Капитан Голуб Григорий Иванович. Судьба
Морская судьба капитана началась в 15 лет (в 1918 г.), матросом на шхуну «Леля». В 1922 году поступил в Ростовское среднее мореходное училище, В 1926 году Григорий успешно окончил училище и начал работу помощником капитана на судах Черноморско-Азовского пароходства.В 1932 году Григорий Иванович старший помощник капитана на танкере «Советская нефть» .
Танкер «Советская нефть» был построен по заказу СССР на французской верфи «Шантье Наваль Франце» и вступил в строй в 1930 году. Один из рейсов танкера «Советская нефть» стал героическим. Описание этого рейса в отчете капитана судна А. М. Алексеева.
Вечером 15 мая 1932 г., следуя из Владивостока на Черное море, в Восточно-Аравийском море Индийского океана, курсом на мыс Гвардафуй, члены экипажа танкера любовались красивым лайнером Французской компании «Мессажери Маритим», который быстро обогнал судно
В начале третьего ночи вахтенный штурман В. Шабля увидел слева по курсу, примерно в двадцати милях, яркую светящуюся точку. Ее размеры быстро увеличивались, и вскоре уже можно было различить отдельные языки пламени, высота которых достигала 50 метров.
Почти в это же время радист «Советской нефти» А. Свирский принял сообщение с маяка Гвардафуй: «На горизонте горящее судно. На мои сигналы оно не отвечает». В своем рапорте капитан танкера А. М. Алексеев сообщал: «В 2-30 мы увидели на носу яркий огонь, который необыкновенно быстро увеличивался и через несколько минут перешел в пламя. Не было сомнения в том, что это пожар на пассажирском судне, идущем впереди, которое накануне обогнало нас. Высокое пламя свидетельствовало, что на судне большой пожар.Это был новый французский теплоход «Жорж Филиппар», 21 000 т водоизмещения, шедшего из Сайгона в Брюссель первым рейсом после постройки». на верфи «Шантье Наваль Франце», там же, где и танкер «Советская нефть».
Капитан А. М. Алексеев знал, что эфир чист и поблизости не видно других судов. Он тут же собрал совещание старшего комсостава. По правилам противопожарной безопасности танкер не должен был вообще приближаться к горящему судну (танкер шел без груза, и его танки после сдачи бензина еще не были дегазированы).
Следовать немедленно для оказания помощи — решили собравшиеся старшие офицеры танкера. Увеличив до предела обороты двигателей, «Советская нефть» направилась к месту катастрофы. На «Советской нефти» был объявлен аврал. Команде танкера было приказано тщательно задраить все люки и горловины танков. В течение двух минут вся команда была на местах по расписанию и все спасательные средства (круги, нагрудники, светящиеся буйки) и противопожарные средства (3 водяных насоса, системы пожаротушения и углекислотные станции) были готовы к действию. Шесть гребных судов и моторный катер были выведены за борт. В 3 часа 40 минут уже было видно судно. Лайнер стоял, охваченный бушующим пламенем, ярко освещая океан.
Позже в своем рапорте капитан A. M. Алексеев писал: «Ветер зюйд-вест шесть баллов, волнение — пять баллов. В 4.00 было еще темно. Расстояние до горевшего судна «Жорж Филиппар» составило 300 саженей. На воде плавали светящиеся спасательные буйки, судно почти все было объято пламенем. Остановившись с его наветренной стороны, со стороны его левого борта, с воды мы услышали захлебывающиеся женские крики. В мгновение весь экипаж, будучи в крайнем возбуждении, спустил по команде приготовленные заранее спасательные шлюпки, которые под управлением помощников капитана понеслись к бедствующему судну, а также туда, откуда слышались жуткие крики людей, находившихся в воде».
