Об усиленной молитве праведника

Об усиленной молитве праведника

Есть текст в Послании Иакова:

"Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой." (Иак 5:16-18).

Этот текст многие берут за основу для оправдания т.н., "неотступных молитв" о какой-то нужде. Мне тоже когда-то цитировали это место, чтобы убедить, что очень важно прося о чем-то у Бога именно неотступно того просить... И я, по простоте душевной, занимался этим мазохизмом...

Прежде всего надо увидеть в контексте, что Иаков пишет о признании друг перед другом в проступках. Т.е., когда верующего мучает совесть, то нужно не носить то самоосуждение в себе, а открыть его, исповедать, желательно перед духовными людьми, чтобы они могли и помочь словом наставления. Это исповедание своего греха приводит к прощению его Богом. Об этом пишет другой Апостол, Иоанн:
"Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды." (1Ин 1:9).

Именно об этом писал и Иаков, о важности исповедания своего греха. И когда верующий исповедал свой грех (опять же, желательно именно перед духовными верующими, а не перед плотскими), то они, духовные, помолятся за этого человека молитвою праведника, и Бог простит исповеданный грех. Контекст не говорит ни о каком другом прошении, а именно об исповедании своего греха. И после этого исповедания произойдет исцеление души от того греха, который запинал душу, томил человека.

Теперь о молитве пророка. Пророки, как и все Божьи люди, никогда не делают ничего сами от себя, если только Сам Бог им не скажет что-то сделать. Как говорит Иисус: "ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю." (Ин 8:28).. Потому что много было покойников в Израиле, но не на всех их возлагали руки пророки, Христос и Апостолы. Но только тогда и на тех, когда Сам Бог говорил им возложить руки на конкретного покойника. И ВСЕГДА было чудо. Нет ни одного примера в Библии, когда бы сосуд Духа Святого возложил на кого руки, помолился, и чуда не произошло. Потому что не сами от себя принимали решение: "Ану-ка помолюсь за кого-нибудь во славу Божью, чтобы Бог воскресил или исцелил калеку!". Нет, так Божьи люди не делали. Только по внушению Духа делали то, что Бог им велел делать.

К чему Иаков привел в пример пророка Илию в конкретном контексте? Чтобы убедить сомневающихся, что Бог прощает грех после исповедания его и молитвы праведников за них. Потому что Сам Бог определил это действие для прощения - исповедание грехов. А раз Сам Бог то ввел, то молящиеся праведники за такого не сами от себя молятся о нем, не сами придумали то делать, но выполняют предписанное Богом.

Но бывают сомневающиеся, что Бог простил их после искреннего исповедания греха, о нем помолились, а он все равно себя винит, по неверию своему, что Бог его простил. Вот для того и нужен был пример с пророком Илией, известным в той среде, к которой писал Иаков, как великий Божий пророк, который молитвою небо закрыл, а потом открыл. Хотя Илия не сам от себя то сделал, но то Бог ему повелел публично о том молиться, а Он ту публичную молитву раба Своего потом осуществил. А здесь функцию пророка Илии должны были выполнить те праведники, не сомневаясь, что Бог удовлетворит их прошение о раскаивающемся и исповедовавшего свои грехи. Т.е., контекст слов Иакова говорит исключительно о прощении исповедующих свои грехи. Применять этот текст, к примеру, к прошению об исцелении безногого, чтобы у него нога выросла, или инвалид встал с инвалидного кресла, это ни к месту притягивать за уши цитату Иакова. Он не об этом писал. Это если Дух Святой Лично внушит кому о том помолиться публично и вслух, то тогда да, обязательно будет чудо исцеления или воскрешения. Потому что то Дух повелел рабу Своему возложить руки, а не раб сам по себе решил чудо совершить.

Неотступная молитва праведника - это не неотступное прошение о чем-то Бога, но это непрестанное пребывание в духе, когда верующий неотступно предстоит разумом на Небесах, перед Престолом Всевышнего.

2023.11.04


Рецензии