Библиотека Наг-Хаммади

* «АзъВера. 01. Сборник статей и материалов»
* http://proza.ru/2022/09/14/1661
___________________________________________________

О библиотеке Наг-Хаммади (Священные Писания Наг-Хаммади)
___________________________________________________

«Books «MiraHistory»» «Библиотека Наг-Хаммади»
http://disk.yandex.ru/d/YmOcnErP4Uaiqg
___________________________________________________

Библиотека Наг-Хаммади, коллекция из тринадцати древних книг (называемые «кодексами»), содержащие более пятидесяти текстов, были обнаружены в Верхнем Египте в 1945 году. Это чрезвычайно важное открытие включает в себя большое количество первичные «гностические Евангелия» – тексты, которые, как когда-то считалось, были полностью во время раннехристианской борьбы за определение «ортодоксии» – Священные Писания, такие как Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа и Евангелие истины. Открытие и перевод Наг-Хаммади Библиотека, первоначально завершенная в 1970-х годах, дала толчок к крупному переоценка раннехристианской истории и природы гностицизма.

"Библиотека из Наг-Хаммади" представляет собой собрание рукописных книг - кодексов, изготовленных из папируса. Эта библиотека была обнаружена в конце 1945 г. в районе селения Наг-Хаммади (Египет). Тексты в этих книгах написаны на коптском языке, разговорном языке эллинистического Египта, и являются переводами с греческого. Кодексы были изготовлены в начале IV в. н. э., но сами тексты датируются гораздо более ранним сроком: I - III вв. н. э.

Библиотека из Наг-Хаммади состоит из 12 кодексов и нескольких листов из 13-го кодекса. Сейчас книги этой библиотеки хранятся в Каирском музее. Есть предположение, что один из кодексов попал в частное собрание и недоступен для учёных.

Библиотека из Наг-Хаммади содержит, в основном, тексты гностического христианства в его "позднем варианте". Предположительно, кодексы принадлежали монахам из первого христианского монастыря, основанного св. Пахомием. На это указывают письма сподвижников Пахомия, из которых были изготовлены обложки кодексов; место, где найдена библиотека, находится всего в нескольких километрах от монастыря; время захоронения кодексов (конец IV в. н. э) совпадает с указом александрийского митрополита Афонасия об уничтожении неканонических текстов.
___________________________________________________
Содержание кодексов:

Кодекс I
1. Молитва апостола Павла
2. Апокриф Иакова
3. Евангелие Истины
4. Послание к Регину (трактат о воскресении)
5. Трехчастный трактат

Кодекс II
1. Апокриф Иоанна
2. Евангелие от Фомы [комментарий А.Логинова]
3. Евангелие от Филиппа
4. Ипостась архонтов
5. Трактат без названия (О происхождении мира)
6. Толкование о душе
7. Книга Фомы Атлета

Кодекс III
1. Апокриф Иоанна
2. Евангелие от Египтян
3. Евгност Блаженный
4. Премудрость Иисуса Христа
5. Диалог Спасителя

Кодекс IV
1. Апокриф Иоанна
2. Евагелие от Египтян

Кодекс V
1. Евгност Блаженный
2. Апокалипсис Павла
3. (Первый) Апокалипсис Иакова
4. (Второй) Апокалипсис Иакова
5. Апокалипсис Адама

Кодекс VI
1. Деяния Петра и двенадцати апостолов
2. Гром - совершенный ум
3. Подлинное учение
4. Понятие Нашей Великой Силы
5. Платон. "Государство" 588A - 589B
6. Рассуждение о восьмерке и девятке
7. Молитва Благодарения
8. Асклепий 21-29

Кодекс VII
1. Парафраз Сима
2. Второй трактат великого Сифа
3. Апокалипсис Петра
4. Поучения Силуана
5. Три стелы Сифа

Кодекс VIII
1. Зостриан
2. Послание Петра Филиппу

Кодекс IX
1. Мелхиседек
2. Мысль Нории
- перевод РАС
- перевод И.С.Егоренкова
3. Свидетельство Истины

Кодекс X
1. Марсан

Кодекс XI
1. Истолкование Знания
2. Валентинианское объяснение
3. Аллоген
4. Гипсифрона

Кодекс XII
1. Изречения Секста
2. Евангелие Истины

Кодекс XIII
1. Троевидная Протенойя
2. О происхождении мира
___________________________________________________
___________________________________________________

Для ознакомления с открытием Наг-Хаммади и текстами в этой древней библиотеке предлагаю:

Во-первых, прочитайте отрывок из книги Элейн Пейджелс превосходное популярное введение в тексты Наг-Хаммади, Гностические Евангелия.

Выдержка из:
Гностические Евангелия Элейн Пейджелс
Vintage Books, Нью-Йорк: 1979,

[Архивная заметка: Многие документы, упомянутые д-ром Пейджелсом в этом введении, находятся в библиотеке Гностического Общества - мы добавили ссылки на конкретные документы, где они впервые упоминаются в тексте.]


