На реактивном или поршневом самолёте начинать

     Один читатель, Сергей Мороз, он же и автор замечательных статей об Авиации, задал мне этот вопрос.

     Я так понимаю, что речь идёт не именно о типе двигателя, а о самолётах реактивных и винтовых. Я, например, начинал обучение в военном лётном училище на реактивном Л-29 и в дальнейшем летал ещё на трёх реактивных типах. А вот после Армии довелось освоить ещё несколько типов и все винтовые. Начинал с Як-52. И как раз при освоении Як-52 я хорошо прочувствовал разницу реактивного и винтового самолёта. Есть, конечно, разница, особенно это связано с необходимостью в отличии от реактивного самолёта, управлять шагом винта. Я, честно говоря, долго «въезжал» в это понятие, учитывая, что, летая до этого на реактивных самолётах привык, что управление, как правильно сказать, «двигательной установкой» заключалось только в управлении РУДом, а на винтовом самолёте надо было ещё управлять и шагом винта. Это и лишнее внимание забирало и было делом, можно сказать, ответственным, влияющим и на качество полёта и на саму безопасность полёта.

     Но со временем ко всему привыкаешь и этот шаг винта становится привычным и обыденным. И не представляет никакой проблемы. И тут можно сказать, что никакой уже разницы в управлении самолётом между винтовым и реактивным самолётом нет в свете стоящего вопроса о том, на каком самолёте лучше начинать лётное обучение. Но, по-моему, тут вопрос переходит в несколько иную плоскость. Вроде бы, реактивный самолёт первоначального обучения по всему ближе к боевому самолёту, на котором курсанту предстоит летать в будущем. Но, по моему глубокому убеждению, винтовой самолёт позволяет быстрее освоить самолёт, лучше понять и вникнуть в само понятие «летания» ввиду лёгкости самолёта, меньших скоростей полёта, взлёта и посадки.

     В любом полёте, особенно на пилотаже курсант лучше и явственнее ощущает работу рулей, реакцию самолёта на действия с рулями, явственно чувствует обтекание рулей воздушным потоком. На винтовом самолёте с меньшими скоростями выполнения фигур пилотажа сам «набор» фигур гораздо больший. Например, рулём направления или педалями, на современных самолётах почти не пользуются, а в лёгкой авиации очень даже пользуются. По себе знаю, с каким удивлением и опасением я наблюдал, как инструктор на Як-52 на пилотаже на малой скорости даёт полностью ногу. Я привык к тому, что это будет неминуемое скольжение с нехорошими последствиями. А лёгкий винтовой самолёт с лёгкостью это «переносит». На лёгком винтовом самолёте гораздо сильнее восприятие самого полёта. Ты вместе с самолётом при отсутствии кислородной маски, загерметезированной кабины, легко вписываешься и «кувыркаешься» в воздушном пространстве, от которого тебя отделяет тонкий фонарь. Гораздо «ближе» слышишь и ощущаешь звуки и вибрации полёта, даже запахи. Ты больше понимаешь сами принципы "летания".

     Можно сделать вывод, что лучше первоначальное обучение лётчика начинать на винтовом небольшом самолёте, где можно прочувствовать и получить ощущение полёта, лучше понять смысл "летания" и управления полётом. К тому же, что немаловажно, это дешевле, а значит, курсант может больше выполнить полётов.

     В дальнейшем всё это позволит легче осваивать любые самолёты.

30.10.2023 – Севастополь.


Рецензии