День военного разведчика

В своём статусе политического и литературного лидера евразийского национально-освободительного движения (не депутата Госдумы Фёдорова из "Единой России") медиагруппы "Мир без наркотиков. Трезвый Петроград" поздравляю российских военных разведчиков с профессиональным праздником.

Если же говорить о произведениях, которые, на мой взгляд, наиболее точно представляют ремесло разведки и контрразведки, то назову "Шпион, который вернулся с холода" Джона Ле Карре, "Икону" Фредерика Форсайта и "Ведомство страха" Грэма Грина.

В контрразведывательной литературе особенно внимательно изучаю профессиональную биографию известного "охотника за кротами" в ЦРУ Энглтона.

Энглтон подозревал всех. Воспламенял его сознание и постоянно пичкал своими конспирологическими идеями бежавший из СССР Александр Голицын.
Именно Голицын уведомил Энглтона информацией, что КГБ внедрило в ЦРУ высокопоставленного агента Сашу, поиск которого на протяжении многих лет сковал изнутри ЦРУ.

...

День военного разведчика, установленный приказом министра обороны РФ от 12 октября 2000 года, является профессиональным праздником в Вооружённых Силах Российской Федерации. Он отмечается 5 ноября в соответствии с указом президента РФ от 31 мая 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых Силах Российской Федерации".
Современная военная разведка ведет свою историю с 5 ноября 1918 года, когда в Петрограде (с 1924 года – Ленинград, с 1991 года – Санкт-Петербург) в составе Полевого штаба Красной Армии было образовано Регистрационное управление для координации усилий всех разведывательных органов армии, ставшее прообразом ныне действующего центрального органа управления военной разведкой – Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба Вооружённых Сил РФ.
В настоящее время официальное наименование – Главное управление Генерального штаба Вооружённых Сил РФ. Оно является органом внешней разведки министерства обороны РФ и центральным органом разведки Вооружённых Сил РФ. Главное управление решает задачи в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Военная разведка является одним из старейших видов деятельности государства. В истории России разведывательная служба на всех этапах развития российского государства обеспечивала его военную безопасность, помогала военачальникам и высшим государственным деятелям успешно вести войну.
Начало специфической деятельности по выведыванию военных тайн, замыслов врага, планов по осуществлению набегов, состоянии войск агрессоров, относится к глубокой древности. В Древней Руси хорошо организованная разведка помогала князьям в их военных походах, а также оберегала от внезапности нападения врага.
Зарождение в России организованной военной разведки и её основного органа управления относится к 1549 году, когда царь Иван IV Васильевич Грозный выделил Посольский приказ в самостоятельное учреждение, где стали сосредоточиваться политические, военные и экономические сведения о соседних государствах. Пётр I в 1717 году преобразовал Посольский приказ в Коллегию иностранных дел. В январе 1810 года императором Александром I была организована Экспедиция секретных дел при Военном министерстве, которая являлась постоянным органом стратегической военной разведки. В январе 1812 года её переименовали в Особенную канцелярию военного министра. Впоследствии этот орган, выполнявший функции централизованного управления военной разведкой в составе Главного штаба и занимавшийся организацией разведки вооруженных сил иностранных государств, многократно переименовывался и преобразовывался вплоть до ноября 1917 года.
Советский период централизованного управления военной разведкой начинается с 5 ноября 1918 года, когда в составе Полевого штаба Реввоенсовета республики (РВСР) было сформировано Регистрационное управление (Региструпр), впервые объединившее все органы военной агентурной разведки, существовавшие к тому времени. В состав Региструпра входило два отдела: агентурный (разведывательный) и военного контроля (контрразведывательный).
Первым начальником Региструпра был назначен Семен Аралов, большевик из числа ветеранов разведки русской армии времен Первой мировой войны (1917-1922).
В ноябре 1918 года в Москве открылись курсы разведки и военного контроля, на которых преподавались дисциплины: география, артиллерия, тактика, топография, агентурная разведка, контрразведка и др. Чуть позднее было введено элементарное изучение иностранных языков (французского, немецкого, английского, японского, шведского, финского).
С апреля 1921 года Региструпр был преобразован в Разведывательное управление (Разведупр) штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и, согласно "Положению", стал "центральным органом военной разведки, как в военное, так и в мирное время". В 1926 году Разведупр переименовали в IV Управление штаба РККА.
Накануне и в годы Великой Отечественной войны военная разведка обеспечивала Ставку Верховного Главного Командования и Генеральный штаб Красной Армии сведениями о замыслах и планах политического руководства и командования вооруженных сил Германии по ведению войны против СССР, боевых возможностях противника. Военные разведчики уничтожали его военные объекты, срывали переброску живой силы и боевой техники на советско-германский фронт.