В декабре 1945 года арабский крестьянин сделал удивительное археологическое открытие в Верхний Египет. Слухи скрывали обстоятельства этой находки, возможно, потому, что Находка была случайной, и его продажа на черном рынке была незаконной. Для Годами даже личность первооткрывателя оставалась неизвестной. Один слух что он был мстителем за кровь; другой, что он сделал находку недалеко от города Надж Хаммади на горе Джебель аль-Тариф с более чем 150 пещерами. Первоначально натуральные, некоторые из этих Пещеры были вырезаны и раскрашены и использовались в качестве мест захоронения уже в шестом веке династии, около 4300 лет назад.Гностические Евангелия, с картины Элейн Пейджелс

Тридцать лет спустя сам первооткрыватель Мухаммад Али ас-Самман; рассказали, что произошло. Незадолго до этого он и его братья отомстили за убийство отца в кровной мести, оседлали своих верблюдов и пошли в Джабаль, чтобы выкопать сабах, мягкую почву, на которой они привыкли удобрять свои посевы. Копаясь вокруг массивного валуна, они попали в красную Глиняный кувшин, высотой почти метр. Мухаммад Али не решался сломать кувшин, учитывая, что в нем может жить джинн, или дух. Но Поняв, что в ней может быть и золото, он поднял мотыгу и разбил банку и обнаружил внутри тринадцать папирусных книг, переплетенных в кожу. Возвращающийся В свой дом в Аль-Касре Мухаммад Алл выбросил книги и разрозненные листы папируса На солому насыпают на землю рядом с печью. Мать Мухаммеда, Умм-Ахмад признает, что она сожгла большую часть папируса в печи вместе с соломинку, которую она использовала, чтобы разжечь огонь.

Несколько недель спустя, по словам Мухаммада Али, он и его братья отомстили за смерть отца, убив Ахмеда Исмаила. Их мать предупредила своих сыновей, чтобы они держали свои мотыги в тонусе: когда они узнали, что их Враг отца был рядом, братья воспользовались случаем, «отрубили ему Конечностей... вырвал сердце Его и пожрал его между ними, как Окончательный акт кровной мести».

Опасаясь, что полиция, расследующая убийство, будет обыскивать его дом и Мухаммад Али спросил священника аль-Куммуса Базилиуса Абд аль-Масих, чтобы оставить себе одного или нескольких. В то время, когда Мухаммед Али и его братьев допрашивали по обвинению в убийстве, Рагиб, краеведческий учитель, увидел одну из книг и заподозрил, что ценность. Получив одно из них от ал-Куммуса Базилиуса, Рагиб послал его друга в Каире, чтобы узнать его ценность.

Проданные на черном рынке через торговцев древностями в Каире, рукописи вскоре привлек внимание чиновников египетского правительства. Через Как мы увидим, они купили один и конфисковали десять с половиной из тринадцати книг в кожаном переплете, называемых кодексами, и хранил их в Коптском музее в Каире. Но большая часть Тринадцатый кодекс, содержащий пять необычных текстов, был тайно вывезен из Египет и предлагается к продаже в Америке. Весть об этом кодексе вскоре достигла Профессор Жиль Киспель, выдающийся историк религии в Утрехте, в Нидерланды. Воодушевленный этим открытием, Квиспел обратился в Фонд Юнга в Цюрихе, чтобы купить кодекс. Но, обнаружив, когда ему это удалось, он обнаружил, что некоторые Весной 1955 года он вылетел в Египет, чтобы попытаться найти их в Коптском музее. Прибыв в Каир, он сразу же отправился в Коптский музей, позаимствовал фотографии некоторых текстов и поспешил обратно в гостиницу, чтобы расшифровать их. Проведя первую линию, Квиспел вздрогнул, а затем недоверчиво, чтобы прочитать: «Вот тайные слова, которые изрек живой Иисус: и которую записал близнец, Иуда Фома». Квиспел знал, что его коллега Г.К. Пюэш, используя заметки другого французского ученого, Жана Доресса, отождествил начальные строки с фрагментами греческого Евангелия от Фомы, обнаруженного в 1890-х годах. Но открытие всего текста подняло новые Вопросы: Был ли у Иисуса брат-близнец, как следует из этого текста? Не мог бы текст быть подлинной записью изречений Иисуса? Судя по названию, он содержал Евангелие от Фомы; однако, в отличие от Евангелий Нового Завета Этот текст идентифицировал себя как тайное Евангелие. Quispel также обнаружил, что в ней содержится много изречений, известных из Нового Завета; но Эти высказывания, помещенные в незнакомые контексты, наводили на мысль о других измерениях значение. Другие отрывки, как обнаружил Квиспел, полностью отличались от всех известных Христианская традиция: «живой Иисус», например, говорит в изречениях: загадочные и неотразимые, как дзэнские коаны:

Иисус сказал: «Если вы выявите то, что внутри вас, то что вы произведете, то и произойдет спасут вас. Если вы не выявляете то, что внутри вас, то, что вы не приносите, вы не приносите погубит вас».

То, что Квиспел держал в руке, Евангелие от Фомы, было лишь одним из пятьдесят два текста, обнаруженных в Наг-Хаммади (обычная английская транслитерация название города). В одном томе с ней переплетено Евангелие от Бога. Филиппа, который приписывает Иисусу поступки и высказывания, совершенно отличные от в Новом Завете:

. . . спутницей [Спасителя] является Мария Магдалина. [Но Христос любил] больше всех учеников и целовал ее в уста. Остальные [ученики обиделись]... Они сказали ему: «Почему Ты любишь ее больше, чем всех нас? Спаситель сказал им в ответ: «Почему Разве Я не люблю тебя так, как люблю ее?»

Другие высказывания в этом сборнике критикуют общепринятые христианские верования, такие как непорочное зачатие или телесное воскресение, как наивные недоразумения. С этими Евангелиями связан Апокриф (буквально: «тайный») Иоанна), которая начинается с предложения раскрыть «тайны [и то, что сокрыто в безмолвии», которому Иисус учил Своего ученика Иоанна.

