За советскую власть

Ученые говорят, что язык народа является отражением его истории, а история народа формирует его характер. Для примера, английский язык является смесью слов с немецким корнем, с французским корнем и слов, явно заимствованных из латыни (хотя латынь и французский –  языки романской группы). Это показывает, что в английской истории, в языке отразились и саксонское завоевание – отсюда слова немецкого происхождения, и норманнское завоевание – отсюда слова французского происхождения, и латынь, показывающая, что средневековая Англия находилась в ареале католических стран, где латынь служила международным языком.
 
Такая же картина с русским языком. В нем много включений, пришедших из татарского. (Тут интересен нюанс, что татарский, как язык с тюркскими корнями,  не является родственным арабскому. Но из-за влияния Ислама в нем много слов, пришедших из арабского. Так через татарский язык арабские слова проникли в русский).  Причина проникновения греческих слов – принятие Русью христианства в виде греческого православия. Первые российские книги являлись переводами из греческих книги. Любопытно, что это были греческие переводы Библии и Евангелия, то есть еврейских книг. Но в любом случае, греческие слова потоком хлынули в русский язык. Слова греческого происхождения стали обиходными привычными, и многие россияне об их корнях даже не догадываются.  Из-за большого влияния французского в 18-19 веках немало слов французского происхождения. А последнее время много слов английского происхождения.  Они идут в основном из США. Да так обильно, что Дума решила выставить законодательный барьер. Правда, не слышал, чтобы это начинание имело успех. Во всяком случае, я употребляю слова, которые точнее выражают мысль.  И не особо задумываюсь об их происхождении и о  думских барьерах.   
 
Но не только слова, целые выражения отражают историю России. И некоторые ярко. Я думаю, многие россияне   знакомы с выражением: «Не надо меня агитировать за советскую власть». Оно означает, что не нужно доказывать то, что, само собой разумеется.
 
 Появилось выражение определенно в первые годы советской власти. Старшее поколение россиян еще помнит фразу Ленина: «Мы взяли власть всерьез и надолго». Но  несмотря на эти слова за власть нужно было агитировать. Из истории известно, как непросто утверждалась советская власть на метах. Особенно в окраинах. И почему же, если она такая хорошая?    В первые дни, даже месяцы, после Революции широкие массы симпатизировали советской власти.  пока не познакомились поближе. Власть установила такой жесткий режим экспроприации, превосходства оружия над законом, что те, кто поначалу симпатизировал социал-демократической идее, отшатнулись, увидев ее воплощение.

 И поэтому кроме того, что «иного нет у нас пути, в руках у нас винтовка», потребовалась агитация в массах.  Поиск тех, кто поддержит. Потребовалось огромное количество агитаторов. Отсюда и рождается фраза про агитацию за советскую власть.  Агитацию вынуждены были вести не год и не два. однако не агитацией а  репрессиями  удалось покончить с врагами народа и подчинить население. И когда задавили, показали освобожденному от эксплуатации народу, где раки зимуют, необходимость агитировать за советскую власть понемногу стала спадать. Агитаторы ушли на покой. А их место заняли газеты, журналы, фильмы, песни, книги, спектакли, школьные учителя  и НКВД. А выражение прижилось. И стало жить своей жизнью, надолго пережив саму советскую власть.
 
История внедрения в язык этого выражения и его жизни, мне кажется, показывает особенность характера россиян. По данному выражению видно, что в русском языке понятие советская власть, конкретно  большевиков, закрепилось как нечто определенно положительное, за что нет никакой необходимости агитировать. Почему закрепилось? Такой прекрасной показалась народу новая власть?  Посмотрим в хронологии. На первых порах своего становления советская власть воспринималась широкими массами как избавление от гнета. Но очень скоро принесла с собой тяжелые беды. И не я в своей писульке возвел поклеп на власть, выдумав, что были какие-то беды. Так реагировал народ. Мы в школе, конечно, не изучали.  Чуть упомянули в учебнике истории Кронштадтский мятеж. Без объяснений. так чтобы школьнику было понятно, что балтийские матросы, выдвинувшие лозунг: «за Советы без большевиков» были контрреволюционерами.  Зато Эдуард Багрицкий потом написал: «Нас водила молодость в сабельный поход, нас бросала молодость на кронштадтский лед.» И читателю становилось понятно, что подавили мятеж для блага народа.

  Но теперь стало известно многое о том времени. Все было сложно.  Продразверстка на селе, неумелое руководство промышленностью, - все привело к голоду, восстаниям в различных частях страны. И скоро после победного шествия Советской власти поднялось народное сопротивление. Большевикам пришлось душить сопротивление железной рукой, диктатурой, красным террором.  Возможно, большевики имели немалую поддержку. И, вероятно, главное почему они получали поддержку, обещания светлого будущего.  И свет этого будущего вскоре население  прочувствовало на себе.

  И в это же самое время, когда отбирали хлеб, по стране ездили агитаторы. Агитировали за советскую власть.  а как же. «Вся то наша жизнь есть борьба».  А потом началось социалистическое строительство.  Сталин сказал народу, что расслабляться рано. По мере укрепления советской власти классовая борьба нарастает. И началось: раскулачивание, расказачивание, борьба с многочисленным врагами народа, различными уклонистами.
 