Эффективная деятельность в этот период нелегальных и легальных резидентур в США, странах Европы и Азии и добываемая ими информация позволяли главе советского правительства Иосифу Сталину добиваться требуемых результатов на переговорах с президентом США Франклином Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчилем в Тегеране (Иран), Ялте и Потсдаме (Германия).
Военные разведчики успешно решали задачи по вскрытию одной из самых охраняемых тайн США и Англии о создании американской атомной бомбы. Их усилиями в 1941-1949 годах были добыты в Великобритании, Канаде, США и Японии 5785 листов секретных материалов об атомных проектах иностранных государств и 25 ценных образцов компонентов атомного оружия.
В феврале 1942 года Разведуправление было реорганизовано в Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба Красной Армии. В октябре 1942 года ГРУ выделили из состава Генштаба и подчинили непосредственно наркому обороны, а его задачей стало ведение всей агентурной разведки армий противника за границей и на временно оккупированных территориях. В 1943 году наряду с ГРУ было образовано разведуправление Генштаба Красной Армии с задачами руководства войсковой и агентурной разведкой фронтов, регулярной информации о действиях и намерениях врага и проведения дезинформации противника.
После окончания войны они объединились в ГРУ Генерального штаба, которое с 1947 года стало называться Вторым Главным управлением Комитета информации при Совете Министров СССР, а с 1949 года – вновь ГРУ Генерального штаба Вооруженных Сил (ГРУ ГШ ВС).
В мае 1992 года на базе ГРУ ГШ ВС СССР было сформировано Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооружённых Сил РФ, которое впоследствии стало называться Главным управлением Генерального штаба ВС РФ.
На сегодняшний день Главное управление – важнейший компонент укрепления государства.
Военная разведка как элемент системы национальной безопасности государства добывает, анализирует, обобщает информацию о военно-политической обстановке, которая складывается вокруг России, прогнозирует ее развитие, своевременно докладывает высшему политическому руководству РФ и командованию Вооруженных Сил о реальных и потенциальных угрозах национальным интересам и безопасности страны.
В сферу интересов военной разведки входят региональные и локальные вооруженные конфликты, вооруженные силы иностранных государств, их техника и вооружение, оборудование возможных театров военных действий, а также экономика, задействованная в интересах вооружённых сил.
В зависимости от масштаба решаемых задач и предназначения она подразделяется на стратегическую, оперативную и тактическую. По видам военная разведка делится: по сферам действий – на наземную, воздушную, морскую и космическую разведку; по характеру решаемых задач и предназначению – на агентурную, специальную, радио- и радиотехническую, войсковую разведку, артиллерийскую, инженерную разведку, радиационную, химическую и биологическую разведку, топографическую, гидрографическую, гидрометеорологическую, техническую разведку, тыловую; исходя из применяемых технических средств разведки – на радиоэлектронную, оптико-электронную, оптическую, звуковую и др.
Военная разведка имеет в своем составе как оперативные, так и технические подразделения, а также информационно-аналитические и обеспечивающие структуры. Они оснащены современными средствами, созданными на основе новейших достижений в области информационных, телекоммуникационных, космических технологий и инноваций.
Российская военная разведка представляет собой единую разведывательную систему, которая комплексно использует все ныне существующие средства и методы разведывательной деятельности как с территории России, так и за ее пределами.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении специальных заданий по обеспечению национальной безопасности, более 700 военных разведчиков удостоены высокого звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации.
В настоящее время в ходе специальной военной операции военные разведчики демонстрируют исключительное мужество и самоотдачу, четко и результативно решают самые трудные и ответственные задачи.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Семён Иванович Аралов (18 [30] декабря 1880, Москва — 22 мая 1969, там же) — советский военный и государственный деятель, революционер, полковник Советской Армии. Первый руководитель Регистрационного управления Полевого штаба Реввоенсовета Республики (1918—1919).

В период русско-японской войны, ввиду болезни, получил временную отсрочку от мобилизации с осени 1904 до весны 1905 года. Весной 1905 года вновь был призван в Русскую императорскую армию и зачислен в Ростовский 2-й гренадерский полк прапорщиком, отправлен на русско-японскую войну в Харбин (Маньчжурия). В период революции 1905 года вёл революционную агитацию среди солдат и готовил вооружённое выступление солдат в Харбине, после раскрытия подготовки которого дезертировал, избежал ареста и нелегально вернулся в Москву (по утверждению ряда авторов, был приговорён тогда к смертной казни). Там стал участником военной организации московского комитета РСДРП, которая организовывалась во главе с Е. Ярославским, Р. Землячкой. Вернувшись в Москву вскоре после поражения Декабрьского вооруженного восстания 1905 года, организовал на своей квартире склад оружия, оставшегося на руках у бывших членов рабочих дружин, и революционной литературы.