Мухаммад Али позже признавал, что некоторые тексты были утеряны и сожжены или выбросить. Но то, что осталось, поражает: около пятидесяти двух текстов из первых веков христианской эры, в том числе коллекция раннехристианских Евангелия, ранее неизвестные. Помимо Евангелия от Фомы и Евангелия от Филиппа, находка включала в себя Евангелие истины и Евангелие египтян, которое идентифицирует себя как «[священная книга] Великого Невидимого [Духа]». Другую группу текстов составляют сочинения приписываются последователям Иисуса, таким как Тайная книга Иакова, Апокалипсис Павла, Послание Петра к Филиппу и Апокалипсис Петра.

Вскоре стало ясно, что Мухаммад Али обнаружил в Наг-Хаммади, Коптские переводы, сделанные около 1500 лет назад, еще более древних Рукописи. Сами оригиналы были написаны на греческом языке, Нового Завета: как признавали Доресс, Пюэш и Квиспел, часть Один из них был обнаружен археологами около пятидесяти лет назад. когда они нашли несколько фрагментов оригинальной греческой версии Евангелия Фомы.

О датировке самих манускриптов мало кто спорит. Изучение датируемого папируса, использовавшегося для утолщения кожаных переплетов, и коптского письма, помещают их ок. 350-400 гг. н.э. Но ученые резко расходятся во мнениях о датировке оригинальных текстов. Некоторые из них вряд ли могут быть позже, чем с . 120-150 гг. по Р.Х., так как Ириней, православный епископ Лиона, писал С. 180, провозглашает, что еретики «хвалятся тем, что у них больше евангелий, чем Они действительно существуют» и сетует, что в его время такие сочинения уже имели завоевала широкое распространение — от Галлии до Рима, Греции и Малой Азии.

Квиспел и его сотрудники, впервые опубликовавшие Евангелие от Фомы, предположили датировку ок. 140 г. н.э. для оригинала. Некоторые рассуждали так: Поскольку эти Евангелия были еретическими, они должны были быть написаны позже, чем Евангелия Нового Завета, датированные ок. 60-110. Но в последнее время Профессор Хельмут Кестер из Гарвардского университета предположил, что сборник изречений в Евангелии от Фомы, хотя и составленный ок. 140 г., может включать в себя некоторые традиции, даже более древние, чем Евангелия Нового Завета Testament, «возможно, уже во второй половине I века» (50-100) – так же рано, как Марк, Матфей, Лука и Иоанн.

Ученые, исследовавшие находку в Наг-Хаммади, обнаружили, что некоторые тексты рассказывают о происхождении человеческой расы в терминах, сильно отличающихся от обычных Например, чтение книги Бытие: Свидетельство об истине рассказывает историю Эдемского сада с точки зрения змея! Вот змей, давно известно, что он появляется в гностической литературе как принцип божественной мудрости, убеждает Адама и Еву приобщиться к знанию, в то время как «Господь» угрожает им со смертью, ревностно стараясь помешать им достичь знания, и изгоняя их из Рая, когда они этого достигают. Еще один текст, таинственным образом под названием «Гром, совершенный разум» предлагает необычное стихотворение, произнесенное Голосом женской божественной силы:

Ибо Я есмь первый и последний. Я — почитаемый и презираемый.
Я блудница и святая.
Я жена и девственница...
Я неплодный, и много сыновей ее...
Я есмь тишина, которая непостижима...
Я есмь произнесение имени Моего.

Таким образом, эти разнообразные тексты варьируются от тайных евангелий, стихов и квазифилософские описания происхождения Вселенной, к мифам, магии, и наставления по мистической практике.

Почему эти тексты были похоронены и почему они остались практически неизвестными в течение долгого времени? почти 2000 лет? Их сокрытие как запрещенных документов, а их захоронение на скала в Наг-Хаммади, как выясняется, была частью критически важной борьбы для становления раннего христианства. Тексты Наг-Хаммади и другие подобно им, которые были распространены в начале христианской эры, были В середине II века ортодоксальные христиане объявили ересь ересью. Мы давно знаем, что многие ранние последователи Христа были осуждены другими христиан как еретиков, но почти все, что мы знали о них, исходило из того, что они Оппоненты писали с нападками на них. епископа Иринея, который надзирал за церковью в Лионс (ок. 180 г.) написал пять томов, озаглавленных «Разрушение и ниспровержение Ложное так называемое Знание, которое начинается с его обещания изложить взгляды тех, кто сейчас учит ереси... чтобы показать, как это сделать Абсурдны и несовместимы с истиной их утверждения... Я делаю это Таким образом, чтобы... Вы можете призвать всех тех, с кем вы связаны, избегать такая бездна безумия и хулы на Христа.

Он осуждает как особенно «полное богохульства» знаменитое Евангелие, называемое Евангелием Истины. Имеет ли Ириней в виду то же самое Евангелие Истины, обнаруженное в Наг-Хаммади' Квиспеле и его сотрудниках, которые первыми издал Евангелие Истины, утверждал, что он есть; Один из их критиков утверждает, что первая строка (с которой начинается «Евангелие истины») не является титул. Но Ириней использует тот же источник, что и по крайней мере один из текстов обнаруженный в Наг-Хаммади - Апокриф (Тайная Книга) Иоанна – как оружие для его собственных нападок на подобную «ересь». Пятьдесят лет спустя Ипполит, учитель из Рима, написал еще одно масштабное «Опровержение всего» Ереси, чтобы «разоблачить и опровергнуть нечестивое богохульство еретиков».

