Выбраться из мира полутонов

   Во мраке ночи нельзя было определить, что сие за создание: зверь или человек, живое существо или изваяние, а может просто занесённое снегом дерево. Укрытое снегом, в тонах только чёрного и белого, обозначенное лишь контурами, оно не оставляло пытливому уму ничего, кроме загадок. Что же это?


   Зачастую, имея лишь скудные представления о чём-либо, не вникая в сущность вещей, судя поверхностно и скоропалительно, бегло выхватывая из контекста, порой, не самое главное, суждения наши складываются не совсем должным образом, выдавая на поверку нечто несуразное, а может и совсем чуждое действительности. Бесспорно, сознание подсказывало, что всё-таки это какое-то человекоподобие, но что именно, определить было весьма затруднительно. Не хватало полутонов, подробностей очертания, игры света на рельефах, да и снежное одеяние вносило свою лепту в маскировку истины от сознания. Сумрак скрывал детали, которые могли внести ясность для распознания.


   Нечто подобное случается, скажем, в Эрмитаже, когда ты идёшь с экскурсией и видишь в первый раз картину Джорджоне «Юдифь». В сознании сразу возникают смешанные чувства: с одной стороны - пленяет своей красотой чудесная девушка, а с другой – возмущает попрание ею мёртвой головы, что начинает вызывать отвращение к ней самой как к человеку. Но тут вступает в эту внутреннюю борьбу извне голос экскурсовода, возвеличивая её подвиг и восхищаясь самопожертвованием ради своего народа. Отношение к Юдифь начинает меняться, и она уже в наших глазах превращается из некросадистки в народную героиню. И с удивлением замечаешь, что её взгляд наполнен скорее чувством выполненного долга и милосердия к уже поверженному врагу, нежели маниакальным наслаждением от попрания отсечённой головы, как казалось ранее. А что, собственно, изменилось в картине за эти несколько минут, что так перевернуло наше представление о ней?


   Такого же рода смятение мне посчастливилось ощутить, побывав в Старой Руссе. Когда я учился в школе, то в каком-то из учебников, помнится, была репродукция портрета Фёдора Михайловича Достоевского кисти Перова. Никакого впечатления она на меня тогда не произвела, только показала, как выглядел знаменитый на весь мир мастер слова. Да и в Третьяковке только мельком на него взглянул. Но случилось так, что спустя сорок лет потянуло опять перечитать кое-что из Достоевского. Стоит сказать, что, к своему стыду (нисколько не рисуясь), это оказалось для меня открытием, ошеломлением и изумлением одновременно. «Творчество Фёдора Михайловича Достоевского — одно из вершинных достижений русской классической литературы — справедливо уподобляют космосу. Созданный писателем художественный мир столь грандиозен по масштабам мысли и чувства, глубине духовных проникновений, что представляет собой своего рода необъятную вселенную.» Подписываюсь дважды и трижды под каждым из этих слов. В Старой Руссе в доме Достоевского тоже есть копия с портрета Перова, того, что представлен в Третьяковке, сделанная хорошим художником. Я бы даже сказал не копия, а список, хотя данное слово обычно применяют к иконам. Но сказать, что в Старой Руссе копия - значит ничего не сказать. Священники говорят, что копия – это всего лишь отображение формы, а список несёт в себе, прежде всего, внутреннее содержание. В копии внутренне содержание воспринимается через сходство с оригиналом. Рисуя список, художник идёт от внутреннего сходства к внешнему, передавая через цвета и формы содержание во внешнем образе.

 
   И вот я вхожу в эту несколько затемнённую комнату с картиной, и только при одном взгляде на изображение литературного гения начинают подкашиваться ноги. Я вижу в его взгляде, его глазах весь этот космос с Раскольниковыми и Карамазовыми, Грушечками и Неточками, Настасьями Филипповнами и Рогожиными, Опискиными и Ставрогиными... Как он смог пропустить всё это через себя и не помутиться разумом, как могло выдержать его сердце все страдания и угрызение своих героев, как смогла душа его принять каждого из них с любовью не взирая ни на что? Но самое страшное, что они его не отпускают. Нет, не так! Он понимает, что всё это мы, мы - человечество, жившее сто пятьдесят лет назад и ныне живущее, понимает, что каким оно было тогда, такими и осталось сейчас. «А стали ли лучше люди, каждый человек сам по себе, прочитав мои романы?» - вот что читается во взгляде Достоевского. «Если нет, то, значит, всё было зря, …»

 
   Сегодня я не стал выставлять репродукцию, как обычно это делаю в своей рубрике «Картинная галерея», также не советую искать её в интернете – это всё не то. Рекомендую вглядеться в подлинник или копию – на них сочнее полутона и явственнее внутреннее содержание. Надеюсь, что загадка, обозначенная в начале рассказа, вами уже разгадана.


Рецензии
Загадки разгадывать я не мастер, предположения высказывать не рискую, но мне бальзамом по сердцу пролились Ваши строки о Достоевском.
О картинах тоже с Вами согласна.
Да, картины, а портретную живопись особенно, надо смотреть в оригинале. Репродукции, да ещё в интернете, совсем не то, теряется живое восприятие личности. Убеждалась в этом не раз.

Спасибо. Рада, что заглянула к Вам.
С теплом, Татьяна

Татьяна Чащина 2   26.04.2024 07:16     Заявить о нарушении
Добавить нечего. Спасибо!
А! Вот ещё вопрос есть:
если Пушкин -наше всё, то Достоевский?
Всеобщее нечто?

Алехандро Атуэй   30.04.2024 08:00   Заявить о нарушении
Не знаю, как Вам ответить, но Достоевский мой любимый писатель. Книгу И.Волгина "Последний год жизни Достоевского" когда-то давным-давно читала, как детектив, до утра не могла оторваться. Сразу полюбила Волгина за то, как деликатно и с какой любовью он пишет о Достоевском. Сейчас сдерживаюсь изо всех сил, чтобы не утомить Вас многословием :-))

С теплом, Татьяна

Татьяна Чащина 2   30.04.2024 09:43   Заявить о нарушении
Порой многословие неизбежно))

Алехандро Атуэй   30.04.2024 21:41   Заявить о нарушении
Мне всегда интересны разные мнения разных людей по разным поводам. Это даёт полезную пищу для размышлений. При этом неважно, коротко или длинно изложены мысли. Что же касается меня, то побаиваюсь своего многословия, т.к. часто не уверена, что кому-то это будет интересно. Это не тот случай, когда количество переходит в качество :-)) Скорее наоборот. Опасаюсь, как бы не выпасть в осадок от слишком большой концентрации. :-)) Об этом здесь http://proza.ru/2022/10/20/229
Если интересно, загляните, там всего 2,5 строки

Татьяна Чащина 2   01.05.2024 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.