84. Муратова Белла Письма из Шамбалы Часть 3
БВ начале ХХ века Тибет представлял собой крайне архаичное государство.Долгое время он находился под покровительством Китая. Серьёзной экономической и военной силой Тибет е обладал.
После обретения независимости от Китая в 1913 году перед руководством Тибета, то есть Далай-ламой XII встал вопрос о финансировании собственной армии и развития государства.Так как Тибет был аграрной страной, то деньги были только ув крупных землевладельцев то есть у тибетских монастырей.Крупнейшим землевладельцем был Таши- лама, духовный наставник Далай –ламы,один из высочайших и авторитетнейших лам тибетского буддизма.
Далай-лама увеличивает налоги, а для модернизации армии приглашает англичан.Подобная политика вызывает недовольство, прежде всего монастырей, вынужденных платить большие налоги.А также в России и Китае, которые видели в англичанах своих конкурентов в борьбе за сферу своего влияния в Тибете.
Борьба за имперское влияние в Тибете между Россией и Англией велась с 1860 г. Чтобы изменить политику, проводимую руководством Тибета,необходимо было сменить его руководство т.е. Далай-Ламу, вместо которого очень подходила фигура Таши-ламы, высочайшего и авторитетнейшего тибетского буддиста. Оставалось только получить его согласие.
И в это время готовится экспедиция Рериха по Индии, Тибету и Монголии. Рерихом заинтересовались спецслужбы России и ламы, противостоящие Далай-ламе.
В 1920 году в Лондоне как бы случайно произошла встреча с тибетским ламой Мориа. в нём своего духовного учителя. В дальнейшем в течении ряда лет ею в контакте сИ, хотя лама был в форме офицера британской армии, Елена Ивановна сразу признала Мастером был написан цикл ниг,изданный без указания имени автора, получивших название Агни-йога
Лама Мориа также одобрил план Рерихов об экспедиции и порекомендовал начать её в индийском городе Дарджилинге.
А начало экспедиции было положено в 1913 году, когда Рерих познакомился в Париже с коллекцией экспонатов, привезённых из Индии русским востоковедом и археологом Голубевым. Коллекция и рассказы Голубева произвели на Рериха такое сильное впечатление, что он решил сам организовать экспедицию в Индию и Центральную Азию.Эту мечту поддержала его жена Елена Ивановна.
Революция застала Рериха в Сердоболе (ныне Сортавале).К этому времени он Рерих был уже известным и признанным художником, крупным деятелем русской культуры.
В Сердоболе Рерих вместе семьей, женой Еленой Ивановной Еленой Ивановной и двумя сыновьями Юрием и Святославом жил с 1916 года. У него была хроническая пневмония и врачи рекомендовали художнику чистый воздух Карелии.
В 1918г. году Финляндия закрыла границу с Советской Россией.
Рерих с семьёй перебрался в Америку. Здесь он при содействии выдающихся американских художников, таких как Рокуэлл Кент, Джон Слоун,Уильям Зорах и других организовал в Нью-Йорке музей, где были выставлены его полотна
С появлением музея возникли и и материальные возможности для организации экспедиции.Музей финансировал будущую экспедицию, которая пошла под американским флагом
Индия стала начальным и конечным пунктом Центрально-азиатско экспедиции. Которая началась когда четверо Рерихов на пароходе №Македония» прибыли в гавань Бомбя, Через города Дели, Агра,Джайпур, Бенарес и и Калькутту они прибыли в Дарджилинг.. Здесь Рерих встретился с ламой Мориа и ещё более почитаемым ламой Джулом Кулом , а также Таши-ламой, духовным учителем далай—ламы XIII. При встрече были сформулированы цели экспедиции с учётом интересов и лам, и Рериха.
О целях экспедиции позднее стало известно из дневников Генерального консула Совроссии в Китае в Китае Александра Быстрова-Запольского:
Сегодня приходил ко мне Рерих с женой и сыном. Рассказывал много интересного из своих путешествий. По их рассказам они изучают буддизм, связаны с Махатмами, очень часто получают от Махатм директивы, что нужно делать.
