Наука и Искусство, знание и сознание
Философия воплощения жизни человеческого духа и разума
Информатика слова и мысли
Заметка
О Науке и Искусстве, об объективном и субъективном, о знании и сознании в контексте трудов Э. Кассирера
и о творчестве в контексте «И-Цзин» и философии воплощения жизни человеческого духа и разума
Разум, познавший истину,
становится её частью
(К. Мира)
В совершенствовании людей я всегда повторяю о необходимости учититывать объдинение знаний науки и искусства для широты и объективности. И ещё более интересно соотношение субъективного и объективного, знания и сознания.
В условиях постижения истины разумом, необходимо понимать, что знания составляют объективная истина и устремлённость к ней субъективного сознания. В своём труде Э. Кассирер упоминает умозаключение И. Канта о том, что существует возможность наиболее полного понимания объективного знания и овладения им, но сложность в овладении способностью творчества. Понимание возможно, но творческая способность уникальна, и из неё проистекает понятие гения, и далее Э. Кассирер вновь цитирует Иммануила Канта: «отличительная черта гения - оригинальность» [1]. Это раскрытие природных способностей через творчество. Мыслитель приводит пример и теорий подражания и вдохновения. И в творчестве индивидуальность, оригинальность, вдохновение отличает гения. И здесь мы с вами сталкиваемся с взаимодействием сознания с объективным знанием, его явлением через этот разум. И знание, и сознание, соприкасаясь, взаимно оставляют следы - это двунаправленный процесс действия информации: проходящая информация через сознание и образуемые им новые знания. Так авторское сознание оставляет свой след и образ в произведении.
Таким образом, и в произведении искусства, и в произведении науки запечатлевается авторское сознание - так же пишет Э. Кассирер. Но наука стремится к объективизму. У Э. Кассирера можно найти Бэконовскую формулу истинного знания: понимание мира «ex analogia universi», а не относительно или через человека, и это универсальное, вселенское приближение знания к объективной истине о самом мире наиболее полно отражает научный подход. И, тем не менее, красота разума запечатлевается и в научном открытии. Зато в полной мере индивидуальность сознания выражается через произведение искусства. Как пишет Э. Кассирер, «великий поэт всегда оставляет чёткий след, вполне определённый отпечаток в истории языка», и «если развиваюшийся язык нуждается в постоянном обновлении, то для этого нет лучшего и более глубокого источника, чем поэзия» [1].
И только сознание может постичь и передать объективную истину, заключив её в знание. И сама деятельность сознания - творческий процесс, и это созидательная деятельность в сферах науки и искусства. С творчества как первоначала начинается и древняя китайская Книга перемен «И-Цзин» [2]: творчество понимается в его широком природном смысле созидания и творения, и такому мировому творческому началу нет препятствия - на этом зиждется мироустройство, иначе не было бы развития, не было бы изменений как результата постоянного творения. Это всеобщее творящее начало, а потому его и не остановить. И мудрецы пишут о том, что и включившийся в творческий процесс поэтому не должен останавливаться и обязан творить постоянно. А само творчество начинается с внутренней подготовки, только затем переходящей во внешнее действие. И за творчеством следует другой процесс - исполнение, как совершённое и конечное. Но на исполнении на самом деле не завершается творчество. Так и работа сознания в устремлениях создания знания и его передаче, чтобы творческий процесс продолжался.
Литература
[1] Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб. пособие для вущов. В 3 ч. Ч. 2. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 1997. - 528 с.
[2] И-Цзин. Книга перемен.
Свидетельство о публикации №223110300095