О крестном знамении

Откуда пришло Крестное знамение?
 Знаменание крестным знамением
По тому глубокому благоговению, какое имели древние христиане русской Церкви к силе креста Христова, нет сомнения, что они часто ограждали себя крестным знамением. Но как ограждали?

Памятниками того, какое употреблялось крестное знамение в древней Церкви русской, остаются для нас лишь немногие иконы и мощи.

На мозаических иконах Софийского Ярославова храма, святители Григорий и другие изображены преподающими благословение – благословением, близко подходящим, к так называемому ныне, благословению именословному. В том же виде представляют святителей фрески, недавно открытые под четырьмя слоями краски в том же храме; большой палец святителя приклонен к четвертому, мизинец поднятый, а не пригнутый, и указательный несколько наклонен к среднему. На древнем потире Спаситель и Иоанн Златоустый в том же виде преподают благословение; а у Предтечи молящегося приклонены один к другому три первые перста.

Между мощами древних русских святых самые замечательные, в настоящем случае, мощи пр. Спиридона, подвизавшегося в XII веке. Три первые перста правой руки его сложены вместе, два последние пригнуты к ладони; рука сложена так крепко, что, если бы кто захотел дать иное положение перстам ее, тот, вероятно, скорее бы переломил их, чем исполнил желаемое; и, следовательно, преподобный остается в том молитвенном положении, в каком застали его минуты смерти, и потому остается проповедником-обличителем для глаголемого старообрядца, и – когда бы не напрасно!
Форма крестного знамения, возможно, имеет еще ветхозаветные корни. Во многих раннехристианских текстах знак Креста изображался в форме ; «тав», последней буквы евр. алфавита, символизировавшей Бога (Иез. 9:4). Ко времени появления христианства имя Бога - «Яхве» - передавалось на еврейских надгробиях с помощью прямого или косого креста. Христиане, прибавив к этим значениям ассоциацию с формой орудия казни Иисуса и с первой буквой греческого слова «Христос», стали использовать эти знаки как символы посвящения верных Христу.

В раннехристианской Церкви крестное знамение совершалось правой рукой (часто одним пальцем) отдельно на разных частях тела – чаще на лбу, но также на груди, устах, глазах, руках, плечах. Свидетельства о совершении крестного знамения присутствуют в текстах III в. (Тертуллиан, «De corona militis» III, 4).

Крестное знамение стало одной из форм благословения – как во время богослужения, так и вне его. Крестное знамение совершалось над готовящимися к крещению, катехуменами и новорожденными младенцами, над поставляемыми клириками, над крещальной водой, миром, евхаристическими дарами и т.п. Благословение с помощью крестного знамения совершалось по-разному; одним или нескольких вытянутыми пальцами, а также открытой кистью руки. На памятниках ранней христианской иконографии (как на Востоке, так и на Западе) благословляющая рука (Иисуса Христа, епископов, святых) часто изображена с вытянутыми указательным и средним перстами (что символизирует две природы во Христе – Божественную и человеческую) и сложенными вместе тремя остальными. Широкое распространение этой формы крестного знамения было, вероятно, обусловлено спорами с монофизитством. Форма совершения крестного знамения тремя перстами могла символизировать Пресвятую Троицу.

С течением времени формы крестного знамения стали унифицироваться в рамках местных церковно-культурных традиций. Неизменной осталась последовательность жестов при осенении; сначала вертикальный жест (сверху вниз), затем – горизонтальный.

В современной Православной традиции осенение себя крестным знамением совершается поочередным прикосновением ко лбу, груди, правому и левому плечам (горизонтальное движение – справа налево) соединенными вместе большим, указательным и средним пальцами, безымянный палец и мизинец в это время остаются прижатыми к ладони. Сложение вместе трех пальцев толкуется как символ Троицы, а двух пальцев – как символ двух природ Христа – Божественной и человеческой. Более ранней формой было двуперстие – крестное знамение с вытянутыми вместе указательным и средним пальцами и сложенными вместе большим, безымянным пальцами и мизинцем, несущее ту же смысловую нагрузку, что и троеперстие. Двуперстие пришло на Русь из Византии еще во времена крещения Руси.

Впоследствии греки унифицировали форму крестного знамения, сменив двуперстие на троеперстие (по-видимому, в XII-XIII вв., поскольку епископ Петр Дамаскин в сер. XII в. еще писал о двуперстии); у русских же прежний обычай оставался без изменений (троеперстие, ставшее известным на Руси не позднее XV в., осуждалось на Стоглавом соборе в 1551 г.), пока патриарх Никон в качестве первой из своих реформ (1653-56) не привел русскую практику перстосложения при крестном знамении в соответствие с современной ему греческой. Вопрос о форме крестного знамения стал одним из ключевых в полемике старообрядцев со сторонниками никоновской реформы.

Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич
В любой удобный мессенджер вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.

Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)


Рецензии