Игорь Бурдонов. В лесу деревья...
Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2022.
=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=
Игорь БУРДОНОВ
В ЛЕСУ ДЕРЕВЬЯ
В лесу деревья пишут друг другу письма
иероглифами ветвей.
Путник вздыхает: - Ах, как красиво!
Где ему знать
о чуде рождения,
детском лепете,
дерзаниях юности,
подвигах зрелых мужей,
трагедии боли,
дыхании смерти.
Путник неграмотен,
он человек.
2020
ХОЛОДНЫЙ МАЙ
Холодный май
двадцать пятого года.
Мне приснился пустой трамвай,
на повороте он встал и стоял,
наклонившись.
В вымершем городе
не шевелились
едва проклюнувшиеся листочки.
Одинокая тень брела по бульвару.
Трамвай тренькнул
и растворился в воздухе.
Тень собаки,
пересекая трамвайные пути,
остановилась понюхать воздух.
И я стоял и нюхал воздух.
Воздух во сне ничем не пах.
И мне захотелось проснуться.
Для этого нужно было улыбнуться,
но я забыл.
2025
(20250512)
***
Сошла с картины Утамаро,
села напротив меня в метро.
Целых три остановки
думала по-японски
о чём-то очень японском
А потом вышла на станции "Комсомольская"
и стала как все,
у кого прямые, длинные, чёрные, блестящие волосы,
подобные водам реки,
утекающим в лунную ночь.
Будто с картины Моне,
но только в чёрном,
девушка в широкополой шляпе
сидит напротив меня в метро
и зевает так сладко!
И я тоже зеваю,
но только украдкой -
чтобы она не подумала,
что мне скучно глядеть на неё.
1999
ТЁМНО-КРАСНЫЕ ПИОНЫ
Тёмно-красные пионы -
подобны драконам
с гибкой зелёной шеей.
Их движения стремительны -
поместятся ли на листе бумаги?
Повернёшь голову -
и нет их!
Только хаос и дым,
неопрятные пятна краски,
и зигзаги.
Подобная небрежность
должна передать
движение -
тёмно-красные пионы в вазе
неуловимы!
1985
ВО ТЬМЕ НОЧНОЙ
Во тьме ночной
ни звука.
Тускло светится окно
далеко-далеко.
В одиночестве
человек не спит, пьёт и плачет.
С огромного неба
звёзды взирают на землю,
пламень их ледяной.
2019
ПРЕКРАСНЫЕ ЛЮДИ
О, как много-много
было прекрасных людей,
что, дожив до жёлтых бровей,
думали: "Скоро уже уходить,
а имя моё неизвестно в мире
и предано будет забвенью. О горе!"
Так уж устроен мир:
между зенитом и надиром
в точке равновесия
всё время что-нибудь взвешивается.
И ничто не может его изменить.
И всё же в мыслях своих вопреки всему
я помню тебя, прекрасный человек,
сам не знаю почему.
2020
ДОЖДИК ИДЁТ
Сегодня проснулся поздно, встал ещё позднее,
дождик идёт,
имею право,
могу себе позволить,
не хочу и не буду следовать правилам,
я правила люблю,
и нарушать их тоже люблю,
и не нарушать люблю,
а следовать люблю желаниям сердца,
как завещал Кун-цзы,
дождик идёт,
жена кричит: на нашем дворе птицы большие,
верх серый,
грудка розоватая с переливами,
похожи на соек,
почти как голуби,
главное с утра — ругаться побольше,
как учил Дмитрий Иванович Менделеев,
это его второй вклад в науку
после водки,
дождик идёт,
вышел на крыльцо, никаких птиц не вижу,
жена говорит, улетели,
зато слышу, кто-то щёлкает,
громко так щёлкает,
что за птица?
не видно, а слышно,
дождик идёт,
глянул в окно: тюльпан красный, трава зелёная,
забор красный, деревья зелёные,
дорога мокрая, человек идёт понурый,
дождик идёт,
кошка пришла,
мокрая,
обиженная,
а что –
у кошек тоже бывает когнитивный диссонанс –
это сейчас модно,
сидит на подоконнике в глубокой задумчивости:
гулять или не гулять,
быть или не быть,
дождик идёт,
что делать? —
спрашиваю у Чернышевского,
задачку порешать или картинку порисовать?
дождик идёт,
а я знаю китайский иероглиф дождь,
юй называется,
красиво пишется — [иероглиф],
под небом рисуются капли дождя,
небо нижнее,
капель четыре штуки,
я про него книгу дождя писал,
юй вэй называется,
согласись, что ткань не ткётся
лишь одной основой-цзин-каноном,
нужен и апокриф-вэй-уток,
дождик идёт,
кошка вышла на крыльцо,
дышит воздухом,
струйка тонкая с крыши падает,
а ведро уже полное,
в тачке мокрая трава,
залита водой,
книга юй по канону перемен написана,
по и-цзин, значит,
как завещал Кун-цзы,
дождик идёт,
небо серое,
небо хочет моей гибели, плакал Кун-цзы,
разве небо говорит? спрашивал он же,
небо бледной тушью рисуется,
меньше капли туши,
а воды побольше,
кисть большая впитает лучше губки,
небо серое, с переливами,
как на старой картинке
лубяной,
нет, лубяная избушка,
а картинка лубок,
опять нет,
одно и то же это,
самые древние лубки в Китае,
на картинке сидит боженька на тучке,
ножки свесил,
злой Воннегут писал,
дождь из дерьма или
гнев божий,
а у нас всё тихо-мирно,
дождик идёт,
кошка лапками пошла по дорожке,
по кирпичикам,
поворачивает под прямым углом,
и куда-то там за баню,
говорит жена,
пошла птиц пугать,
наводить шороху,
дождик идёт тихо так,
только шорох,
а трава шевелится,
невидимка-ветер,
выпью чаю ещё,
дождик идёт,
где же те два дурака,
о которых Шекли писал,
что прошёл дождь и два дурака,
я представил себе,
захотелось быть дураком,
не судьба,
почему-то вспомнил строку
Эзры Паунда про Мэн-цзы:
человек, человек, человек,
человечность по всей странице,
земля и деревья,
прошли по дороге
Эзра Паунд и Мэн-цзы
мне и дождику их не догнать,
их не догнать,
кошка вернулась,
дождик идёт
3 июня 2020, среда, 13-й день Вставной Луны.
