Вспомним. Казань. КГУ 1941-1945 гг. Трудовые будни
Осень 1941 года. Шла война. Эвакуировались трудовые коллективы, организации, предприятия. Эшелоны с оборудованием, материальными ценностями, людьми уходи подальше от боевых рубежей, чтобы на новых местах начать своё дело на благо защиты Отечества и общечеловеческих моральных ценностей. Страна превратилась в гигантскую стройку. Процесс обучения в вузах по систематическому плану был приостановлен. Студенты и преподавали занимались более важным. В феврале 1942 г. началась масштабная перестройка учебного процесса.
Проводились обучение военному делу, массово-политическая работа с пропагандой патриотизма и военных знаний среди населения на митингах и на всех без исключения общественных мероприятиях. Сплочённость населения – необходимое условие для преодоления любых социальных катастроф. ВКП (б) и КИМ – централизованные политические организации взяли на себя эту важнейшую миссию.
СПРАВКА. В мае 1943 г. КИМ – Коммунистический интернационал молодёжи из-за войны был ликвидирован. В СССР эта организация была преобразован во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи ВЛКСМ. ВКП (б) – Всероссийская коммунистическая партия большевиков в октябре 1952 г. на XIX съезде в Москве был переименован в КПСС.
НА СТРАНИЦАХ КНИГИ. Ионенко И. М. Университет в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Казанский университет (очерки по истории). Казань: Казанский университет, 1979. С. 150-155.
Огромная работа была проделана в университете по размещению эвакуированных в Казань научных учреждений, прежде всего институтов Академии Наук СССР. «За несколько дней университет резко изменил свой всегдашний строго официальный вид: в аудиториях, где ещё недавно студенты слушали лекции профессоров, актовом зале, видевшем все выпуски студентов Казанского государственного университета КГУ, – всюду стоят сотни новеньких кроватей, купленных для эвакуированных... По коридору снуёт много людей: кто с чайником за водой, кто с полотенцем», – такие строки вписал в те дни в свой дневник сотрудник историко-филологического факультета В. А. Климентовский.
Но нужно было не только разместить эвакуированных. Нужно было предоставить в распоряжение учёных препараты, приборы, помещения – научная мысль не могла останавливаться ни на минуту. Как никогда помощь учёных нужна была фронту. Ведь победа советского народа ковалась и в стенах научных лабораторий, за письменными столами и кульманами чертёжных мастерских.
Обстановка войны выдвигала на одно из первых мест агитационную работу среди населения. Центром массово-политической работы в университете были партбюро и комитет ВЛКСМ (до 1943 г. КИМ). Распространённой формой идейного воздействия стали митинги, наиболее ярко отражавшие патриотический подъём студентов и преподавателей.
Одной из важных сторон массово-политической работы явилась пропаганда военных знаний. Настойчиво учились военному делу преподаватели. Около 130 студентов занимались на военной кафедре в кружке защиты.
Немалую работу среди населения провёл агитколлектив университета. Непосредственное руководство работой в домоуправлениях осуществляли парторги. Студенты-агитаторы проводили беседы, читали передовые статьи «Правды», сводки «Информбюро». Большое мобилизующее значение имела пропаганда успехов Красной Армии зимой 1941–1942 гг. Высокую оценку получила работа агитаторов по проведению подписки на военные займы, сбор средств на подарки бойцам Красной Армии.
Угроза Родине отодвинула на задний план все личное, подчинив все интересы единой благородной цели – разгрому врага. Новым проявлением советского патриотизма явилось создание фонда обороны. Движение, возникшее в результате народной инициативы, получило горячую поддержку у сотрудников и студентов университета. Весь коллектив вуза, а также жены научных работников активно участвовали в сборе тёплых вещей. Студентки организовали кружок по пошиву тёплого белья, вязке варежек. В течение 1942–1943 гг. было сдано в общей сложности 2250 различных вещей. Крупные денежные суммы были собраны в университете на постройку танковой колонны и эскадрилий самолётов.