Эта кампания против ереси включала в себя невольное признание ереси. сила убеждения; Тем не менее, епископы одержали победу. Ко времени императора Обращение Константина, когда христианство стало официально утвержденным в IV веке, христианские епископы, ранее ставшие жертвами Теперь ими командовала полиция. Владение книгами, объявленными еретическими, совершила уголовное преступление. Экземпляры таких книг сжигались и уничтожались. Но в Верхнем Египте кто-то; возможно, монах из соседнего монастыря Св. Пахомий взял запрещенные книги и спрятал их от уничтожения в кувшин где они оставались погребенными почти 1600 лет.

Но те, кто писал и распространял эти тексты, не считали себя «еретиками». В большинстве писаний используется христианская терминология, безошибочно узнаваемая связанных с еврейским наследием. Многие утверждают, что предлагают предания об Иисусе, которые являются тайными, сокрытыми от «многих», которые составляют то, что во втором веке стала называться «католической церковью». Эти христиане теперь называются гностики, от греческого слова гнозис, обычно переводимого как «знание». Ибо, как называются те, кто утверждает, что ничего не знает о высшей реальности агностик (буквально, «не знающий»), человек, который утверждает, что знает вещи называются гностическими («знающими»). Но гнозис – это не прежде всего рациональное знание. В греческом языке различают научные или рефлексивное знание («Он знает математику») и познание через наблюдение или опыт («Он знает меня»), который есть гнозис. Поскольку гностики используют мы могли бы перевести его как «прозрение», ибо гнозис включает в себя интуитивный процесс познания себя. А познать себя, утверждали они, значит знать человеческую природу и человеческое предназначение. По словам учителя-гностика Феодот, писавший в Малой Азии (ок. 140-160), гностик пришел к понимать кем мы были и кем стали; где мы были... Где мы находимся Ускорение; от чего нас освобождают; Что такое рождение и что такое возрождение.

Тем не менее, познать самого себя на глубочайшем уровне — значит одновременно познать Бога; этот является секретом гнозиса. Другой учитель гностиков, Моноим, говорит:

Откажитесь от поиска Бога, творения и других подобных вопросов. сортировать. Ищите его, взяв себя за отправную точку. Узнайте, кто это в тебе, который делает все своим и говорит: «Боже мой, ум мой, мысль моя, душа моя, тело мое». Узнай источники печали: радость, любовь, ненависть... Если Вы тщательно исследуете эти дела, в которых вы найдете его себя.

То, что Мухаммад обнаружил в Наг-Хаммади, по-видимому, является библиотекой сочинения, почти все из которых гностические. Хотя они утверждают, что предлагают секрет многие из этих текстов ссылаются на Писания Ветхого Завета, и другие – к посланиям Павла и Евангелиям Нового Завета. Многие из них включают в себя те же драматические персонажи, что и в Новом Завете, — Иисуса и Его Учеников. Тем не менее, различия разительны.

Ортодоксальные иудеи и христиане настаивают на том, что пропасть отделяет человечество от Его Создатель: Бог совершенно иной. Но некоторые гностики, написавшие эти Евангелия противоречат этому: самопознание есть познание Бога; «Я» и божественное идентичны.

Во-вторых, «живой Иисус» этих текстов говорит об иллюзии и просветлении. не о грехе и покаянии, как Иисус в Новом Завете. Вместо приходя, чтобы спасти нас от греха, Он приходит как проводник, открывающий доступ к духовное понимание. Но когда ученик достигает просветления, Иисус не Лонг служит его духовным учителем: они стали равны идентичный.

В-третьих, ортодоксальные христиане верят, что Иисус является Господом и Сыном Божьим в Уникальный путь: Он навсегда остается отличным от остального человечества, к которому Он пришел. для сохранения. Тем не менее, гностическое Евангелие от Фомы сообщает, что как только Фома узнает его, Иисус говорит Фоме, что они оба получили из того же источника:

Иисус сказал: «Я не ваш господин. Из-за того, что вы выпили, вы стали напился из бурлящего потока, который я отмерил... Тот, кто будет пить из уст моих сделаю то, что я есть, и я сам стану им, и вещи сокрытые откроются ему».

Разве такое учение не тождество божественного и человеческого? Озабоченность по поводу иллюзии и просветления, основатель, который представлен не как Господь, а как духовный наставник звучит скорее по-восточному, чем по-западному? Некоторые ученые предположили, что что если бы имена были изменены, то «живой Будда» мог бы сказать то, что Евангелие от Фомы приписывает живому Иисусу. Может ли индус или Повлияла ли буддийская традиция на гностицизм?

Британский исследователь буддизма Эдвард Конзе предлагает что у него было. Он указывает, что «буддисты были в контакте с христиане Фомы (то есть христиане, которые знали и использовали такие писания, как Евангелие от Фомы) в Южной Индии». Торговля Пути между греко-римским миром и Дальним Востоком были открылся в период расцвета гностицизма (80-200 гг. н.э.); На протяжении многих поколений буддийские миссионеры занимались прозелитизмом в Александрия. Отметим также, что Ипполит, который был греком, говорящий по-христиански в Риме (ок. 225 г.), знает об индийском брахманов и включает их традицию в число источников ересь:

Имеется... у индейцев ересь тех, кто философствовать среди браминов, которые живут самодостаточной жизнью, воздерживаясь от от живых существ и всякой приготовленной пищи... Говорят, что Бог есть свет, не такой, как свет, который мы видим, не такой, как солнце или огонь, но для них Бог есть речь, но не то, что находит выражение в членораздельных звуках, но знание (гнозис), посредством которого тайные тайны природы воспринимаются мудрецами.

