Бурдонов Игорь. В лесу деревья...

Сотрудничать с Игорем Бурдоновым по поводу Интегрального стиха (И-стиха) чрезвычайно интересно в том плане, что Игорь очень быстро вошёл ещё в 2019 году в этот весьма сложный новый дискурс ("Первые И-чтения") и не раз откликался в самых разных формах на проблему И-стиха - от реплик и комментариев до большой своей статьи 2019 года… В частности, по поводу стихотворения "В лесу деревья" мне любопытно было спросить у автора в очередной раз по одному из главных вопросов - взаимоотношению И-стиха и рифмы, которая может быть как намеренной, так и (как бы) случайной, как явно видимой читательским зрением, так и (как бы) невидимой...  Замените "читательским" на "филологическим" - и будет ещё один нюанс темы… Спрашиваю у автора: "1-я и 3-я строки явно специально удлинены относительно других строк, это сделано автором (в том числе, но главным образом), чтобы акцентировать рифму пИСьма/краСИво?". Ответ автора и диалог таковы: "О рифме думал меньше всего, думал о ритме. Пытался разбить 1-ю строку на две, но не понравилось и вернул обратно" - "а ветвей/мужей - тоже над/подсознательная рифма?" - "Кажется, нет. Я вообще стараюсь, чтобы рифма иногда выскакивала, или, скажем так, не противлюсь ей. Но без напряга и обязаловки" - "Именно так (или примерно так) формулируется один из "постулатов" философии И-стиха!". Иначе говоря, мне как исследователю и составителю Антологии И-стиха важны ещё и практические ощущения авторов в творческом процессе - И-стих в большой мере "вскрывает" новые сложные взаимоотношения автора с формой и философией стиха…

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2022.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Игорь БУРДОНОВ

В ЛЕСУ ДЕРЕВЬЯ

В лесу деревья пишут друг другу письма
иероглифами ветвей.
Путник вздыхает: - Ах, как красиво!
Где ему знать
о чуде рождения,
детском лепете,
дерзаниях юности,
подвигах зрелых мужей,
трагедии боли,
дыхании смерти.
Путник неграмотен,
он человек.

2020


***

Сошла с картины Утамаро,
села напротив меня в метро.
Целых три остановки
думала по-японски
о чём-то очень японском
А потом вышла на станции "Комсомольская"
и стала как все,
у кого прямые, длинные, чёрные, блестящие волосы,
подобные водам реки,
утекающим в лунную ночь.

Будто с картины Моне,
но только в чёрном,
девушка в широкополой шляпе
сидит напротив меня в метро
и зевает так сладко!
И я тоже зеваю,
но только украдкой  -
чтобы она не подумала,
что мне скучно глядеть на неё.

1999


ТЁМНО-КРАСНЫЕ ПИОНЫ

Тёмно-красные пионы -
     подобны драконам
          с гибкой зелёной шеей.
Их движения стремительны -
     поместятся ли на листе бумаги?
Повернёшь голову -
                и нет их!
Только хаос и дым,
     неопрятные пятна краски,
                и зигзаги.
     Подобная небрежность
          должна передать
                движение -
      тёмно-красные пионы в вазе
                неуловимы!

1985


ВО ТЬМЕ НОЧНОЙ

Во тьме ночной
ни звука.
Тускло светится окно
далеко-далеко.
В одиночестве
человек не спит, пьёт и плачет.
С огромного неба
звёзды взирают на землю,
пламень их ледяной.

2019
 

ПРЕКРАСНЫЕ ЛЮДИ

О, как много-много
было прекрасных людей,
что, дожив до жёлтых бровей,
думали: "Скоро уже уходить,
а имя моё неизвестно в мире
и предано будет забвенью. О горе!"

Так уж устроен мир:
между зенитом и надиром
в точке равновесия
всё время что-нибудь взвешивается.
И ничто не может его изменить.

И всё же в мыслях своих вопреки всему
я помню тебя, прекрасный человек,
сам не знаю почему.