. Задачей Махатм будто бы является соединение буддизма с коммунизмом и создание великого восточного союза республик.
. Среди тибетцев ,индусов,буддистов ходит поверье (пророчество) о) о том,что освобождение их от иностранного ига придёт именно из России от красных (Северная красная Шамбала).
Ламы рекомендовали Рериху поселиться в священном для буддистов месте, доме Талай-Пхо-Бранг,где в своё время провёл три года Далай лама, бежавший в 11910 году из оккупированной китайцами Лхасы. А монахи монастыря Морулинг признали Рериха пере воплощением пятого далай-ламы т.е Майтрейей
Учителями был рекомендован следующий маршрут:Дарджилинг, монастыри Сиккима,Бенарес, сСарнат,Северный Пенджаб,Равалпинди, КашБийск, Зайсан,мир,Ладак,Каракорум,Хотан, Яркенд,Кашгар, Токсун, Т урфанские области,Урумчи, Тчнь-Шань, Корсунь, Зайсан,Иртыш, Новониколаевск , ,Бийск ,АЛТАЙ, Ойротия,Верхнеудинск, Бурятия,Тоицкосавск,Артын-Булак,Урга, Юмбейсе,Аси-джау,Шиибочен,Наньшань,Шарагольчи,Найдам, Найджи, Хребёт Дарджилинг.
Как видно, в этот план входило и посещение России
Практическая подготовка Центрально-Азиаткой экспедиции началась в расположенном к северу от Дарджилинга небольшом гималайском княжестве Сикким.
Затерянное в Гималаях независимое горное княжество Сикким стало первым этапом экспедиционного маршрута. Пройдя от Дарджилинга по русла Рангита, небольшой экспедиционный отряд вошёл в Сикким.
Н.К.Рерих рисует Канченджангу и Эверест.Сиккимские альбомы полны зарисовками и набросками двух гигантов Гималаев:»Все семнадцать вершин Гималаев сияют над Сиккимом –целя горная страна» записал Николай Константинович в дневнике.
Крутые обрывистее горы не позволяли использовать лошадей, поэтому маршрут Рерихов по этой стране был пешим и чрезвычайно трудным. Они исследовали памятники истории и рс настоятелями храмов, религии и,прежде всего, старинные монастыри Сиккима.
Н.К.Рерих подолгу беседовал с настоятелями храмов, встречался с ламами, отшельниками и мудрецами. Монастыри принадлежали к секте красных шапок, высокие ламы считались хранителями древних тайных знаний.Они поведали о многих преданиях и пророчествах , идущих с незапамятных времён и до сих пор бытующих в народе.
Старинные рукописи , хранившиеся в тайниках монастырей рассказывали о Заповедной и Священной стране Шамбале и её владыке Майтрейе. Почти во всех упоминалась Канченджанга – гора пяти сокровищ. Канченджанга господствовала на картинах, написанных в Сиккиме
( Замечание редактора: В годы бума Гималайского альпинизма власти долгое время не давали разрешения на подъём на гору представителям любой страны . Разрешение было дано лишь англичанам, которые пообещали не вступать на её вершину. Авторитет Британии оставался высок. И они действительно остановились в метре от вершины и нет оснований сомневаться в этом)
С Здесь Рерих написал серию картин, которая называлась «Его страна». В его тране существовал необычный, мало знакомый Европе мир легенд и отражённой в них реальности.
В Сиккиме Николай Константинович написал ещё одну большую серию картин «Знамёна Востока» На полотна нетрадиционно представлены основатели учений и религий,философы и и подвижники, реформаторы и мыслители: Будда, Христос,Лао-цзы, Конфуций, Моисей,Падва Самбхава , миларепа, ,Нагарджуна, Сергий Радонежский, и другие.
В Сиккиме Рерихи прожили около девяти месяцев.
В конце года Рерих покинул Дарджилинг и уехал в Европу и Америку.
Свидетельство о публикации №223110501396