Может быть, название Евангелия от Фомы, названное в честь ученика? которые, как говорит нам предание, отправились в Индию, предполагают влияние Индийская традиция?

Эти намеки указывают на такую возможность, но наши доказательства этого не подтверждают решающий. Поскольку параллельные традиции могут возникать в разных культур в разное время, такие идеи могли развиться в Оба места независимо друг от друга. То, что мы называем Восточным и Западным Религии и склонны рассматривать как отдельные течения, не были четко дифференцировались 2000 лет назад. Исследование Наг-Хаммади Тексты только начинаются: мы с нетерпением ждем работы ученых кто может сравнительно изучить эти предания, чтобы выяснить, На самом деле, их можно проследить до индийских источников.

Тем не менее, идеи, которые мы связываем с восточными религиями, возникли в первую очередь гностическим движением на Западе, но они были подавлены и осужден такими полемистами, как Ириней. Но те, кто называл гностицизм ересью Сознательно или неосознанно они принимали точку зрения этой группы христиан которые называли себя православными христианами. Еретиком может быть любой, у кого Мировоззрение, которое кто-то другой не любит или осуждает. По преданию, еретик тот, кто отклоняется от истинной веры. Но что определяет эту «истинную веру»? Кто его так называет и по каким причинам?

Мы находим эту проблему знакомой по собственному опыту. Термин «христианство», особенно со времен Реформации, охватила поразительное разнообразие групп. Те, кто претендует на то, чтобы представлять «истинное христианство» в двадцатом веке, могут от католического кардинала в Ватикане до африканского методистского епископала проповедник, инициирующий пробуждение в Детройте, мормонский миссионер в Таиланде или прихожанин деревенской церкви на побережье Греции. Но католики, протестанты, и православные согласны с тем, что такое разнообразие является недавним и Плачевно--развитие. Согласно христианской легенде, ранняя церковь была различный. Христиане всех вероисповеданий обращаются к первоначальной церкви, чтобы найти более простую и чистую форму христианской веры. Во времена апостолов все члены христианской общины делились своими деньгами и имуществом; все верили в одно и то же учение и поклонялись вместе; Все почитали власть апостолов. Только после этого золотого века возник конфликт, а затем и ересь так говорит автор Деяний Апостолов, который называет себя как первый историк христианства.

Но находки в Наг-Хаммади опровергли эту картину. Если мы признаем, что некоторые из этих пятидесяти двух текстов представляют собой ранние формы христианского учения, мы Возможно, придется признать, что раннее христианство гораздо более разнообразно, чем почти Никто не ожидал до открытий в Наг-Хаммади.

Современное христианство, каким бы разнообразным и сложным оно ни было, на самом деле может показать более единодушными, чем христианские церкви первого и второго веков. Почти для всех христиан с того времени, католиков, протестантов или православных, У нас есть три общих основных помещения. Во-первых, они принимают канон Нового Завета. Завещание; во-вторых, они исповедуют апостольский символ веры; и, в-третьих, они утверждают специфические формы церковного учреждения. Но каждый из них – канон Писание, символ веры и институциональная структура возникли в своем нынешнем виде сформировались только к концу II века. До этого времени, как писал Ириней и другие свидетельствуют, что многочисленные евангелия распространялись среди различных христианских групп, от Нового Завета, Матфея, Марка, Луки и Иоанна, до таких Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа и Евангелие истины, а также многие другие тайные учения, мифы и стихи, приписываемые Иисусу или его ученикам. Некоторые из них, по-видимому, были обнаружен в Наг-Хаммади; Многие другие потеряны для нас. Те, кто идентифицировал Сами они, будучи христианами, принимали множество — и радикально отличающихся друг от друга — религий верования и практики. И общины, разбросанные по всему известному Они организовывались способами, которые сильно отличались от одной группы к другой.

Гностические Евангелия, с картины Элейн Пейджелс

Однако к 200 г. н. э. ситуация изменилась. Христианство стало учреждение, возглавляемое трехранговой иерархией епископов, священников и диаконов, которые считали себя хранителями единственной «истинной веры». Тем большинство церквей, среди которых Римская церковь занимала ведущую роль, отвергал все другие точки зрения как ересь. Выражая сожаление по поводу разнообразия Епископ Ириней и его последователи настаивали на том, что За пределами этой Церкви, провозгласил он, «нет спасения». Только члены этой церкви являются ортодоксальными (буквально: «здравомыслящих») христиан. И, утверждал он, эта церковь должна быть кафолической, то есть вселенской. Кто бы ни бросил вызов этому консенсусу, Вместо этого он выступал за другие формы христианского учения, был объявлен еретика и изгнан. Когда-нибудь, когда православные получили военную поддержку после того, как император Константин принял христианство в IV веке, Наказание за ересь ужесточилось.

Затем, для обзора гностических писаний и обсуждения древнего гнозиса, прочтите этот отрывок из введения д-ра Марвина Мейера в «Гностическую Библию».

Библиотека Наг-Хаммади

Введение в Гностические Писания Марвин Мейер
Уиллис Барнстоун и Марвин Мейер, Гностическая Библия, (Шамбала, 2003), стр. 1-11.