Приблизившись к лайнеру на минимальную дистанцию, танкер «Советская нефть» остановил движение, включил прожектор, заранее приспущенные близ воды шлюпки и катер моментально отвалили от борта, подбирая на ходу из воды людей. Через несколько минут к борту танкера вернулся бот № 2 под командованием ІІ штурмана В. К. Шабли, переполненный пассажирами, подобранными в океане. Боцман Г. Бабай на борту танкера принимал спасенных, и шлюпки вновь спешили на помощь. Для эвакуации пострадавших людей моряки помимо своих шлюпок использовали шесть уцелевших от огня ботов лайнера.
В спасении пассажиров участвовал весь экипаж танкера. На борту «Советской нефти» остались лишь капитан, судовой врач, рулевой, часть вахты в машинном отделении. Во время спасательной операции к месту происшествия подошли два английских теплохода «Максуд» и «Контрактор», которые приняли на борт 233 человека. Из этого числа 46 пассажиров были доставлены гребцами советского танкера.
Наконец к одиннадцати часам утра к борту «Советской нефти» подошел спасательный бот под командой старшего помощника капитана Г. Голуба. В нем находились последние пассажиры и члены экипажа французского лайнера, которых удалось снять с борта.
С ними также был капитан лайнера «Жорж Филиппар» П.Вик. Получив сильные ожоги лица и ног, он последним покинул судно. Число жертв составило около 100 человек.
В 12 часов «Советская нефть» продолжил рейс. В эфир ушла радиограмма в Наркомат водного транспорта о происшествии.
Экипаж советского танкера (44 человека) спас 437 пассажиров и моряков с французского лайнера. Среди них было 20 детей не старше 10 лет, На борту лайнера насчитывалось порядка 760 пассажиров и 160 членов команды.
72 человека имели серьезные ожоги и ранения. Большая нагрузка легла на плечи судового врача А. М. Вьюнова (уроженец Николаева). Вместе с добровольными помощниками он оказывал медицинскую помощь всем пострадавшим, поднятым на борт танкера. И впоследствии, он не смыкая глаз всю ночь, обходил раненных и обожженных. Ему удалось вернуть к жизни шестимесячную девочку и женщину, на спасение которых не было надежды.
Большинство потерпевших были раздеты. Все судовое белье — простыни, скатерти, одеяла были розданы пострадавшим. Отдавали свою одежду и члены экипажа. Все судовые и общественные помещения, даже штурманская и рулевая, были заполнены спасенными. Капитан, доктор и офицеры уступили свои каюты женщинам и детям, вскипятили чай, разбили бочонок с маслом, ящик с печеньем и галетами.
На следующий день, 17 мая, в Аденском заливе «Советская нефть» встретила французский пароход «Андре Лебон», который принял на борт всех спасенных.
От имени кампании «Мессажери Маритим», капитану А. М. Алексееву была передана благодарность за успешную спасательную операцию, вручены именной секстант и золотые часы. Отсалютовав друг другу флагами, суда разошлись: «Советская нефть» направилась в Суэц, а «Андре Лебон» — в Джибути ; доставить спасенных в порт Джибути на отдых и излечение.
Французское правительство, которое в ту пору распоряжалось Суэцким каналом, приняло беспрецедентное решение – танкеру «Советская нефть», единственному судну в мире, было предоставлено право бесплатного прохода Суэцким каналом. Решением французского правительства танкеру "Советская нефть" было предоставлено бессрочное право беспошлинного захода в любой из французских портов.
«Жорж Филиппар» все еще продолжал гореть. Лайнер сохраняя плавучесть в течение трех дней, он продрейфовал 45 миль. 19 мая в 14 часов 56 минут английский спасательный буксир «Презервер» оповестил протяжным гудком, что судно скрылось под водой. Лайнер затонул в 145 милях к северо-востоку от мыса Гвардафуй.
Американский профессор Фариель, очевидец трагических событий, находившийся на борту французского парохода «Андре Лебон», заявил: «Каждый из пассажиров погибшего теплохода «Жорж Филиппар» навсегда сохранит самые теплые и лучшие воспоминания о героизме и самоотверженности советских моряков… В исключительно тяжелых условиях они проявили высокую дисциплину. Моряки «Советской нефти» покрыли себя неувядаемой славой».
