О временах и героях. Фамильные ценности. Глава 15

       В те времена в деревнях с маленькими детьми занимались бабушки и дедушки, пока родители были на работе. С Митрофанушкой тоже занималась бабушка, пока он был маленький, а когда немного подрос, его воспитанием занялся дедушка. Надо сказать что воспитание проходило просто и не навязчиво, в основном за разговорами о том как хорошо жилось прежде, когда не было ни "трахтаров," ни "канбайнов," а люди в те времена, ездили на паровозах...   
   
   -   Вот ежели бы не советская власть, мы бы тут с тобой, на заваленке - то, не сидели бы... А сели бы на паровоз, да и ту - ту! Поехали - бы, куда - ни  будь... - говорил дедушка внуку.
   
   -   А куда - бы мы поехали, деда? - спрашивал внук.   
   
    -  Ну, куда - куда... Куда - ни будь бы, и поехали бы, - неопределённо отвечал дед.
 
      А бывало, сидят дед с внуком на заваленке, - беседуют, да и задремлют на солнышке... Вдруг дедушка как встрепенётся! Да как закричит!   
      
    -  Митрофанушка! Трахтор!.. Растуды его в кудель!..   -   
 
      Митрофанушка спросонок, в ужасе! с криком бежал через дорогу на пустырь, и прятался там в бурьяне... Проходило какое - то время, и из бурьяна слышался голос внука.   
      
    -  Деда, а где трахтор - то?   
      
   -   Уехал трахтор, чтоб ему провалиться... вылазь Митрофанушка, - улыбаясь говорил дедушка.   

     Митрофанушка дрожа от страха и озираясь по сторонам, вылезал из бурьяна, вновь усаживался на заваленку, и беседа продолжалась. Или  вот сидят дед с внукомвсё на той же заваленке, - беседуют, а мимо пробегает поросёнок...   
      
    -  Хороший  поросёнок, - как - бы со знанием дела говорит Митрофанушка.
      
    -  Да какой же он хороший - то, вырастет и свиньёй будет... Что ж тут хорошего - то? - возражает дед.   
      
    -  А вот корова хорошая, - не унимается внук.   
      
     -  Да какая же она хорошая? - эвон сколько навозу - то от неё! Да и бодается она проклятая! - стоит на своём дед.            
      
    -  А мамка сказала что корова хорошая, она молоко даёт, - не сдаётся внук.
      
    -  Ты мамку не  слушай! врёт она всё! - поучительно говорит дед. - Вот ты молоко пьёшь, али нет?
      
    -  Нет, - отвечает  внук, - я его не люблю.   
   
     -  Вот и я  не люблю, от него болесть одна... А ты говоришь коро - о - ва...Тьфу! чтоб ей пропасть...

   -   Так постепенно, маленький Митрофанушка постигал азы жизни.   
   
     А с некоторых пор дедушка нашёл себе новое занятие, он стал изготавливать некую чудодейственную настойку,  которая была популярной в тех местах, где когда - то бывал дедушка, будучи ещё молодым старателем. В трёхлитровый эмалированный бидончик, он наливал свекольную брагу, добавлял несколько ягод, под названием вороньи глазки, маленький кусочек гриба, пегой белянки, и ставил в тёплое место.
 
     Через неделю получалась эта чудодейственная настойка, придающая силу и бодрость даже самому слабому, истощённому человеку.

   -   Всего - то три ягодки... а гриба - то и вовсе с горошину, а какая силища! - с восторгом говорил дедушка, вдыхая бодрящие пары готовящегося зелья.   
 
     За грибами и ягодами дед с внуком ходили в лесок, который начинался прямо у них за огородом.   
   
    -  Деда, а эти ягоды можно есть? - спрашивал маленький Митрофанушка.   
   
    -  Нет, от них помрёшь... Али в свинью обратишся... Али в собаку... - предупреждал дед.   
   
    -  А грибы есть можно? - интересовался внук.   
   
    -  Нельзя... От них кожа с тебя слезет... А без кожи помрёшь, - просвещал дед.
   
     Надо сказать, что чем старше становился дедушка, тем круче менялся его и без того не простой характер... и далеко не в лучшую сторону... Его и в прошлом непростые отношения с советской властью, с недавних пор стали обретать откровенно враждебные, и даже агрессивные формы.
   
      В деревне как известно, единственным человеком, который в полной мере олицетворял советскую власть, был конечно же председатель, - Василий Васильевич   Перепёлкин.
 
      Председатель каждый день проезжал мимо их дома на своём тарантасе, и дедушка считал своим долгом показать ему кукиш в окно, или крикнуть какую - ни будь гадость:
      
    -  Букварь искурил так уж думаешь, что грамотный?! - кричал ему вслед дедушка.               
   