Знайте, что перед вашим лицом
, а то, что скрыто от вас
, будет раскрыто.
– Евангелие от Фомы

Гностики были религиозными мистиками, которые провозглашали гнозис, знание, как путь спасения. Познание самого себя действительно позволяло гностическим мужчинам и женщинам познавать Бога напрямую, без какого-либо посредничества раввинов, священников, епископов, имамов или других религиозных деятелей. Религиозные деятели, недовольные такой свободой и независимостью, осудили гностиков как еретиков и Гностическая Библия, под редакцией Барнстоуна и Мейераугроза благополучию и доброму порядку организованной религии. Ересиологи — охотники за ересями ушедшей эпохи, которые занимались разоблачением людей, считавшихся опасными для христианских масс, — яростно выступали против того, что, по их мнению, было ложью гностиков. Тем не менее, вызов этой предполагаемой угрозы породил большую часть теологических размышлений, которые характеризуют интеллектуальную историю христианской церкви.

Исторические корни гностиков уходят во времена греков, римлян и евреев Второго Храма. Некоторые гностики были евреями, другие греко-римскими, а многие были христианами. Там были мандейские гностики из Ирака и Ирана; манихеи из Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и вплоть до Китая; Исламские гностики в мусульманском мире; и катары в Западной Европе. Расцвет их влияния продолжается со второго века н.э. до нескольких последующих столетий. Их влияние и присутствие, говорят некоторые, продолжаются и по сей день.

Гностики искали знания и мудрость из самых разных источников, и они принимали прозрение везде, где его можно было найти. Подобно тем, кто был до них, они приняли персонифицированную мудрость, Софию, понимаемую по-разному и воспринимаемую как проявление божественной проницательности. Чтобы познать глубины Бога, гностики читали и изучали различные религиозные и философские тексты. Помимо иудейской священной литературы, христианских документов, греко-римских религиозных и философских текстов, гностики изучали религиозные труды египтян, месопотамцев, зороастрийцев, мусульман и буддистов. Все эти священные тексты раскрывали истины, и все они должны были прославляться своей мудростью.

Гностики любили исследовать, кто они такие и откуда пришли, и поэтому они с энергией и энтузиазмом читали истории о сотворении, такие как первые главы Книги Бытия. Как и другие, они понимали, что истории о сотворении мира не только претендуют на то, чтобы описать то, что было когда-то, но и предполагают то, что есть сейчас в нашем собственном мире. Гностики привнесли в свое чтение убеждение, что история сотворения мира не была счастливой. Они рассуждали, что с миром что-то в корне не так, в мире слишком много зла, боли и смерти, и поэтому с творением должно быть что-то не так.

Следовательно, гностики предлагали новаторские и часто тревожные интерпретации историй о сотворении, которые они читали. Они пришли к выводу, что необходимо провести различие, часто дуалистическое, между трансцендентным, духовным божеством, которое окружено эонами и есть вся мудрость и свет, и творцом мира, который в лучшем случае недееспособен, а в худшем — злонамеренен. Тем не менее, несмотря ни на что, утверждали они, искра трансцендентного знания, мудрости и света сохраняется в людях, которые находятся в знании. Трансцендентное божество является источником этой просветленной жизни и света. Смысл драмы сотворения, если его правильно понять, заключается в том, что человеческие существа, в особенности гностики, получают свое знание и свет от трансцендентного бога, но из-за подлых действий демиурга, творца мира, они были заключены в этом мире. (Платонические аспекты этого образа очевидны.) Люди в этом мире заключены в тюрьму, спят, пьяны, падшие, невежественные. Им нужно найти себя – освободиться, пробудиться, стать трезвыми, воскресить и просветиться. Другими словами, им нужно вернуться к гнозису.

Это различие между трансцендентным богом и творцом мира становится еще более удивительным, если вспомнить, что многие из самых ранних гностических мыслителей, которые проводили такое различие, по-видимому, были евреями. Что могло привести их к такому выводу, который, кажется, бросает вызов еврейским монотеистическим утверждениям? Может быть, именно опыт политической и социальной травмы того времени, кульминацией которого стало разрушение Второго Храма в 70 г. н.э., заставил серьезно задуматься о проблеме зла и стимулировал создание еврейских апокалиптических композиций? Могло ли это быть отражением эллинистических еврейских мыслителей, которые были воспитаны на иудаике и греческой философии и осознавали глубокие философские и теологические проблемы, связанные с трансцендентностью верховного бога и необходимостью участия космических посредников в этом мире? Могло ли быть так, что среди творческих еврейских умов, представлявших богатое разнообразие иудаизма в первые века до нашей эры и нашей эры, которые смело обращались к реальным вызовам еврейского мистицизма до Каббалы, мудрости и Хохмы Бога, мучительного апокалипсиса, теодицеи и зла в мире, были те, кто в конце концов пришел к гностическим выводам? Мы знаем имена некоторых из этих творческих евреев: Иоанн Креститель, который инициировал Иисуса из Назарета и проповедовал апокалиптические идеи в окрестностях Кумрана, где ковенантеры и ессеи практиковали свой сепаратистский, этический дуализм; Симон Волхв и Досифей, жившие примерно в то же время, что и Иисус, и проповедовавшие свои идеи в Самарии и за ее пределами; Филон Александрийский, эллинистический еврейский мыслитель, предложивший греческие философские взгляды на еврейскую Библию; Рабби Элиша бен Абуйя по прозвищу Ахер «Другой», который занимался дуализмом; И это еще не все. С некоторыми из этих еврейских мыслителей мы познакомимся в этой книге. Иоанн Креститель становится гностическим героем мандеев, Иисусом христианских гностиков. Симон Волхв может скрываться на заднем плане нескольких гностических текстов, а Досифей, как говорят, является составителем Трех Стел Сета. Другие, в основном безымянные, возможно, внесли аналогичный вклад в обсуждение глубокого вопроса о трансцендентном боге и демиурге.