По возвращении на родину экипаж танкера был награжден золотым знаком «Союзвода», почетной грамотой Наркомата водных путей сообщения и судовой библиотекой. Спустя некоторое время, капитан танкера «Советская нефть» А.М. Алексеев получил письмо от спасенных французов, в котором они просили указать адрес и способ пересылки подарков и денег в качестве вознаграждения команде. От миллиардера Дрейфуса поступило предложение о передаче крупной страховой суммы за его спасения. Но эти предложения, по объективным причинам того времени, были отклонены.
Через год (1933) посольство Франции сообщило в Народный комиссариат иностранных дел СССР о том, что французское правительство желает наградить медалями особо отличившихся моряков «Советской нефти».
Правительство Франции наградило золотыми и серебряными медалями «За спасение погибающих» 11 членов экипажа танкера «Советская нефть». 20 марта 1934 года, вручая награды отважным морякам, посол Франции в СССР Шарль Альфан сказал: «Я горд выразить вам здесь признательность правительства и народа Франции за удивительное самопожертвование, проявленное Вами, и прикрепить на вашу грудь медаль «За самоотверженность и храбрость», являющуюся, может быть, самым прекрасным из знаков отличия, которыми Франция награждает сильных и храбрых. Пусть не пропадет великий пример, поданный вами. Не должен ли тот же порыв солидарности и поддержки, который побуждает отдельную личность приходить на помощь себе подобным для спасения их от разнузданной стихии ветра и огня, побуждать также и народы соединиться для устранения бича войны».
Среди награжденных был Голуб Григорий Иванович Все медали были именные. Через кольцо медали продернута сине-бело-красная ленточка с изображением якоря в центре. На аверсе медали рельефно выделяется профиль молодой женщины во фригийском колпаке, а вверху по окружности надпись «REPUBLIQVE FRANCAISЕ». На реверсе, на фоне скрещенных якоря, кадуцея и трезубца — гравированная надпись: «G. Golub». По окружности — рельефная надпись «Маrine Маrchande» — «Courage et devouement» (с французского «Морской торговый флот» ; «Храбрость и преданность»).
В июне 1934 года Григорий Иванович назначается старшим помощником капитана на ледокол «Федор Литке», который, менее чем за три месяца, впервые в истории арктического плавания совершил в одну навигацию сквозной проход Северным морским путем с Дальнего Востока (г. Владивосток) на Запад (г. Ленинград). За этот рейс он получил орден Трудового Красного Знамени.
В 1936 году Григорий Голуб – капитан теплохода «Карл Либкнехт». рейсы в Испанию . За успешное выполнение этого ответственного задания Григорий Иванович награжден орденом Ленина. Об этих рейсах семья ничего не знала, потому что Григорий Иванович не рассказывал, куда идет его судно.
Одним из ярких событий явился первый, небывалый в истории мореплавания перегон плавучего дока переход через два океана и семь морей. В апреле 1937 года буксировка плавучего дока из Одессы во Владивосток,
Начальник экспедиции Григорий Иванович Голуб. 7 апреля 1937 года. из Одессы вышел караван в составе плавучего дока и двух сопровождавших его судов — ледокола «Торос» и буксирного парохода «Тайфун»". Маршрут экспедиции прошел через Черное, Мраморное, Средиземное, Красное, Южно-Китайское, Желтое и Японское моря, Суэцкий канал, через Индийский и Тихий океаны. Через 92 дня, в июле экспедиция достигла Владивостока.
Сталин прислал поздравление начальнику экспедиции капитану Голуб: «Поздравляю с окончанием героического рейса. Вхожу с ходатайством в Совнарком Союза ССР о награждении орденом Ленина. Жму руку. Сталин».
По возвращении в Одессу капитан Григорий Голуб был вызван в Москву, где ему была вручена награда — орден Ленина, а также крупная денежная премия за выполнение особо важного задания наркомвоенмора. Потом — возвращение в родную Одессу, радость семьи и, наконец, после стольких лет работы поездка вместе с семьей на отдых.