С полным и ясным сознанием своего гражданского долга студенты и сотрудники университета восприняли призыв партбюро и комитета ВЛКСМ развернуть широкую работу в госпиталях, преподаватели регулярно выступали там с лекциями. Организованный по инициативе акад. А. Е. Арбузова оркестр давал в госпиталях по два–три концерта в день. Большой популярностью пользовалась бригада художественной самодеятельности университета.
Партбюро вуза придавало серьёзное значение качественному обслуживанию бойцов книгами, а также организации фотовыставок в госпиталях. Трогательную заботу о раненых бойцах проявляли студенты. С первых месяцев войны они организовали сбор подарков, которые затем вручались бойцам действующей армии.
Немалую роль сыграли местные комитеты профсоюзных организаций университета и Академии наук СССР в оказании помощи семьям фронтовиков. В 1944 г. в общей сложности была оказана помощь 305 семьям.
Студенты университета и других вузов Казани активно участвовали в сельскохозяйственных работах. Так, в сентябре 1942 г. в колхозах ТАССР было занято 525 студентов.
(СПРАВКА. АН – академия наук. ТАССР – Татарская автономная советская социалистическая республика, то же, что сейчас Республика Татарстан. Профком – профессиональный комитет. Партбюро – бюро ВКП (б). Сталинград – то же что Царицын до 10 апреля 1925 г. и Волгоград с 10 ноября 1961 г.). Ленинград – то же что и Петроград в период 18 (31) августа 1914 г.– 26 января 1924 г., и Санкт-Петербург в периоды до Петрограда и с 6 сентября 1991 г.
Одной из наиболее острых проблем для университета было продовольственное обеспечение сотрудников и студентов. Сотрудники АН и их семьи, переживая тяготы первой военной зимы, как и многие работники университета, нередко в выходные дни с салазками уходили в близлежащие деревни за картошкой. Профком университета вместе с партбюро и ректоратом многое сделали для улучшения питания и продовольственного снабжения студентов и сотрудников. С образованием отдела студенческого снабжения в мае 1943 г. и развитием индивидуального огородничества было налажено снабжение необходимыми продуктами по государственным ценам довоенного времени. В 1944 г. столовая университета обеспечивала двухразовым питанием около 400–500 человек. Дополнительное питание получали около 200 студентов.
Наряду с продовольственной проблемой забота о топливе для университета и госпиталей являлась одной из основных задач в годы войны. Студенты и преподаватели работали на пристанях, выгружая разнообразные грузы. Среди грузчиков нередко можно было видеть профессоров и доцентов университета.
Комсомольские организации республики приняли активное участие во всенародном деле по оказанию помощи в восстановлении Сталинграда, Орла, Донбасса. Студенты и сотрудники университета также внесли достойный вклад в дело восстановления областной библиотеки и педагогического института в Сталинграде. Был успешно проведён сбор книг, одежды, обуви, денег и т. д. для населения Орловщины. Значительную помощь оказал университет в восстановлении разрушенных библиотек Элисты, Киева, Витебска. Всего в восстанавливаемые библиотеки было отправлено 54 000 книг.
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В первый период Великой Отечественной войны резко изменились не только масштабы подготовки учебного процесса кадров через высшую школу, но и учебные планы, программы, формы и методы учебно-методической работы. Студенты, преподаватели и обслуживающий персонал университета показали замечательные примеры преодоления трудностей.
Осенью 1941 г. были объединены многие кафедры. В целях укрепления молодого историко-филологического факультета в его состав были включены кафедры марксизма-ленинизма, политэкономии, педагогики и психологии, иностранных языков. Для работы на этом факультете привлекались в качестве преподавателей эвакуированные из Москвы и Ленинграда учёные – историки и филологи.
Преподавательский состав обеспечивал возможность подготовки специалистов на уровне довоенного времени. Но учебная работа на 1941/42 учебный год планировалась в объёме одного зимнего семестра нормального учебного плана. Широкая перестройка учебного процесса началась с февраля 1942 г., так как до этого времени систематическая учебная работа не проводилась.