Роль гностического спасителя или откровения состоит в том, чтобы пробудить людей, находящихся под чарами демиурга, а не в том, чтобы, как в случае с Христом зарождающейся православной церкви, умереть за спасение людей, стать жертвой за грехи или воскреснуть из мертвых на Пасху. Гностический открыватель раскрывает знание, которое освобождает и пробуждает людей, и которое помогает им вспомнить, кто они есть. Будучи просветленными, гностики могут жить жизнью, подходящей для тех, кто знает себя и бога. Они могут вернуться к началу, когда они были едины с богом. Такая жизнь выходит за пределы того, что является мирским и смертным в этом мире, и переживает блаженство единства с божественным. Как Божественный предусмотритель, или Христос, в Тайной Книге Иоанна говорит человеку – каждому человеку – в преисподней: «Я – предвидение чистого света, Я – мысль девственного духа, который возводит тебя на почетное место. Встань, вспомни, что ты слышал, и проследи свой корень, то есть я, сострадательный».

Гностическая литература включает в себя типичный набор духовных или мифологических персонажей и сфер, но они называются по-разному.

Над всем и выше всего находится трансцендентное божество. В Книге пророка Варуха это божество названо Добрым и отождествляется с богом плодородия Приапосом. В Тайной Книге Иоанна и в других местах это божество называется Единым, или Монадой, а также невидимым духом, девственным духом и отцом. Говорят, что Единое не следует путать с богом, так как оно больше бога. В другом месте трансцендентное называется беспредельным, глубиной, величием, светом. Поймандрес раскрывает себя как свет, разум, первый бог. Мандеи называют это божество великой жизнью и владыкой величия, манихеи — отцом величия, мусульманские мистики — возвышенным царем, катары — невидимым отцом, истинным богом, добрым богом.

Слава трансцендентного проявляется в небесном мире света. В классической литературе гностической мудрости этот возвышенный мир часто называют плеромой, или полнотой бога, а обитателей этого мира называют эонами или вечными мирами. Первым из эонов обычно является божественная мать. Для Симона Волхва она — Елена, или эннойя, мысль бога. В Тайной Книге Иоанна она есть Barbelo, или pronoia, первая мысль или предвидение бога. Гром в одноименном тексте также имеет определенные сходства. Иногда трансцендентный отец и божественная мать рождают ребенка в духовной любви. Часто эоны отождествляются с духовными атрибутами божественного, им даются имена, и они соединяются друг с другом как пары, духовные возлюбленные в полноте божественного. В мандейском божественном мире великая жизнь окружена другими жизнями и сонмом Иорданов, или небесных вод; в манихейском царстве света отец величия окружен 12 эонами и 144 эонами эонов; а в «Матери Книг» возвышенный царь окружен морями, ангелами, огнями и красками.

Среди эонов и проявлений божественного часто есть фигура, которая представляет божественное в этом мире, падшее от небесного света, но присутствующее как свет бога с нами и в нас. Во многих гностических текстах это фигура, называемая Софией, или мудростью, как упоминалось выше. В валентинианских традициях очевидны две формы мудрости: высшая мудрость, называемая Софией, и низшая мудрость, называемая Ахамот. Мудрость тесно связана с Евой в рассказах о сотворении мира, и Ева изображается как мать живых и открывающая знание. Мудрость также может быть связана с гностическим откровением, и мудрость может принимать участие в процессе спасения. В Евангелии от Иоанна и других текстах божественный логос, или слово, играет аналогичную роль. Так же обстоит дело и с Рухой, духом, в мандейских текстах, и, возможно, с Салманом, в том числе с великим Салманом и меньшим Салманом в «Исламской матери книг».

Как уже отмечалось, в гностических текстах демиург, или творец этого мира, обычно отличается от трансцендентного божества. Демиург невежественен, трагичен, страдает манией величия. В «Тайной книге Иоанна» он изображен как уродливое дитя Софии, похожее на змею, с лицом льва и глазами, сверкающими, как молнии. Его зовут Ялдаваоф, Сакла, Самаэль, и он является главным архонтом и высокомерным, ревнивым богом. В Евангелии от Иуды ему дано другое имя, Небро, означающее «мятежник». В Евангелии Истины заблуждение ведет себя подобно демиургу, ибо оно становится сильным и действует в мире, но ошибочно. То же самое можно сказать и о действиях природы в парафразе Сима, Птахила в мандейской литературе, пяти злых архонтов в манихейской литературе, Азазиила в «Матери книг» и Люцифера или Сатаны у катаров.

Гностический разоблачитель пробуждает людей, находящихся под чарами демиурга. В еврейском контексте гностическим откровением является Сиф, дитя Адама и Евы, или Дердекия, вероятно, по-арамейски «дитя мужского пола», или первая мысль, или последующая мысль, или мудрость божественного. В христианском контексте откровением является Иисус Помазанник, в манихейском контексте – Иисус света, а также другие. Если говорить более абстрактно, то призыв к откровению и знанию — призыв к пробуждению — это крылатый божественный посланник в Песне Жемчужины, наставление ума в герметической литературе и просветленная дХайе, знание жизни, в мандейской литературе. Иными словами, призыв к знанию – это пробуждение осознания изнутри и снаружи того, «что есть, что было и что будет». Это озарение. Это гнозис.

