62

Станислав Мастеров
3 дек 2019
Рисунок в профиль.
 В 1959 году в Сталино,ныне Донецк,Художник, руководитель платной изостудии, где я  занимался по программе художественного училища, все учил нас видеть объект целиком. Сразу схватывать (как моментальное фото) свет и тень , пропорции.. Постоянно делать наброски. Даже мысленно.. Не меньше 20 в день, и по памяти..
А Павел Петрович Фризен (училсся в высшем  художественном училище ваяния и зодчества вместе с Маяковским и известным поэтом м художником(в Америке) Давидом Бурлюком0в Караганде, во Дворце горняков, в изостудии.. Задал мне позу (по очереди сами студийцы позировали для набросков). Впервые видел, как Пал Петрович взял уголек (до этого он ни к одной работе учеников- студийцев не прикоснулся.. Иногда что-то подскажет. А кисть не видел в руках).. Подарил мне рисунок, говорит –« Ты здесь, как «Грузчик из Кале» Родена».. Линия на рисунке живая.. Профили Пушкина и Гоголя выразительные.. Рисунки Пушкина на полях рукописей.. А скошенный лоб, подбородок заметны в профиль.. Профили смотрит влево-очень редко на портретах. Чаще вправо. Павел Петрович говорил, что портрет должен обязательно иметь и руки.. Рука у каждого индивидуально – руки не любят рисовать.. Посмотрите на любой картине- сколько людей, и сколько рук.. Ведь рука- характер.. Линия.. Линии жизни, судьбы, ума.. Изящные, грубые.. Идущие вверх по склону горцы, осетины, поют.. Походная песня.. Альпинстка Базаева, вдова знаменитого осетинского альпиниста, в учебном походе на курсах инструкторов детского туризма при Минпросе СССР в Подмосковье в 1975.. «Ой.. Ай да райда.. Ооой, огоо.. Айда рай да..» Почти на мотив «Лезгинки».. Древняя походная песня.. Идущий вверх… Курсы горного туризма в «Горельнике» в 1970..Тянь-Шань. Заилийский Алатау.. Инструктор 70- летний, друг Абалакова, бодро идет впереди запевает.. –«Друзья, подагрой изнурен я, немного мне осталось жить.. И в этой жизни бренной, недолго мне осталось пить..» У каждого своя тропа вверх, к вершине.. У каждого своя песня, походная..»Как деревенский кузнец, я встану засветло.. За мной, куда я, не уйдет никто.. Серебро господа моего..» Мелодия Написнная Леонардо.. Фас-маска. Для других..( « Всегда быть в маске..»). Маска прилипает, становится второй натурой. Сюсюкающая, заигрывающая, лживая.. Профиль не врет.. Двуликий Янус.. Портреты в профиль влево и вправо.. Знак Девы.. В середине- человек. По бокам - справа ангел( крылышко вверх), слева- дьявол с хвостом. Куда
качнет.. Руби хвосты..
Аспект предательства.