14-й день 8-го сезона. Сяо мань — Малая полнота.
4-й день 3-й пятидневки: Наступает период слабой жары.
69-й день ВЕЛИКОГО СИДЕНИЯ НА ДАЧЕ В СНТ.
ПАРКОВАЯ ПОЭЗИЯ
Парковая поэзия
подобна
придворной поэзии
утончённостью форм
природных,
невозможностью приближения
к идеалу.
Неторопливая струнная музыка трав.
Осыпается листьев осеннее золото
с плеч и ветвей тёмнокожих арапов
Её Величества
Осени.
Юбок и листьев
шёлковый шорох.
Искоса взгляд и ветер.
Веер, манжета, кружево лепестков,
изогнута спинка скамейки.
Сталь и вода
тонких кинжалов и лунных лучей.
Жалобный вздох в ночи:
Oh my Lord!…
8 октября 2020, четверг, 22-й день 8-й Луны.
1-й день 17-го сезона. Хань лу — Холодные росы.
1-й день 1-й пятидневки: Дикие гуси прилетают погостить.
ЗЛОЙ СТИХ
Чего только не понапридумывали люди
про то, что на той стороне.
Но все уверены:
там будет не то, что тут.
Если не врут, то зачем оно мне?
Уж лучше поставить жирную точку,
чем вечно мучиться в чужом краю,
даже если это в раю.
Продлить свою конечность
в бесконечное время — глупейшая тема,
мудрецы говорили: вместить бесконечность
в конечное время сумеешь ли?
20230408
ДЕРЕВЬЯ В СИНЕМ НЕБЕ
Я сидел на лавочке и глядел на деревья,
поднимающиеся в синее-синее небо.
Я думал о долгой-долгой жизни
многих-многих художников,
рисовавших деревья,
поднимающиеся в синее небо.
Они шли ко мне по тропинкам парка
в развевающихся халатах,
камзолах, рубахах и блузах.
Шли, не сбавляя шага,
не разглядеть лиц.
Я встал и ушёл,
уступив им место на лавочке.
И только слышал, как за моей спиной
грохочет холст,
завывает шёлк,
рокочет бумага.
С синего-синего неба
падали капли птиц.
20230406
ТО МИ СЯ
Я хотел сказать одному человеку, что он
не прав, не добр, не умён,
но
не сказал.
Так будет точней:
пусть тоскует и томится.
А для рифмы: то ми ся,
что ещё загадочней.
20240826
МАРСИАНИН
Последний из марсиан
доживал свой век на Земле.
Ему приснилось, что он марсианин.
Проснувшись, покачал головой, пошёл на кухню,
выпил кофе.
И долго смотрел в окно,
недоумевая
неуместности смерти.
Он не знал,
что марсиане бессмертны
и умирают случайно,
по незнанию,
не зная,
что они марсиане.
20250103
ТРОПА
Тропа - это просто
след прошедших людей.
Идущий по тропе
приветствует
Идущего по тропе
20241005
БУРДОНОВ Игорь Борисович
Поэт, прозаик, художник. Окончил мех-мат МГУ. Доктор физ-мат. наук. 40 лет изучает культуру Китая, опубликовал статьи по «Канону Перемен», «Канону стихов» и др. Автор книг «Ритуальные числа» (ArtHouse media, 2008), «Дао дэ ли по вэй – Дао дэ Липовка вэй» («Э.РА», 2014) и др. Публикации в журналах «Новый мир», «Воздух», «Лауреат», «Ковчег», «Вопросы философии», «Тонкая среда» и др.; сб. хайку «Тритон», «Хайкумена» и др.; газ. «МОЛ», «Литературные известия» и др.; альм. «Словесность», «Новый современник» и др., в сб. серий «Московский дом», «Новая проза. Время московское», в ежегоднике «Общество и государство в Китае»; переводы на китайский в газ. «Тяньцзиньжибао», ж. «Китай сегодня», «Иду» (г. Лицзянь), сб. «Китайские образы в строчках русской поэзии». Участвовал в 30 художественных выставках (9 персональных). Член Союза литераторов РФ (с 1995 г.). Куратор (совместно с Александром Белугиным) лит.клуба "Подвал №1". Родился и живёт в Москве.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
=
© Бурдонов И.Б., стихи, 1985 ... 2025.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2022, 2023, 2025.
Свидетельство о публикации №223110401091