     Или: - Чтоб тебе перевернуться... - прохвост!..            

     Но Василий  Васильевич был человеком разумным и добрым, он только улыбался и ехал себе своей дорогой, не обращая внимания на полоумного старика. Такое равнодушие только раздражало дедушку, и он искал способ, как - бы отомстить обидчику... И такой способ был найден...
 
     Глубокой ночью, когда в доме все спали, дедушка поднялся, поднял и своего пятилетнего внука. Взяв  ведро и небольшой жестяной чайник, они направились к колодцу, который находился у околицы, на краю деревни. Придя на место, они сразу же принялись за дело... стали черпать из колодца воду и лить её на дорогу, по которой каждое утро проезжал ненавистный председатель.
   
      Маленькому Митрофанушке это занятие было очень интересно, - но не совсем понятно, и он спросил:
      
   -   Деда, а зачем мы воду льём на дорогу?

   -   А чтобы  грязь была, - деловито отвечал дед.   
      
    -  А зачем грязь - то, -  недоумевал Митрофанушка.   
      
    -  А чтоб председатель тут увяз! чтоб ему захлебнуться! - со злорадством отвечал дед.   
   
     Всю ночь трудились дед с  внуком; под утро мокрые, грязные, но довольные улеглись отдыхать... Утром председатель проехал мимо колодца, и даже н заметил трудов ночных водолеев, чем ещё больше разозлил дедушку. Разведением грязи он не ограничился, и уже на второй день утром, председатель обнаружил на дороге довольно приличную яму...
   
      Председатель конечно же догадался чьих рук это "дело", и с улыбкой объехал препятствие, - что взять с сумасшедшего человека? К обеду два мужика заровняли яму, - как будто её и вовсе не было...
   
     Дедушка был в не себя от ярости! его ядовитые стрелы не достигали цели! На какое - то время он прекратил ночные вылазки, а через неделю  предъявил ещё один, и очень даже весомый аргумент! На утро на дороге появилась куча огромных камней Но и на этот раз председатель смог без труда объехать препятствие, и посмеявшись поехал дальше...
 
      Дедушка негодовал! его распирало от злости! И в какой - то момент его мозг не выдержал такого напряжения, и как говорят в народе, - окончательно съехал с катушек...
   
     Как - то утром, издалека завидев тарантас председателя, дедушка птицей взлетел на крышу старого курятника, и оттуда, с высоты, начал высказывать всё что он думает и о советской власти, и о колхозах, и о колхозниках:
   
     -  Чтоб вы все погорели, вместе с вашими колхозами да трахтарами!.. Чтоб вам всем околеть, грабители!.. Чтоб вас всех порвало мошенники!.. мать вашу перемать!.. - кричал дедушка.   
 
     От избытка чувств он не стоял на месте, а как - бы даже приплясывал...
 
   -   Чтоб вам всем провалиться полоумные! - кричал он в исступлении.
   
    И тут произошло непоправимое... Подгнившие жерди каркаса кровли подломились, не выдержав такого напора, и крыша курятника рухнула под ногами дедушки, увлекая его в провал... В добавок ко всему, на его голову свалился тяжёлый пласт дёрна, которыми была покрыта кровля, и  лишил дедушку дыхания...
 
      Маленький Митрофанушка наблюдал всю эту картину, и понимал, что произошло что - то очень страшное...   
      
    -  Бабушка! Бабушка! Наш  дедушка провалился!.. - кричал он вбегая в избу.
      
     -  Как провалился? куда? где? - всполошилась бабушка.
      
    -  Там!.. На крыше!.. - кричал Митрофанушка, показывая на крышу курятника.
 
     Бабушка бросилась в курятник... дедушка лежал на полу без движения, его голова была накрыта пластом дёрна...
 
      Освободив дедушку от "гнёта", - свалившегося на его голову, бабушка с внуком вытащили его из курятника, и положили под навес. Дедушка не дышал, не подавал никаких признаков жизни, а к обеду и вовсе скончался...   
   
      Вот так, громко хлопнув дверью, ушёл из жизни дедушка, - Митрофан Колесницын, - ярый противник советской власти... человек свободной, лёгкой мысли! и высоких устремлений!
   
      Похороны дедушки были более чем скромными: несколько верующих старушек отпели покойного, четыре мужика, отряженных правлением колхоза предали тело усопшего земле, затем, отобедав нехитрым обедом все разошлись по домам.


Далее: http://proza.ru/2023/11/04/1577 


Рецензии