Человек приятный во всех отношениях-2
Шекспир утверждал, что жизнь -- это игра. И именно об этом мы говорили в первой части нашей статьи. Вы можете с этим не соглашаться. Вы можете считать, что жизнь -- это серьёзно. И считать себя серьёзным человеком. Как делал это герой фильма братьев Коэнов, который так и назывался "Серьёзный человек"*. Но это всего лишь означает, что вы выбрали играть в игру "Я -- серьёзный человек, а Жизнь -- серьёзная штука". Разве вы не встречали людей, которые очень серьёзно относятся, например, к игре в шахматы, или к футболу? Таких людей легко распознать. Они чересчур переживают при любой неудаче, при любом проигрыше, забывая, что это всего лишь игра. И это нормально. Нет ничего правильного или неправильного ни в одном из утверждений: "Жизнь - игра" и "Жизнь - сложная и серьёзная вещь". Каждый человек волен выбирать ту модель жизни, которая ему близка на данный момент. Каждый волен испытать свой собственный опыт переживаний в соответствии с выбранной концепцией. И каждый, пережив свой опыт и взглянув на результат, сделает свои собственные выводы о пользе этого результата. А затем он сможет скорректировать своё представление о жизни. Это даст возможность перейти к новому опыту, к новой версии себя. И это замечательно, потому что мы в этот момент эволюционируем, развиваемся, расширяем свою картину мира.
Например, упомянутый мальчик из эпизода "Ералаша" выбрал свою модель поведения, создал игру со своими правилами. Результат не заставил себя ждать. Мы можем осудить его. Но это осуждение будет лишь результатом нашего сравнения его поведения с неким эталонным. А откуда возьмётся этот эталон?... Правильно, из нашего мнения о том, что такое жизнь. Любая концепция жизни базируется на представлении о том, что такое хорошо, а что такое плохо, что есть добро, а что - зло. То, что плохо, делать не следует, а то, что хорошо, делать желательно и полезно. Если говорить языком игры, в игре мы создаём правила. Правила и определяют, что делать можно (хорошо), а что нельзя (плохо). Когда мы осуждаем кого-то, мы считаем, что он играет в нашу игру, а значит, нарушает наши правила. Но он просто играет в другую игру, по своим правилам и представлениям о добре и зле.
Кто-то может возразить: ну есть же общие для всех правила поведения и общие для всех представления о добре и зле. И мальчик из "Ералаша" нарушает эти правила, которые мы ещё называем моралью. Но что такое "общие для всех" правила? Откуда они берутся? Кто их определяет? Как доказать их правомерность и истинность?
На вопрос "Откуда они берутся?" ответить несложно. Это некие общественные установки, игра и правила игры, которые созданы для существования того общества, к которому вы себя причисляете. Пока вы считаете себя причастными к этому обществу, вы будете стараться соответствовать тем критериям, которые определяют вас как истинного члена этого общества. И общество будет следить за вами, за вашим поведением, за вашим моральным состоянием, за соблюдением вами всех правил игры. И это тоже нормально. В этом суть игры. Общество, как некий живой организм, стремится к выживанию, к сохранению своей целостности. Поэтому оно будет делать всё для того, чтобы каждый член этого общества верил в незыблемость тех ценностей, которые это общество утверждает. Нам с детства внедряют в сознание набор тех моральных принципов, которые необходимы для выживания и функционирования общества, в котором мы родились и выросли. На это направлены усилия различных общественных институтов: семьи, школы, судебной и правовой системы, церкви, науки. Поддержанием порядка и соблюдением правил игры занимаются и созданные для этого силовые структуры. Но всё это всего лишь игра. Такая же игра как и футбол, и шахматы, и монополия. Вся разница в том, что мы не осознаём, что играем в игру. Или лучше сказать, мы играем в игру "Мы забыли, что играем". И в этой игре нам становится по-настоящему страшно за то, что нас могут лишить членства в том обществе, в котором мы состоим, что общество может нас осудить, отвернуться от нас, сделать нас изгоями, лишить нас своей защиты. Страх одиночества и ненужности заставляет нас быть лояльными, оставаться в игре даже тогда, когда мы этого не хотим, тогда, когда мы чувствуем, что хотим чего-то другого. Но боимся нарушить запреты.
