О временах и героях. Фамильные ценности. Глава 8

    Как- то, к ним на делянку вышел человек, - по виду старатель.
      
   -  Здорово мужики! Бог в помощь! - приветствовал он старателей Товарищи поприветствовали незнакомца.
      
    -  Я здесь не далеко стою, иду вот в Слепнёво, за провиантом. Захаром меня зовут, - представился  незнакомец.

    Представились и Митрофан с Афанасием. Поговорили старатели, познакомились; спокойный, рассудительный человек лет тридцати пяти, Захар внушал доверие и уважение. Так и стали бок о бок жить и трудиться Митрофан с Афанасием, да их новый товарищ, Захар. Вечерами, после тяжёлых дневных трудов отдыхали у костра, ужинали, пили чай, вели неторопливые разговоры о жизни, и о прошлой и о настоящей. Захар рассказывал о своей прошлой жизни.
   
     Родом он был с Алтайского края, жил крестьянским трудом, пахал землю, держал скот, жил хорошо, зажиточно. Но однажды случился пожар, и их деревня сгорела, сгорела дотла, - ничего не осталось...
 
      Жители деревни после пожара разбрелись по соседним деревням, кто как мог стали налаживать дальнейшую жизнь. Захар определил жену и троих детей к тестю, в соседнюю деревню, а сам с двоюродным братом Михаилом подался на Байкал, в надежде добыть золота, вернуться обратно, отстроить дом, и снова обзавестись хозяйством.   
   
    -  Работали мы с братом в то время, верстах в двадцати к востоку отседова,   - рассказывал Захар.
   
   -  Больше всё ходили, всё место поприбыльнее искали. Но вот вроде бы нашли... Пошло золото, хорошо пошло... Вот работаем неделю, прибыль хорошая, всё хорошо, слава те господи. Всё бы ничего, да тут стал к нам ворон прилетать... большой, да страшный... Облетит нас кругом, сядет на ветку, саженях в десяти от нас, и сидит глядит... Да глядит прямо в глаза! Посидит этак, поглядит, каркнет этаким жутким, страшным голосом, да и улетит... Страшно мне стало, я и говорю брату:

   -    Нехорошее здесь место Михайла, - видать заклятое, - говорю. - Ворон - то он всегда не к добру прилетает... Пойдём - ка отседова, пока не поздно..." - говорю. А брат и говорит:   

   -  "Да поработаем ещё, золото здесь есть. Чего нам ворон - то?"   

   -  "Золото - то есть, - да бережёного бог бережёт." - говорю.

     Но Михайла всё на своём стоял, - не хотел уходить. А как ворон - то прилетел, взял камень, да в ворона - то и запустил! -"Кыш! - кричит, дьявол, мать твою перемать!" - Каркнул ворон, д и улетел... Больше я его и не видел. Ну вот, прошло с той поры дня два, и тут заболел брат животом. Тяжело заболел... лихорадка, пот с него градом... Так пролежал три дня, - не пил, не ел, а на четвёртый и говорит:
 
  -  " Умираю я Захар... Ты прости меня, ежели чего..." - говорит.
 
    -  Ну а я ему: "Што ты Михайла? - говорю, - Ты ещё поживёшь, ещё дом построишь!"

   - "Теперь уж нет, - говорит. Прощевай Захар, ухожу я," - говорит. - Так и помер... Там я его и похоронил.   

   -   Вот думаю ежели бы мы ушли с того - то места, так брат - то может и жил - бы. Да  опять же, может это и не ворон был вовсе, может это дух того места   прилетал... Не хотел наверно чтобы мы там работали, пужал нас этак - то, чтобы мы ушли оттудова значить.
 
     Известно, ворон она птица бесовская, много чего знает, и видит кому время - то пришло... Вот может он и прилетел сказать... мол так и так... Мол пришла   тебе пора, Михайла, - пожил и будет..."      
 
   -   Да, есть сила такая, богопротивная... Она старается замутить душу   человеческую, а  то и вовсе погубить! И не каждый в наше время может устоять   против такой силы. А есть люди, которые служат этой бесовской силе. - поддержал   рассказчика Митрофан, памятуя святое писание.
 
      Афанасий, при этом молча сидевший у костра, украдкой взглянул на товарища   и опустил голову, наверное он вспомнил свою матушку.   

