Необычные эфесы древних тати

Тати - японский длинный меч с остриём и одним лезвием, а также с двуручным эфесом, снабжённым цубой (гардой). Форма тати представляет собой дугу, образованную изогнутым клинком и изогнутой же рукоятью; лезвие тати расположено на внешней (выгнутой) стороне клинка, а рукоять загнута к запястью фехтовальщика, т. е. изгиб оной - это продолжение изгиба клинка.

Обычно изгиб небольшой - рукояти такой формы вполне удобны. Но есть и древние тати, чей эфес ОЧЕНЬ круто изогнут! Удобен ли такой эфес? Как ни странно, да - но лишь отчасти! Если взять данный тати в одну руку "лезвием к себе", можно понять, что такой хват удобнее всего для нанесения удара "снизу вверх" со скачущей лошади. В этом случае удар получается максимально сильным - за счёт того, что клинок фактически таранит цель благодаря скорости, заданной лошадью. Такой хват даёт клинку лучшую рубящую способность, чем при обычном верховом сабельном ударе "сверху вниз", а также обеспечивает лучшее удержание меча, чем при обычном верховом сабельном ударе "снизу вверх" (ибо запястье оказывается не так сильно выгнуто, благодаря чему минимизируется риск по инерции ранить свою же лошадь; ведь выгнутое запястье при ударе "снизу вверх" тянет меч в сторону всадника и его коня, а прямое позволяет контролировать траекторию удара). Да и колоть тати при таком хвате удобнее, т. к. изогнутый эфес обретает свойство "пистолетной" рукояти, как на некоторых шпагах и палашах, и позволяет точнее прицелиться для укола даже изогнутым клинком. К тому же "пистолетная" рукоять надёжнее сидит в ладони, чем прямая (а ещё она не бьётся о предплечье в одноручном хвате, даже будучи двуручной).

В итоге, подходят ли тати для конного боя? Да - но отчасти. Ведь вариативность ударов при таком хвате сильно снижена, да и основным оружием "ранних" самураев были копьё или лук со стрелами; мечи использовались нечасто, из-за чего оставались вспомогательным оружием и чаще были нужны для пешего боя, в т. ч. обычной самозащиты (меч всегда на поясе, т. е. под рукой - в отличие от лука, тетиву которого надо снимать вне боя; ну а копьё громоздкое для повседневного ношения). И, поскольку в пешем бою удобнее менее изогнутый эфес, тати начали обзаводиться таковыми; хотя они всё ещё подходили для особого верхового хвата (более или менее).

Другой вопрос - почему конные самураи не пользовались прямыми, двулезвийными мечами "цуруги", у которых вариативность ударов куда больше? Ответ: тати лучше рубят за счёт изогнутого клинка. Именно под эту особенность и стали подстраиваться японцы, придумывая как узнаваемый изогнутый эфес, так и специальный хват для оного. Ко всему прочему, сама форма тати намекает на попытку создать этакий универсальный меч, который и бьёт идеально, и подходит как для пешего, так и для конного воина:

1. Изогнутый клинок - лучший выбор для рубящих ударов.

2. Рукоять под две руки, бьющие сильнее, чем одна.

3. Сочетание первого и второго пунктов даёт лучшую эффективность меча в пешем бою, но уже не так удобно в конном. Всаднику в ближнем бою надо держать поводья - а из-за этого приходится брать меч в одну руку; но в обычном одноручном хвате конец двуручной рукояти может с силой врезаться в предплечье при нанесении удара, что чревато потерей контроля над мечом (и непосредственно меча). С другой стороны, если держать тати в одноручном хвате за конец рукояти (дабы она не билась о предплечье), меч может выскользнуть из-за отсутствия навершия. Впрочем, если бы оно было, тати оказался бы слишком разбалансированным в ту или иную сторону: при тяжёлом навершии - слабоватым для рубящих ударов, а при лёгком - слишком неуправляемым в одной руке (т. к. меч пришлось бы брать за конец двуручной рукояти, его масса оказывалась бы чрезмерно вынесенной вперёд). Как всё это исправить, не отказываясь от двуручной рукояти, полезной уже в пешем бою, когда двух рук вполне хватает для крепкого хвата даже без навершия? Придумать круто изогнутый эфес вкупе с особым всадничьим хватом "лезвием вверх", снижающим вариативность верховых ударов, но увеличивающим надёжность удержания меча, силу рубящих и точность колющих ударов.

В общем, тати - это результат попытки создания универсального меча, подходящего и пешему, и конному. Вот только устранение одних недостатков неизменно порождало новые, так что универсальность данного меча оставалась весьма и весьма условной.


Рецензии