В 1937 году Г. И. Голуб назначается начальником Центрального управления морского флота Народного комиссариата водных путей сообщения СССР. Начинался новый этап в их жизни. Они еще очень молоды – Григорию Ивановичу — 35 лет, а Марии Спиридоновне – 32 года. Их старшей дочери Ларисе – 11 лет, а сыну Юрочке – почти 4 года.
29 июля 1938 г. капитан Голуб Григорий Иванович был арестован. Уходя, Григорий Иванович сказал жене: «Я ни в чем не виноват». Он снял с руки часы и отдал их своей дочери Ларисе..
Знакомые Григория Ивановича посоветовали его жене не оставаться в Москве. Сначала Мария Спиридоновна отправила поездом в Одессу детей. Сама же несколько недель простаивала у ворот Московских тюрем с передачами. Но везде следовал один и тот же ответ: «Такой не числится».
В 1949 году семье было выдано свидетельство о смерти Голуба Григория Ивановича П-А №615531 (место регистрации Куйбышевский р/б ЗАГС г. Москвы, дата выдачи 18 ноября 1949), в котором указывалось, что Григорий Иванович умер от гнойного плеврита 13.10.44 года в возрасте 46 лет.
28 января 1958 года приговор Военной коллегии Верховного Суда СССР в отношении Голуба Григория Ивановича по вновь открывшимся обстоятельствам отменен, и дело за отсутствием состава преступления прекращено. Григорий Иванович реабилитирован посмертно. Семье выплачена деньгами стоимость конфискованного имущества.
И лишь 4 ноября 1989 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Голуб Г. И. восстановлен в правах на награды. Семье вернули орден Ленина и орден Трудового Красного Знамени и орденские книжки к ним.
Только 2 декабря 1989 года родственники узнали, что Григорий Иванович – начальник Центрального управления морского флота Наркомвода СССР, капитан дальнего плавания 7 марта 1939 года был приговорен к расстрелу по обвинению в шпионаже и вредительстве, и в тот же день приговор был приведен в исполнение.
Р.S. В архиве Комитета Госбезопасности при Совете Министров Союза ССР материалы о Голуб Григории Ивановиче числились по делу № 960069.
«Голуб Григорий Иванович. Род.1903, станица Камышеватская Азово-Черноморского края; русский, член ВКП(б), образование среднее, нач. ЦУМОРФЛОТА Наркомвода СССР, капитан дальнего плавания, прож.: г. Москва, ул.1-я Мещанская, 66/68-32. Арест. 29.07.1938. Приговорен ВКВС 7.03.1939, обв.: шпионаж. Расстрелян 7.03.1939. Реабилитирован 28.01.1958.
Дочь, внуки и правнуки Григория Ивановича проживают в городе Николаеве.
Источник:
Романюк, И. О славной жизни моряка (о Григории Ивановиче Голубе); Романюк Ирина;
Фотография из архивной коллекции Международного Мемориала.
Дата рождения: 1903 г.
Место рождения: ст-це Камышеватская Азово-Черноморского края
Пол: мужчина
Национальность: русский
Социальное происхождение: из крестьян
Образование: среднее
Профессия / место работы: начальник Центрального управления морского флота Наркомата водного транспорта СССР, капитан дальнего плавания.
Место проживания: Москва, ул. 1-я Мещанская, д.66/68, кв.32.
Партийность: член ВКП(б)
Дата расстрела: 7 марта 1939 г.
Место смерти: Москва
Место захоронения: Москва, Донское кладбище
Мера пресечения: арестован
Дата ареста: 29 июля 1938 г.
Обвинение: шпионаже.
Осуждение: 7 марта 1939 г.
Осудивший орган: ВКВС СССР
Приговор: ВМН (расстрел)
Дата реабилитации: 28 января 1958 г.
Реабилитирующий орган: ВКВС СССР
Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Москва, расстрельные списки - Донской крематорий
Свидетельство о публикации №223110501030
С теплом и благодарностью,
Нат
Наталия Романовская-Степ 05.11.2023 22:16 Заявить о нарушении
Леонард Позолотин 05.11.2023 22:26 Заявить о нарушении