2020


ДОЖДИК ИДЁТ

Сегодня проснулся поздно, встал ещё позднее,
дождик идёт,
имею право,
могу себе позволить,
не хочу и не буду следовать правилам,
я правила люблю,
и нарушать их тоже люблю,
и не нарушать люблю,
а следовать люблю желаниям сердца,
как завещал Кун-цзы,
дождик идёт,
жена кричит: на нашем дворе птицы большие,
верх серый,
грудка розоватая с переливами,
похожи на соек,
почти как голуби,
главное с утра — ругаться побольше,
как учил Дмитрий Иванович Менделеев,
это его второй вклад в науку
после водки,
дождик идёт,
вышел на крыльцо, никаких птиц не вижу,
жена говорит, улетели,
зато слышу, кто-то щёлкает,
громко так щёлкает,
что за птица?
не видно, а слышно,
дождик идёт,
глянул в окно: тюльпан красный, трава зелёная,
забор красный, деревья зелёные,
дорога мокрая, человек идёт понурый,
дождик идёт,
кошка пришла,
мокрая,
обиженная,
а что –
у кошек тоже бывает когнитивный диссонанс –
это сейчас модно,
сидит на подоконнике в глубокой задумчивости:
гулять или не гулять,
быть или не быть,
дождик идёт,
что делать? —
спрашиваю у Чернышевского,
задачку порешать или картинку порисовать?
дождик идёт,
а я знаю китайский иероглиф дождь,
юй называется,
красиво пишется — [иероглиф],
под небом рисуются капли дождя,
небо нижнее,
капель четыре штуки,
я про него книгу дождя писал,
юй вэй называется,
согласись, что ткань не ткётся
лишь одной основой-цзин-каноном,
нужен и апокриф-вэй-уток,
дождик идёт,
кошка вышла на крыльцо,
дышит воздухом,
струйка тонкая с крыши падает,
а ведро уже полное,
в тачке мокрая трава,
залита водой,
книга юй по канону перемен написана,
по и-цзин, значит,
как завещал Кун-цзы,
дождик идёт,
небо серое,
небо хочет моей гибели, плакал Кун-цзы,
разве небо говорит? спрашивал он же,
небо бледной тушью рисуется,
меньше капли туши,
а воды побольше,
кисть большая впитает лучше губки,
небо серое, с переливами,
как на старой картинке
лубяной,
нет, лубяная избушка,
а картинка лубок,
опять нет,
одно и то же это,
самые древние лубки в Китае,
на картинке сидит боженька на тучке,
ножки свесил,
злой Воннегут писал,
дождь из дерьма или
гнев божий,
а у нас всё тихо-мирно,
дождик идёт,
кошка лапками пошла по дорожке,
по кирпичикам,
поворачивает под прямым углом,
и куда-то там за баню,
говорит жена,
пошла птиц пугать,
наводить шороху,
дождик идёт тихо так,
только шорох,
а трава шевелится,
невидимка-ветер,
выпью чаю ещё,
дождик идёт,
где же те два дурака,
о которых Шекли писал,
что прошёл дождь и два дурака,
я представил себе,
захотелось быть дураком,
не судьба,
почему-то вспомнил строку
Эзры Паунда про Мэн-цзы:
человек, человек, человек,
человечность по всей странице,
земля и деревья,
прошли по дороге
Эзра Паунд и Мэн-цзы
мне и дождику их не догнать,
их не догнать,
кошка вернулась,
дождик идёт

3 июня 2020, среда, 13-й день Вставной Луны.
14-й день 8-го сезона. Сяо мань — Малая полнота.
4-й день 3-й пятидневки: Наступает период слабой жары.
69-й день ВЕЛИКОГО СИДЕНИЯ НА ДАЧЕ В СНТ.


ПАРКОВАЯ  ПОЭЗИЯ

Парковая поэзия
подобна
придворной поэзии
утончённостью форм
природных,
невозможностью приближения
к идеалу.
Неторопливая струнная музыка трав.
Осыпается листьев осеннее золото
с плеч и ветвей тёмнокожих арапов
Её Величества
Осени.
Юбок и листьев
шёлковый шорох.
Искоса взгляд и ветер.
Веер, манжета, кружево лепестков,
изогнута спинка скамейки.
Сталь и вода
тонких кинжалов и лунных лучей.
Жалобный вздох в ночи:
Oh my Lord!…

8 октября 2020, четверг, 22-й день 8-й Луны.
1-й день 17-го сезона. Хань лу — Холодные росы.
1-й день 1-й пятидневки: Дикие гуси прилетают погостить.


ЗЛОЙ СТИХ

Чего только не понапридумывали люди
про то, что на той стороне.
Но все уверены:
там будет не то, что тут.
Если не врут, то зачем оно мне?
Уж лучше поставить жирную точку,
чем вечно мучиться в чужом краю,
даже если это в раю.
Продлить свою конечность
в бесконечное время — глупейшая тема,
мудрецы говорили: вместить бесконечность
в конечное время сумеешь ли?

20230408


ДЕРЕВЬЯ В СИНЕМ НЕБЕ

Я сидел на лавочке и глядел на деревья,
поднимающиеся в синее-синее небо.
Я думал о долгой-долгой жизни
многих-многих художников,
рисовавших деревья,
поднимающиеся в синее небо.
Они шли ко мне по тропинкам парка
в развевающихся халатах,
камзолах, рубахах и блузах.
Шли, не сбавляя шага,
не разглядеть лиц.
Я встал и ушёл,
уступив им место на лавочке.
И только слышал, как за моей спиной
грохочет холст,
завывает шёлк,
рокочет бумага.
С синего-синего неба
падали капли птиц.

20230406

БУРДОНОВ Игорь Борисович
Поэт, прозаик, художник. Окончил мех-мат МГУ. Доктор физ-мат. наук. 40 лет изучает культуру Китая, опубликовал статьи по «Канону Перемен», «Канону стихов» и др. Автор книг «Ритуальные числа» (ArtHouse media, 2008), «Дао дэ ли по вэй – Дао дэ Липовка вэй» («Э.РА», 2014) и др. Публикации в журналах «Новый мир», «Воздух», «Лауреат», «Ковчег», «Вопросы философии», «Тонкая среда» и др.; сб. хайку «Тритон», «Хайкумена» и др.; газ. «МОЛ», «Литературные известия» и др.; альм. «Словесность», «Новый современник» и др., в сб. серий «Московский дом», «Новая проза. Время московское», в ежегоднике «Общество и государство в Китае»; переводы на китайский в газ. «Тяньцзиньжибао», ж. «Китай сегодня», «Иду» (г. Лицзянь), сб. «Китайские образы в строчках русской поэзии». Участвовал в 30 художественных выставках (9 персональных). Член Союза литераторов РФ (с 1995 г.). Куратор (совместно с Александром Белугиным) лит.клуба "Подвал №1". Родился и живёт в Москве.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
=
© Бурдонов И.Б., стихотворения, 1985 ... 2023.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2022, 2023.


 


Рецензии