В связи с резким сокращением учебных площадей (всего осталось 25 аудиторий) руководству вуза в контакте с размещавшимися в главном здании университета институтами АН СССР предстояло в тяжелейших условиях модернизировать учебный процесс, интенсифицировать его.
В связи с сокращением числа студентов были введены новые формы организации приёма. С осени 1942 г. работали курсы по подготовке к поступлению в университет, использовались командировки научных работников в районы ТАССР, индивидуальные письма окончившим десятый класс, олимпиады и экскурсии.
Существенно изменился качественный состав студентов: из года в год росло число демобилизованных из армии по ранению. Значительный процент составляли студенты эвакуированных вузов. Так, в 1942 г. их было принято 148 человек.
Партия и правительство в годы войны принимали меры к сохранению студенческого контингента высшей школы. В соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) «О плане приёма в вузы в 1942 году» облегчался порядок поступления в университет, студенты выпускных курсов были освобождены от призыва в армию. Несмотря на все меры, в 1943 г. в КГУ обучалось в четыре раза меньше студентов, чем в 1941 г.
Учебная работа велась в исключительно тяжёлых условиях. На биологическом факультете, например, лекции приходилось читать в коридоре. В зимнее время профессора нередко читали лекции в пальто, шапках, рукавицах.
Воспоминания студентов тех лет Г. Н. Вульфсона (ныне – профессор-историк) и Н. П. Мунькова (ныне – доцент Казанского педагогического института) переносят нас в будни суровой студенческой жизни:
«Слушать и записывать лекции... было очень трудно. Чернила мёрзли, приходилось брать чернильницу в руки и дышать на неё, не хватало даже простых карандашей, не было тетрадей, нередко под тетради шли обратные стороны висевших плакатов... Наверно, никогда не сочетались так тесно учёба и общественная работа, как в годы Великой Отечественной войны... Едва заканчивались занятия, студенты спешили в столовую, где за расходом продуктов тщательно наблюдал комсомольский контроль, а затем шли на разные общественные работы – по призыву райкома партии, парткома университета, комитета ВЛКСМ и профсоюзной организации. Очень быстро были созданы бригады, которые взяли шефство над госпиталями... Проводились работы и другого характера, особенно сложные в зимние месяцы войны. Все военные зимы в Казани были многоснежные; чтобы обеспечить бесперебойную работу людей, едущих на фабрики, заводы и в учреждения, надо было расчищать дороги, прежде всего – трамвайные пути. Эта работа проводилась не только днём, но, главным образом, ночью. Ещё более сложной была работа по расчистке взлётных площадок в аэропорту. Работать в открытом поле было трудно юношам, но ещё труднее – девчатам»...
В годы войны в Казани в КГУ работали виднейшие советские учёные: академики А. Н. Крылов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, Л. А. Орбели, О. Ю. Шмидт, И. М. Виноградов, А. Н. Колмогоров, С. И. Вавилов, Б. Д. Греков, Е. А. Косминский, Е. В. Тарле и др. Рядом и вместе с ними напряжённо трудились казанские учёные.
Работа по трёхлетнему плану, которая осуществлялась в соответствии с приказами Всесоюзного комитета по делам высшей школы и Наркомпроса РСФСР, показала ряд существенных недостатков, и уже в июне 1942 г. пятигодичный срок обучения в университете был восстановлен. Важную роль в организации учебного процесса играли Учёный Совет университета и факультетские учёные советы. В их работе принимали участие и заведующие кафедрами из числа эвакуированных сотрудников академических институтов и вузов. Это члены-корреспонденты АН СССР А. Ф. Капустинский, Я. И. Френкель, профессора В. В. Лебединский, Б. Ф. Поршнев, Н. В. Левченко, Н. И. Идельсон, доценты И. И. Окунева, А. А. Гринберг, Д. И. Розенберг, И. И. Толстой, В. П. Адрианова-Перетц.
