Необычные эфесы древних тати
Обычно изгиб рукояти небольшой - такая форма вполне удобна. Но есть и древние тати, чей эфес круто изогнут. Удобен ли такой эфес? Как ни странно, да - но лишь отчасти! Если взять данный тати в одну руку "лезвием к себе", можно понять, что такой хват удобнее всего для нанесения удара "снизу вверх" со скачущей лошади. В этом случае удар получается максимально сильным – за счёт того, что лезвие фактически таранит цель благодаря скорости, заданной лошадью. Такой верховой хват даёт клинку лучшую рубящую способность, чем при обычном сабельном ударе "сверху вниз", а также обеспечивает лучшее удержание оружия, чем при обычном сабельном ударе "снизу вверх" (ибо особый верховой хват не выкручивает запястье влево или вправо, благодаря чему минимизируется риск по инерции ранить свою же лошадь; ведь выкрученное запястье при нанесении удара тянет меч не только вперёд, но и в сторону лошади всадника, а прямое - позволяет контролировать траекторию удара). Да и колоть тати при таком хвате удобнее, т. к. изогнутый эфес обретает свойство "пистолетной" рукояти, как на некоторых шпагах и палашах, и позволяет точнее прицелиться для укола даже изогнутым клинком. К тому же "пистолетная" рукоять надёжнее сидит в ладони, чем прямая.
В общем, подходят ли тати для конного боя? Да - но отчасти. Ведь вариативность ударов при таком хвате сильно снижена, да и основным оружием ранних самураев были копьё или лук со стрелами; мечи использовались нечасто, из-за чего оставались вспомогательным оружием и чаще были нужны для пешего боя, в т. ч. обычной самозащиты (меч всегда на поясе, т. е. под рукой - в отличие от лука, тетиву которого надо снимать вне боя; ну а копьё громоздкое для повседневного ношения). И, поскольку в пешем бою удобнее менее изогнутый эфес, тати начали обзаводиться таковыми; хотя они всё ещё подходили для особого верхового хвата (более или менее).
Другой вопрос - почему конные самураи не пользовались прямыми, двулезвийными мечами "цуруги", у которых вариативность ударов куда больше? Ответ: тати лучше рубят за счёт изогнутого клинка. Именно под эту особенность и стали подстраиваться японцы, придумывая как узнаваемый изогнутый эфес, так и специальный хват для оного. Ко всему прочему, сама форма тати намекает на попытку создать этакий универсальный меч, который и бьёт идеально, и подходит как для пешего, так и для конного воина:
1. Изогнутый клинок - лучший выбор для рубящих ударов.
2. Рукоять под две руки, лучше контролирующие клинок, т. е. бьющие быстрее и сильнее, чем одна; да и защиту клинком от вражеских ударов проще осуществлять, когда меч поддерживается второй ладонью (опять же две руки реагируют быстрее и держат удар надёжнее).
3. Сочетание первого и второго пунктов даёт лучшую эффективность меча в пешем бою, но уже не так удобно в конном. Всаднику в ближнем бою надо держать поводья - а из-за этого приходится брать меч в одну руку. Но если взять меч с двуручной рукоятью обычным одноручным хватом ближе к гарде и "лезвием от себя", то при нанесении удара (особенно, если тот прошёл мимо цели!) конец рукояти может с силой врезаться в предплечье, что чревато потерей контроля над мечом. Суть в том, что длинный клинок априори тяжёл - при нанесении удара он продолжит инерционное движение вперёд даже после того, как рукоять ударилась о предплечье; в этом случае конец рукояти сыграет роль рычага, с которым оружие сможет вырваться даже из тренированной ладони. С другой стороны, если держать тати в одноручном хвате за конец рукояти, дабы та не билась о предплечье, меч может выскользнуть из-за отсутствия навершия. Впрочем, если бы оно было, тати оказался бы разбалансированным в ту или иную сторону: при тяжёлом навершии - слабоватым для рубящих ударов, а при лёгком - слишком неуправляемым в одной руке, поскольку меч пришлось бы брать за конец двуручной рукояти, и его масса оказывалась бы излишне вынесенной вперёд (для наглядности: несложно вытянуть руку с килограммовой гантелей; но если вытянуть палку с той же гантелей, привязанной к противоположному концу, то на удержание столь разбалансированного предмета уйдёт больше сил). Как всё это исправить, не отказываясь от двуручной рукояти, полезной уже в пешем бою, когда двух рук вполне хватает для крепкого хвата даже без навершия? Придумать круто изогнутый эфес вкупе с особым всадничьим хватом "лезвием к себе", снижающим вариативность верховых приёмов, но увеличивающим силу рубящих и точность колющих ударов, а также надёжность удержания меча (ибо оттопыренная ОТ предплечья, изогнутая рукоять не должна биться о него).
В итоге, тати - это результат попытки создания универсального меча, подходящего и пешему, и конному. Вот только устранение одних недостатков неизменно порождало новые, так что универсальность данного меча оставалась условной (впрочем, обычно так и бывает).
Свидетельство о публикации №223110300979