежде всякой твари", то однозначно не могли существовать до Его рождения никаких духовные силы. Значит Ангелы не всегда существовали, но однажды начали быть. И начали они быть через Сына, Который их и сотворил.
А сам духовный мир, духовное Небо, было создано или оно существовало всегда?
Сторонники теории о безначальности духовного Неба ссылаются на тексты:
"Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;" (Мат 6:9);
"Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;" (Мат 16:17).
Т.е., они говорят, что Отец Небесный всегда сущий на Небесах. Отсюда вывод, что значит и Небеса те не имеют начала появления, но они со-вечны Богу.
Но при таком понимании возникает вопрос: так Отец Небесный видимый для тварей или невидимый? В Библии утверждается:
"Бога не видел никто никогда" (Ин 1:18);
"Бога никто никогда не видел." (1Ин 4:12);
"о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого." (2Кор 4:4);
"Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;" (Кол 1:15);
"Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд." (Евр 11:27);
"Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество" (Рим 1:20).
И здесь снова существует разномыслие. Одни говорят, что Отца Небесного не видел никто и никогда из людей. Но Ангелы всегда видят Лицо Отца Небесного, ссылаясь на слова Христа: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного." (Мат 18:10). Другие говорят, что слова "Бога не видел никто и никогда" касаются всех тварей, а не только людей, но и горнего мира духов. А Лицом Отца является Единородный Сын, Который есть Образ Бога Невидимого. А видевший Сына видит Отца. И никто не может прийти к Отцу напрямую, минуя Сына именно из-за невидимости по природе Отца. Отец всегда запредельный всему созданному, как материальному миру, так и духовному.
И здесь мы подходим к очень важному вопросу, от понимания которого зависит и целостное системное мировоззрение человека - это понятие о Природе Божества. В одной системе термины "Божественная Природа" и "духовная природа" - это тождественные синонимы. В другой системе духовность не тождественна Божественности, но у них различная природа. Одни верят, что духовность всегда была. А другие, что духовный мир, как и сама духовная природа однажды начали быть, и никогда не прекратят своего существования. Т.е., Божественная Природа, Которою обладает только Бог, всегда была, есть и будет. Духовная природа, из которой созданы духовные существа и сам духовный мир, однажды начали быть и никогда не прекратит быть. А физический мир, мир материи, однажды начал быть, но однажды прекратит свое существование.
Если духовные существа могут видеть Отца напрямую, минуя Сына, то из этого вытекает вывод, что у тварей духовного мира такая же природа, как у Отца. Ибо подобное может видеть лишь себе подобное. Тогда Бог и творение одной природы. А это уже отдает пантеизмом.
Я вижу разницу между Божьей Природой и сотворенной духовной природой. Природно Бог не есть даже дух. Но Тот Бог, Который доступен духовным тварям для видения, - а это рожденный прежде всякой твари Единородный Божий Сын, Образ Бога Невидимого, - есть Дух, Которому должно поклоняться в духе и истине. Духовные твари природно видят себе подобного по природе Духа, Которому воздают Божеские почести. Отец же напрямую никому невидим. На духовных Небесах Он пребывает в Сыне. Природно же Бог запределен всему тварному, что однажды начало быть. Бог выше Небес Природно, но Он на Небесах - в Сыне, как Дух, доступен по созерцанию духовной природы.
Дух Святой исходит от Отца и через Единородного Сына исходит в тварный мир, сперва в невидимый духовный, а потом и в видимый материальный. В Сыне Божественный Дух Святой преломляется, воспринимая духовную природу, посредством которой и соприкасается с тварной природой, как духовной, так и материальной. В споре между православными и католиками о природе благодатных энергий Духа Святого, я вижу две крайности. Одна сторона отстаивала их Божественную Природу, а другая говорила о тварой природе. Но там присутствуют обе природы! Просто с тварью соприкасается именно тварная природа Духа. Но при этом Это Дух имеет и Божественную Природу, Которая исходит от Отца. Просто напрямую, минуя преломления в Сыне, Дух Святой не смог бы соприкасаться с тварной природой, в виду того, что у них разные природы. Для того и нужно было рождение Сына прежде всякой твари, чтобы Бог воспринял тварную духовную природу, чтобы посредством этого посреднического мостика возможно было начать процесс творения. Говоря проще, без рождения Сына прежде всякой твари невозможно было бы сотворить мир, ни духовный, ни материальный. В рождении том всегда сущий в Отце Сын воспринял на себя тварную духовную природу, не утратив при этом Своей Божественной Природы, посредством которой Он всегда видит Отца и пребывает за пределами всего тварногр мира. А через воспринятую Сыном духовную природу Он произвел духовный мир и все духовные твари, которые населили тот духовный мир. И эти духовные твари видят Сына из-за общей духовной природы с Ним. Если бы тварные духи могли видеть Отца напрямую, минуя Сына, то не было бы нужды в Сыне и в Его рождении прежде всякой твари...
2023.11.03
Свидетельство о публикации №223110300927