Первостепенное значение придавалось организации самостоятельной работы студентов, формы которой были различны. Особое внимание уделялось организации коллоквиумов. Студентам читались обзорные лекции, проводились дополнительные занятия. Наиболее успевающие студенты изучали монографии и журнальные статьи. На географическом факультете, например, практиковалось групповое чтение и обсуждение учебников и конспектов. По-новому проводились зачёты и экзамены. Для студентов, совмещавших учёбу с работой, составлялось индивидуальное расписание. В 1944 г. было около 12 % таких студентов.
Положительные результаты дали индивидуальные графики. Для стимулирования самостоятельной работы практиковались рефераты и обзоры литературы, беседы в группах об успеваемости, встречи с профессорами, изучение бытовых условий, информация о текущей успеваемости в стенной печати и т. п. Студенческие группы состязались за право называться лучшей группой по учёбе, труду и разумному отдыху.
Серьёзным стимулом в улучшении успеваемости и повышении качества знаний являлись именные стипендии, создававшие особо благоприятные условия для учёбы наиболее способных студентов. Начиная с 1943 г. право на стипендию получили все студенты, не имеющие посредственных оценок. К концу войны стипендию получал примерно 91 % от общего числа студентов (22 % в июле 1941 г.).
Начиная с 1943 г. осуществлялись мероприятия, направленные на укрепление системы заочного образования и трудовой дисциплины. Свободное посещение лекций приказом ВКВШ отменялось. Было упорядочено положение с практикой, которой принадлежала важная роль в формировании деловых качеств будущих специалистов.
Важная роль в идейно-политическом воспитании студентов принадлежала кафедре марксизма-ленинизма. Введение. курса политэкономии позволило существенно расширить и углубить идейно-теоретическую подготовку студентов. Существенную помощь преподавателям университета оказала созданная в 1942 г. кафедра педагогики и психологии.
В 1944 г. на историко-филологическом факультете открылись новые отделения: татарского языка и литературы и классической филологии.
Существенные коррективы были внесены в учебный процесс на военной кафедре. 17 ноября 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР установил 110-часовую программу всеобуча. Пополнявшие состав кафедры офицеры-фронтовики прилагали усилия к тому, чтобы добиться умелого владения оружием и привить студентам практические навыки в полевых условиях. Частью военной подготовки стала физическая культура. Успешному физическому развитию студентов помогала массовая военно-спортивная работа.
И в годы войны не прекращалась работа по повышению квалификации кадров научных работников; в этот период было защищено 16 диссертаций. В 1944 г. впервые в университете защитила докторскую диссертацию женщина – Е. И. Тихвинская (геология).
Начиная с 1942 г. оживляется работа студенческих научных кружков. Мощная исследовательская база позволяла сочетать учебный процесс с научными исследованиями. Самостоятельные исследования студентов проводились в тесной связи с научной тематикой кафедр под руководством опытных специалистов, в том числе сотрудников институтов АН СССР.
На развитие научно-исследовательской работы в университете в военные годы огромное влияние оказало то обстоятельство, что к осени 1941 г. в Казани сосредоточилось большое количество эвакуированных научных учреждений Академии Наук СССР. Научные работники академических институтов работали на базе университета и в тесном содружестве с его учёными.
Уполномоченным Президиума АН СССР по устройству эвакуированных учреждений и учёных был академик А. Е. Арбузов: все институты, в основном, были размещены в университете. Именно здесь продолжались исследования, имевшие важнейшее оборонное значение, решались вопросы оказания необходимой помощи промышленности и мобилизации сырьевых ресурсов. Координировал проводимые исследования Научно-технический совет, организованный в ноябре 1941 г. при Госплане ТАССР, а также научно-техническая комиссия, образованная в сентябре 1941 г. обкомом ВКП (б) и Президиумом АН СССР. Председателем комиссии был акад. О. Ю. Шмидт, заместителем – секретарь обкома А. А. Абецедарский. В состав комиссии входили академики Е. А. Чудаков, А. Ф. Иоффе, Н. Н. Семенов, секретарь обкома Р. Г. Хамидуллин, секретарь горкома партии А. И. Греньков.
Светлана Федорова, Казань, 4 ноября 2023 г.
Свидетельство о публикации №223110400835