   -   Да, встречал я таких, - немного помолчав продолжил Захар свой рассказ:   
 
  -   Дело давнее, было мне в ту пору лет шестнадцать. Любил я в то время порыбачить и поохотиться. Так вот, жил в то время не далеко от нашей деревни, на отшибе, шаман, - Софроном его звали. Частенько мы встречались, то на речке, на рыбалке, то в лесу на охоте. Так и подружились, вместе ходили и на рыбалку и на охоту.
 
      Хорошо было охотиться с Софроном, умел он приманить и зверя, и птицу, и рыбу, так что без добычи я домой уж никогда не приходил. Ещё в деревне говорили, что будто бы может Софрон отыскивать украденное... Кто - то в это верил, то - то нет, а  мне  пришлось это увидеть своими глазами. А дело было так:
 
    -   Как - то  потерялась наша корова.. Два дня искали мы её, - да всё без толку. Тут вспомнил я про Софрона, про то что он будто бы, пропажу може отыскать. Прихожу  к нему, говорю так мол и так: "Потерялась наша корова, что   делать не знаем..." Одел Софрон свою одёжу шаманскую, начал камлать. Долго   камлал. Бил в бубен, читал свои молитвы а после и говорит:

   -  "Корова ваша в деревне Калиновке... Есть там дом с зелёными воротами. Живёт в этом доме рябой мужик. Вот там и ищи корову..." - говорит.   

       Пришёл я домой, говорю отцу, так и так, - "Софрон сказал что корова наша в Калиновке, у рябого мужика," - говорю.   
   
     Собрались мы и пошли в ту деревню, - в Калиновку... Трое нас было: я отец да ещё один мужик. Пришли мы значить туда, нашли этот дом, с зелёными воротами, - а там и вправду рябой мужик живёт! - Пронькой его зовут... Ну, говорим ему мол, - "корова у тебя наша! где она? Показывай!"

      Испугался Пронька, говорит:
 
    -  "Да эвон она, в сарае стоит! Она сама к нам пришла! Чья он не знаю,-говорит, - ежели ваша, то забирайте! Нам она не нужна."   
 
     Забрали мы корову, да и ушли домой. Вот я и подумал тогда:

  -   "Хорошо быть шаманом - то... Пользы - то эвон сколько! И пропажу отыскать можно, и зверя и рыбу приманить," -думаю надо у Софрона поучиться."
 
     Прихожу я к нему и говорю: "Научи меня Софрон, своему шаманскому делу."
 
   -  "Ладно, - говорит, - научу... Как стемнеет приходи. Буду учить..."   
 
   -   Вот как стемнело, пошёл я к Софрону. Пока дошёл уж и совсем темно стало. Прихожу, говорю:   

   -  "Но, учи меня Софрон, своим шаманским наукам."
 
   -  "Пошли, - говорит, - самое время учиться..."
 
     Пошли мы тайгой. Вышли к речке, и пошли по берегу. Долго шли, а ночь тёмная, ни звёзд ни месяца не видать... Вот стали речку переходить, а темнота хоть глаз коли... Идём значить, Софрон впереди, я за ним. А вода всё глубже и глубже... вот уж до самого горла дошла...
 
      Жутко мне стало, да делать нечего,- иду... Ну вот, прошли мы речку, вышли на на берег, - а тут заимка. Зашли мы значить во двор, тут Софрон камлать начал. Долго камлал, уж светать начало. Как закончил камлать - подзывает меня:
 
    -  "Видишь? - говорит, - собака у сарая - то сидит?"
 
    -   Посмотрел я, - и вправду, у сарая собака сидит... - "Вижу," - говорю.  Даёт он мне винтовку:

  -   "Стреляй в собаку," - говорит.
 
  -   Взял я винтовку, прицелился... жму на курок... А вместо собаки - то, вдруг передо мной Христово распятие!

  -   "Что такое думаю, почудилось что-ли?" - Опять целюсь... Опять жму на курок... - И опять передо мной распятие!   

  -   Тут понял я что дело это не чистое... Жутко мне стало... говорю Софрону:
 
  -   "Не стану я учиться твоему шаманскому делу!" - бросил винтовку да и ушёл домой. Не стал учиться бесовским наукам, и к Софрону уж больше не ходил, - закончил Захар свой рассказ.


Далее: http://proza.ru/2023/11/04/1546


Рецензии