Наверное, у многих есть в детстве и юности такие моменты, когда нам хотелось принадлежать к какой-то группе своих сверстников или людей постарше, которые нам казались крутыми, дружба с которыми автоматически делала нас самих значимыми, бесстрашными, неприкасаемыми. И ради принадлежности к этой группе мы готовы были бы даже совершить какой-то поступок, который является для остальных людей некрасивым, безнравственным, может быть, даже преступным, но который одобрят в "банде" и который сделает вас одним из них. Особенно это становится важным, если в обычном мире, в остальном обществе вас не принимают, вы чувствуете свою подавленность, отчуждённость, своё одиночество.
В фильме "Тренер Картер"** тренер всё время спрашивает одного из своих подопечных (баскетбольная команда школы неблагополучных детей): "Чего ты боишься?" Всё дело в том, что подросток никак не может решить для себя: с командой он или с бандой. Ему хочется, чтобы его ценили, ему хочется быть свободным, делать то, что ему хочется, быть победителем. И ему кажется, что банда даёт всего этого больше и сейчас. А тренер обещает победы, но при соблюдении дисциплины, хорошей учёбы. И предлагает подумать о том будущем, которое ждёт обычного выпускника этой школы (статистика свидетельствует, что большинство оказываются в тюрьме).
Давление общества, не терпящего нарушения установленных правил, показано и в романе Толстого "Анна Каренина". Именно общество, высший свет сделали Каренину изгоем, выкинули её из того круга, к которому она принадлежала. И она не смогла с этим справиться, это пережить. Так сильно вбиты были с детства ценностные установки, так невозможно было просто быть собой, что потеря статуса стала для Анны равносильна потери жизни. Но что поражает в романе Толстого, это то, как он мастерски показал жизнь высшего света как игру. Со всеми её ролями, масками, правилами и наказаниями за нарушение этих правил.
Осознание того, что мы играем в игры, можно считать шагом в эволюционном развитии не только для личности, но и для цивилизации в целом. Ведь тогда наш выбор игры и своей роли в ней станет также осознанным. Мы в гораздо большей степени можем тогда получать удовольствие от игры, гораздо в меньшей степени зависеть от навязанных нам стереотипов. Пока мы не осознаём себя в игре, жизнь, как нам кажется, заставляет нас страдать, предлагает нам те обстоятельства, которых мы не желаем, против которых мы восстаём, боремся за лучшее будущее. А если мы вступаем в схватку, то мы уже в соответствующей игре. Совсем не обязательно читать книги типа упомянутой "Игры, в которые играют люди", чтобы лучше узнать о сценариях. Достаточно просто послушать, что люди говорят о своей жизни. И они сами назовут вам игру, в которую играют. Например, недавно я услышал, как одна продавщица в магазине в диалоге с покупателем сказала: "От нас ничего не зависит". И она обозначила ту игру, в которую играет. И её опыт будет доказывать то, что так оно и есть. До тех пор, пока она не устанет от этой игры, и что-то подскажет ей, что это может быть и не совсем так.
Собственно, этот текст не предлагает открыть дискуссию о том, что есть жизнь. Есть жизнь, а есть наше представление о ней. Охватить всё, что можно назвать жизнью, человеческий ум не в состоянии. Жизнь вмещает всё, в том числе и нас, и наш ум, и наши представления о жизни. Жизнь позволяет быть всему. Мы никогда не сможем построить какую-то идеальную жизнь, потому что для этого нам пришлось бы создать что-то незыблемое, застывшее, какую-то конструкцию, в которой каждый элемент жёстко закреплён на определённом идеальном месте. Но это невозможно, потому что сама Жизнь -- это непрерывное изменение. И любая попытка создать законченную концепцию жизни обречена.
Но я предлагаю продвинуться дальше в своём представлении о жизни, просто признав, что каждый из нас может быть сознательным творцом этой самой жизни. А для этого надо просто выбраться из навязанного нам плена устоявшихся концепций. Если вы чувствуете, что переросли сказку, в которую вас окунули, то вам стоит прислушаться к себе, осознать то, что вы сами хотите и готовы дать этому миру, а не то, что мир или общество хочет от вас. Если вы готовы, то в следующей части мы попробуем провести небольшой эксперимент. Это не рецепт вашего счастья. И я даже не считаю, что эта практика подойдёт каждому, кто читает эти строки. Но я пробовал эту практику на себе. И мне она очень понравилась. Будем считать это просто возможностью продемонстрировать, что есть другой путь. И как пел Высоцкий:
Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя!
Выбирайтесь своей колеей.
Продолжение: http://proza.ru/2023/12/03/1708
-----------------
* "Серьёзный человек" (2009), реж.Итан и Джоэл Коэны
** "Тренер Картер" (2005), реж.Томас Картер, в гл.роли Сэмюэл Л. Джексон
Свидетельство о публикации №223110401372