Мой комментарий к эссе Коринн Нита

Мой комментарий к эссе Коринн Нита «Наше бессмысленное существование убило планету, но мы уже мёртвые»

Всего за одну страницу автор сумела сказать нечто очень важное об уничтожении Природы цивилизацией. Во-первых, что это насилие и агрессия (обычно говорят о недостаточности чего-либо – эффективных технологий, знаний, просвещения, каких-то законов, но только не о том, что истребление Природы – это агрессия, насилие и чистое зло). Это важнейший момент, что к планетарному экоциду привело наличие того, чего быть в нормальной культуре не должно – насилия и агрессии против Природы (нежелание знать, осознавать, почитать, беречь, допускать только соразмерные миру технологии и т.п. – это всё проявления культуры, основанной на насилии).

Эта агрессия против мира, дарующего нам жизнь, в значительной степени обусловлена отсутствием смысла в культуре, называемой цивилизацией. Культура, которая не почитает своего Творца (и это не человекоподобный бог власти, которому с момента своего зарождения поклоняется цивилизация, а Природа), не почитает и не взращивает ценности, связанные с Жизнью, а смысл видит в экономическом росте и захвате всего доступного пространства – до краёв наполнена бессмыслицей и воспроизводит её в своей деятельности, отравляет ею всё, к чему прикасается. Место отсутствующего смысла как у индивида, так и у культуры обычно занимают нарциссические фантазии – о своем могуществе, особых правах и переделывании «несовершенной» реальности под свои желания. Но мир противоречит нарциссическим фантазиям, и требуется бесконечное насилие для замены его на более подходящий – рукотворный мир, где как будто бы возможно жить согласно своим выдумкам. Поэтому бессмыслица в основе своей агрессивна, и объятое ею общество истребляет всё настоящее, реальное, пространство смысла. «Бессмысленность, из которой слепили смысл, произвела мир, существующий исключительно в наших головах, а бездушные иллюзии убедили нас уничтожать всё реальное». Это важнейшая мысль. Именно эта война Подделки (цивилизация и её тело – антропотехносфера) против Настоящего является самой сутью трагедии исчезновения Природы.

Понятно, что пошедший войной на Природу обрёк себя на смерть: сначала была смерть духовная, длившаяся тысячелетиями, не за горами страшный период смерти физической. Всё придет в соответствие: загробный мир - цивилизация, презиравший жизнь, будет руинирован смертью. И будь это воздаяние одному только преступнику (человеку цивилизации), это было бы просто справедливо, но, к несчастью, Машина уничтожения реального сначала погубит все остальные виды, включая человека вне цивилизации, и только потом сгинет сама.

Далее, замечательно, что автор не говорит ничего о будущем, демонстрируя тем самым честность относительно масштабов катастрофы исчезновения Природы (точка невозврата уже пройдена) и уважение к разгромленному миру. Она не рассуждает, как остальные, о том, что надо сделать то-то и то-то, и тогда человечество прекратит экоцид. Не сделало, когда это ещё не поздно было делать (помешал нигилизм – восприятие Природы как лишенной собственного смысла), и сегодня находится в эпохе последствий своего безумия и сбора своего смертоносного урожая. Человек непоправимо изувечил и разграбил биосферу, изменил когда-то благоприятный для жизни климат, вызвал массовое вымирание растений и животных, разрушил б;льшую часть природных экосистем, завалил Землю смертоносными отходами, нагромоздив поверх живого мира свою бездыханную пыточную для всего живого техносферу, и вернуть всё уничтоженное уже невозможно. Всё это необходимо признать и оплакивать каждому живущему. Давно пора прекратить разговоры о будущем и начать осмыслять ту катастрофу вселенских масштабов, которую устроил человек цивилизации, то экстремальное зло, которое он сотворил и которым сегодня покрыт каждый метр планеты. Футуризм (приоритет будущего над настоящим и соответственно фокус внимания на том, что будет потом) и утопии (фантазии и надежды, идущие вразрез с реальностью, на ней не основанные) в зелёной идеологии работают на цивилизацию – они мешают осмыслить нынешний рукотворный апокалипсис, не позволяют осознать сущность природоборческой культуры и разотождествиться с ней, чтобы жить по-другому, с радикально отличным от неё мировоззрением и отношением к Природе (это всё относится к сегодня, к сейчас).

«Молитвы нашим богам нас не спасут, потому что Земля – это Бог, но мы были слишком заняты изобретением смысла, чтобы осознать, что у нас было всё, и оно было совершенно». Любая культура строится вокруг культа, какой бы нигилистической она ни была. Она поклоняется и служит своим богам, отражающим высшие ценности этого общества. У цивилизации это всегда были боги власти, насилия, экспансии, войны, обладания, торговли, контроля и превыше всего – борьбы с Природой (вроде поисков бессмертия и замены природного техническим). Земля же, являющаяся для человека абсолютно всем, – и источником жизни, и источником духовных ценностей, пространством смысла и связи всего существующего, хранительницей сущности вещей, в прямом смысле Вседержительницей – оказалась ничем, пустым местом и непокорным хранилищем ресурсов для построения мира фантазий. Ни к чему другому, кроме Конца света эта чудовищная духовно-психическая болезнь привести не могла.


Рецензии