После поражения первой русской революции отошёл от революционной деятельности, в 1908 году поступил в Московский Коммерческий институт на вечернее обучение, работал в банке, подрабатывал репетиторством; женился на дочери московского священника Софье Ильиничне Флериной. В 1907 году поступил наставником в Рукавишниковский исправительный приют для малолетних преступников, вел занятия на Пречистенских вечерних курсах для рабочих.

В июле 1914 года, в связи с началом Первой мировой войны, был призван из запаса на военную службу и в чине прапорщика зачислен в 7-й гренадерский Самогитский полк. Вскоре был отправлен на фронт с 215-м пехотным Сухаревским полком 54-й пехотной дивизии. Участвовал с полком в Восточно-Прусской операции (полк входил в состав 1-й армии), попадал в окружение, с боями прорвался оттуда. Затем был переведён в 114-й пехотный Новоторжский полк 29-й пехотной дивизии, стал командиром роты. Как писал С. И. Аралов в своей автобиографии, участвовал более чем в 20-ти сражениях. Произведён в подпоручики, затем в поручики (старшинство с 19.11.1915), к концу 1916 года имел чин штабс-капитана.

С 14 (27) февраля 1917 года был старшим адъютантом штаба 174-й пехотной дивизии 20-го армейского корпуса 3-й армии на Юго-Западном фронте. Награждён 5-ю боевыми орденами.

С начала февральской революции 1917 года принимал активное участие в революционном движении, стал активным меньшевиком, был выбран сначала в полковой, затем дивизионный и после в армейский комитет 3-й армии. Сотрудничает с газетой «Голос III Армии», где с мая по декабрь 1917 года публикует ряд материалов. Самый известный из них — статья «Предатели революции». Член Предпарламента. Делегат на II-м съезде Советов рабочих и солдатских депутатов как представитель Западного фронта в Совете войсковых организаций при военном министре.

Осенью 1917 года был назначен помощником командира 114-го пехотного Новоторжского полка, который к тому времени был выведен с фронта в Гельсингфорс. Демобилизован в январе 1918 года.

В Красной Армии
В январе 1918 года вернулся в Москву и по рекомендации Е. М. Ярославского приступил к работе в штабе Московского военного округа в качестве руководителя оперативного отдела. С марта — член РКП(б). В апреле 1918 года оперативный отдел был реорганизован в оперативный отдел Народного Комиссариата по военным делам РСФСР, под его управление была передана вся войсковая и агентурная разведка РККА, а С. И. Аралов стал начальником данного отдела.

С сентября 1918 года, с момента организации, — член Реввоенсовета (РВС) Республики (председатель Троцкий (Бронштейн)) и комиссар Всероглавштаба.

В то же время Аралов, отдавая себе отчёт в невозможности организации разведывательного дела без военных специалистов, активно выступал в защиту военспецов от огульных чисток, чем даже заслужил упрёки от Троцкого в излишней мягкотелости.

14 октября 1918 года по совместительству был назначен членом Военно-революционного трибунала при Революционном Военном Совете Республики. 5 ноября 1918 года назначен руководителем вновь образованного Регистрационного управления Полевого штаба Реввоенсовета Республики (ныне ГРУ ГШ ВС РФ); официально числился в должности до января 1920 года, но фактически уже с лета 1919 года вёл политическую работу в войсках, переложив организацию военной разведки на своих заместителей. С 16 июня 1919 по 21 ноября 1920 года — член РВС 12-й армии, с 18 декабря по 29 декабря 1919 года — член РВС 14-й армии. С 21 ноября 1920 года — член РВС Юго-Западного фронта. Участвовал в советско-польских переговорах по перемирию, а по завершении боевых действий — в комиссии по формированию Киевского военного округа.

На дипломатической работе
С апреля 1921 года — в Народном комиссариате по иностранным делам РСФСР (с 1922 года — НКИД СССР), полномочный представитель РСФСР в Литве (в Ковно), где пробыл до ноября 1921 года.

С 5 января 1922 года — полномочный представитель РСФСР в Турции.

По личному распоряжению первого турецкого президента Мустафы Кемаля (Ататюрка) память о первых шагах в становлении и развитии отношений нового типа между Россией и Турцией увековечена в скульптурной композиции, возведенной в 1928 году на площади Таксим в Стамбуле. Бронзовая фигура полномочного представителя РСФСР С. И. Аралова занимает одно из главных мест в группе лидеров турецкого национально-освободительного движения на южной стороне монумента. Этим выражена признательность за политическую, военную и финансовую помощь, оказанную Советской Россией в деле обретения Турцией независимости в 1923 году. Скульптуру Аралова, расположенную позади скульптуры К. Е. Ворошилова, нередко ошибочно называют памятником Фрунзе.


Рецензии