И снова потребовалась агитация. Агитировали: «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» Но надо объяснить народу, почему большевики, борясь за народное благо, в результате с народом же и борются. Очень просто: «кто был ничем тот станет всем». И наоборот, кто был всем должен стать ничем.  поэтому и борются с теми, кто был всем. А таких много. Агитация шла везде и принимала формы фарса. Даже в лагерях, заключенных пропагандировалось социалистическое соревнование и стахановское движение
 
 Но тут и появляется интересный нюанс, который показывает характер народа. Народ видит, что веселая жизнь только снится. А  в жизни - печальная. То есть, народ уже понимает, что ему принесла советская власть.  Посмевших сопротивляться ей - иных уж нет, а те далече. Остальным остается петь «я другой такой страны не знаю» и выполнять нормы.  Как же принимает такую действительность народ?  Народ безмолвствует.  Он слушает агитаторов за советскую власть. Так безопаснее. Вероятно, Мандельштам точно определил, «мы живем под ногами, не чуя страны». 

Как так можно жить? Запросто. Можно даже жить и радоваться жизни.  «Мы можем петь и смеяться как дети, среди упорной борьбы и труда». Упорно бороться со всем, что мешает, и одновременно петь и смеяться как дети.  В главной песне того времени пели, «кто был ничем, тот станет всем.» Классики подчеркивали, что гегемоном революции является пролетариат. То есть, даже не весь рабочий класс, потому что среди рабочего класса есть такие, кто надеется на соглашательскую политику, на повышение зарплаты за счет своего профессионального роста,  на силу профсоюзов, а тот наибеднейший слой рабочих,  которому не на что надеяться. Наиболее эксплуатируемые слои рабочего класса. Но эти слои наименее грамотные, наименее способные анализировать. Следовательно - наиболее внушаемые. Такие люди газетный текст освоить не в состоянии. Для них и требовались агитаторы. Чтобы разжевать.

 Те, кто был ничем, ждали, когда в результате диктатуры пролетариата родная советская власть сделает их всем. «За что боролись? За красивую жизнь боролись!»  Да только красивая жизнь не получалось. Народная масса жила трудно. Тут и работа агитаторам – доказать народу, что  на горизонте коммунизм. А главное, что он живет хорошо.  В сравнении с тринадцатым годом получалось не очень здорово.  Но люди еще помнили ужасы гражданской войны. И в сравнении с ними  советская жизнь налаживалась.  А спустя некоторое время Сталин сказал, что жить стало лучше, веселее. И не просто хорошо, а лучше всех.  А временные трудности – это буржуазия вредит. И так учил нас товарищ Сталин, так писали газеты. И так говорили пропагандисты, агитировавшие за советскую власть. а уже потихоньку подрастало поколение, которое только эту власть и знало. и это был большой плюс. Это в гнилых демократиях одна партия сменяет другую. И  обыватель начинает гадать что лучше. А  советская власть стабильна. И лучше ее нет никакой власти.

Задачи агитационной работы понятны.  Но не просто понять, как поддается на такую агитацию народ. Как народ, имеющий в багаже жестоко подавленные восстания против власти поддается агитации этой же власти?

Хотя, что удивительного? Этот народ, восстал против царя в революции 1905 года. А уже в 1907 ходил с хоругвями. И так он ходил аж до 1916 года. А в 1917 году сверг угнетателей и решил, что он из ничего стал всем.

Но тот народ, который в Интернационале назван НИЧЕМ, ВСЕМ по одному щелчку не станет. Вместе с тем, чтобы управлять такой массой, шарахающейся от бунта к лобызанию пяток и обратно, власти изобретать велосипед не нужно.  «Ему с три короба наврешь и делай с ним что хошь.» Борьба за освобождение человечества  - это конечно хорошо. Но где оно там, это  неосвобожденное человечество? За тридевять земель. У тому же чернокожее.   Нужно то, что ближе к телу. И такая идея есть. Внушить народу, что он уже стал этим самым ВСЕМ.  Лучше всех. Умнее всех.  Благороднее всех. Мало знающая масса доверчива. Лампочку вкрутил - и она твоя.  А ты ее возьми да назови лампочкой Ильича. Это мол, советская власть, партия тебе свет дала.  И воду, и в школе выучила.  А в при капитализме  разве тебе бы лампочку вкрутили?  И тут главное, чтобы не было возможности сравнивать.  Никакой зарубежной прессы, никакого зарубежного радио. Держи границу на замке. И народ скандирует: «У советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока»   


 Очередные задачи советской власти мало менялись. Все то же меню: борьба с тлетворным влиянием запада, поддержка борьбы развивающихся стран. Один день в году из зарплаты в фонд  сражающегося Вьетнама. На предприятии, где я работал в семидесятые годы один день в неделю пятнадцатиминутная политинформация перед работой. И все о том же. Про коварный зарубеж. Потом чуть сменили тему. Стали изучать «Малую землю». 

Народ, ко времени «Малой земли», уже разуверился. Но воспитание сказывалось. Когда умирал очередной генсек, в народе гадали, какого теперь выберут? Будет мягче или строже?   И вдруг, запад с его кознями не успел моргнуть, как появился ГКЧП. И Советский Союз развалился.  Разгон ГКЧП был своего рода революцией. Новые лозунги. Учредим свободу?  Сорок лет по пустыне!! Чтобы народ привык к свободе. Но народ хотел без пустыни все и сейчас.

 Нынешний народ на лампочку Ильича не купишь. Бери выше. «Лады» и «Самсунги».   Отряхнулись от ножек Буша. Встали с колен. Огляделись. Чем мы хуже?  Кроме «мы делаем ракеты и перекрыли Енисей». И выше всех духом. И поэтому вечно жива фраза «не надо меня агитировать за советскую власть».

И сейчас - какой смысл нас агитировать за нашу прекрасную власть? Она нам говорит. что мы лучше всех.  И мы ей говорим, что она лучше всех. И без всяких агитаторов знаем, что у нас – лучшая, самая демократическая власть, самая справедливая на свете. Самая –самая. Так что, не надо меня агитировать за власть. Любовь к ней во мне, как врожденный рефлекс.


Рецензии