До дня рождения ему оставалось 110 дней.. Он родился на 4 часа позже меня, но не в Карлаге, а в плавнях Днепра, когда немцы наступали на Киев,, Близнецы?! По П.Глобе один из близнецов уходит раньше, отдавая силы, бессмертие, другому. У Глобы был брат… Кастор и Полидевк. Один смертный, другой…За три года до смерти неожиданно позвонил мне.. Я его не слышал и не видел почти 40 лет.. Узнаешь…! Бас знакомый.. «Ты помнишь Чусовую?»-« Ты мне в мой день рождения передаешь привет от Кузьмича?! С того света? Не рановато –ли?- « Славка!!!, Гад! Узнал?!!»…
Профессор, доктор медицины, в МГУ, Юрий Александрович Родионов.. Ушел 1 Мая 2011. Сразу после Вальпургиевой ночи.. Громадная квартира в центре Москвы рядом с Кремлем..
До 10 июня, до 40-го дня его душа побывала напоследок везде, где был живым.. И просил меня тогда выслать фото наши по Чусовой.. Что было я поставил на блог.. Звонил ему , его другу Александру Иванюшкину, профессору, д.м.н., чтобы вышли в интернет и почитали.. Волновался..Ночами не спал.. Всю жизнь возил за собой альбомы и чемодан фото пленок… И троеженец удавился… И каждая, из непонятной ревности к Прошлому, потихонечку уничтожала мой фото архив.. А вторая чемодан с кино и фото пленками, рисунками, записями.. На балкон.. На снег мороз дождь.. Мой старый чемодан.. С которым летом 1958 я уехал поступать в художественное училище в Харьков.. « Вспоминаю я с тоской..Харьков мой, струю зеркальную..» Тогда в городах прописаться рожденным в Карлаг.. Во всей Харьковской области не нашлось ни одной деревеньки.. Запрет..Рожденного рабом, прикрепленного на века к шахтам Караганды.. Крепостного.. Не номенклатурного проискождения.. Из институты трижды отчисляли.. П о пустякам.. Профком. Саша Филатов ходил к Петру Моисеевичу Поспелову, ректору КГМИ… Трехкратный чемпион Караганды по ДСО «Шахтер», «Буревестник», художник, альпинист, Часть Особого Назначения по борьбе с бандитизмом при обкоме комсомола.. Все вечера оформляет, стенгазету институтскую, многотиражку статьи и карикатуры, куча грамот, как самодеятельному художнику.. Клуб туристов организовали, секции работают. От комсомола и Юра Родионов ходил.. Уже тогда был членом партии.. И уже не с кем поговорить о Чусовой, о перекатах, о смертельной опасности.. А первым ушел Кузьмич, 17.08.1962. 28 ле. Мастер спорта по альпинизму. Председатель клуба туристов –альпинистов г7Перми.. Вел с нами на плотах 30 девятикласникоа. Погиб у них на глазах.. И поскольку, Юра, ты уже не смог Сейчас увидеть того, что еще оставалось в 1962 на месте Гулаговского лесоповала, сплошой зоны Уральских лагерей..Я постараюсь исполнить твою предсмертную просьбу.. Тогда ты не мог видеть в той зоне М-ского труголника, таких мелочей, что сразу понятны потомку спецпереселенцив, раскулаченных, пропитанных духом ЗОНЫ, что каждый день съежившись проходили в школу, под стеной тюрьмы «Шестнадцатой», заменитой Карлаговской «расстрелкой..» И не был ты у меня в гостях, в третьем доме от кладбища, выросшего поверх расстрельных рвов.. Хотя и вся дорога от Астаны до Балхаша- одна братская могила… Катынь… Не менее сотни таких Катыней в Караганде.. Ниц нема
Памятника тем жертвам.. Пшистка една. Мой отчим, гланый маркшейдер Федорвского Угольного разреза, первого тогда в Казахстане.. Знаменитый «Богатырь» это все 2наши» Куржей, Богуславские, Качуры.. Ученики землемера Ясинского Николая Мартыновича, царского офицера, сына начальника станции тех мест, где был Павка Корчагин.. Папа Римский Войцех Войтыла. Иоанн-Павел второй, 250 ккм не доехал до тех мест… Небольшой костел у края бывшего гигантского разреза.. И фамилии выживших.. Матуковский Стах, Войцеховский Вацек, Липчанские, западники Майданские.. Это моя память детства.. И на Спасском мемориале Румынские и Польские маленькие памятник.. Русский уже рассыпается.. Доплата детям за кровь и жизнь Врагов Народа- 1100 тенге. Разделите на 5- рубли. Печальны день.. Не сплю пишу третьи сутки.. Долг чести.. То что пишет Солженицин.. Это для взрослых.. Бойцов, мужчин. Не страшно?.. А родиться 19.09.1941 в Карлаге и быть тайно крещенным самим Святым Севастианом, последним Великим Старцем Оптинским..?! Это Юрий..
Роза станет ему женой. Родит четырех.. Потом у него еще будут дети..Внуки.. Никто из них видно интернет не смог освоить.. Юра! Я чист перед тобой! Покоя твоей душе!
Про Кузьмича много писал.. Наверное Пермь стала совсем захудалым провинциальным го родишком Доктор медицинских наук Лиля Тулегенова, в которую я был влюблен и очарован ее эрудицией и Юмором.. Ни Харисовых, ни Вшивковых, ни Туйновых там не осталось..


Рецензии