В гностической литературе те, кто приходит к знанию, описываются по-разному. Иногда их специально называют гностиками; Мандеев также называют словом, означающим «гностики» на мандейском языке. Чаще всего их называют непоколебимым родом, или семенем, или потомством Сифа, или поколением без царя, или избранными, или, в Матери Книг, теми, кто знает. Евангелие от Филиппа с мистическим оттенком рекомендует, чтобы вместо того, чтобы называться христианином, человек, обладающий знанием, мог быть понят как единый с гностическим откровением и называться Христом. Это напоминает Евангелие от Фомы, где сказано 108, где Иисус говорит: «Всякий, пьющий из уст Моих, будет подобен Мне. Я сам стану этим человеком, и сокровенное откроется ему». Такие знающие люди знают, как жить глубоко и хорошо в истине и свете Божьем. Евангелие Истины завершается словами: «Именно они являют Себя истинно, поскольку они пребывают в той истинной и вечной жизни и говорят о совершенном свете, наполненном семенем Отца, которое в сердце Его и в полноте, в то время как Дух Его радуется о нем и прославляет Того, в Ком он был, Потому что Отец добрый. И дети Его совершенны и достойны имени Его, потому что Он – Отец. Такие дети – это те, кого он любит».

Все священные тексты, представленные в этой книге [Гностическая Библия], помогают прояснить, что такое гностицизм и кем были гностики. Сходства и различия между этими текстами одинаково поучительны, как и связи между ними, как исторические, так и феноменологические. Ранние «Евангелия мудрости» Фомы и Иоанна, возможно, датируемые первым веком нашей эры, изображают Иисуса как говорящего мудрые слова или даже как само божественное слово, которое само по себе является «мудростью». Эти ранние евангелия мудрости представляют собой зарождающиеся гностические перспективы, и они широко использовались более поздними гностиками, так что их влияние на историю гностицизма было огромным. Классическая литература о гностической мудрости датируется вторым веком нашей эры, а некоторые литературные материалы, вероятно, еще старше. Книга Варуха Иустина иллюстрирует еврейскую форму гностицизма с греко-римскими аллюзиями. То же самое можно сказать и о сифийской гностической литературе с ее провокационной еврейской интерпретацией первых глав книги Бытия и акцентом на особой роли Евы, матери живых, и Сифа, которого сифийские гностики считали своим предком. Валентинианская гностическая литература названа в честь великого учителя второго века Валентиноса, который, вместе со своими учениками, по-видимому, использовал прозрения Сифа для того, чтобы создать элегантную гностическую систему для размышлений о происхождении и предназначении истинной жизни и света. В Сирии священная литература, относящаяся к Фоме, тесно связана с Евангелием мудрости Фомы; Фома считается близнецом Иисуса и гарантом его мудрости и знания.

Герметическая литература датируется первым веком н.э. и позже. Он назван в честь греческого бога Гермеса, божественного посланника, по прозвищу Трисмегист, «трижды величайший», и изображен в синкретическом ключе, опять же с еврейскими и греко-римскими мотивами, наряду с египетскими мотивами. Мандеи состоят из ближневосточных гностических общин, которые существуют и по сей день, в настоящее время в разных местах по всему миру. Мандеи интерпретируют первые главы книги Бытия в типично гностической манере, но особое место они отводят Иоанну Крестителю, чей стиль иудейского крещального благочестия они считали отражением происхождения их общин. Манихейская литература восходит ко временам пророка Мани, пророка III века, который вместе со своими последователями создал мировую религию, которая должна была стать универсальной. Манихейство опирается на зороастрийские, буддийские и христианские источники, вероятно, включая Евангелие от Фомы и другие гностические тексты, чтобы объявить, как божественный свет космоса может быть спасен от козней сил тьмы и собран в царство света. Некоторые песни в коптском манихейском песеннике, по-видимому, связаны с мандейской литературой, а манихейство и мандеизм показывают связи друг с другом.

Такие исламские мистические тексты, как «Мать книг», а также священная литература катаров, иногда описываются учеными как поздние гностические или неоманихейские из-за сходства с традициями Мани и его последователей. «Мать книг» появилась в восьмом веке нашей эры и представляет собой разновидность исламского гулува, что буквально означает «преувеличение». Тексты катаров происходят из средневековой Европы и предлагают дуалистическое послание о торжестве света над тьмой. Катары тоже, как и многие гностики, почитали Евангелие от Иоанна. В Евангелии от Тайной Вечери упоминается Иоанн и цитируется отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором провозглашается слава, которая в конце концов придет к детям благого бога света: «Праведник воссияет, как солнце, в царстве отца невидимого. И поведет их Сын Божий к престолу невидимого отца и скажет им: вот Я с детьми Моими, которых Ты дал Мне. Просто отец, мир не знал тебя, но я познал тебя по-настоящему, потому что именно ты послал меня на миссию».

Какие определения мы использовали, составляя «Гностическую Библию»? Где мы провели черту? Давайте рассмотрим наши определения более внимательно.

Термин «гностический» происходит от древнегреческого слова «гнозис» — «знание». Гнозис – это распространенное слово в греческом языке, и оно может обозначать различные виды знания. Иногда, как в священных текстах, включенных в этот том, гнозис означает личное или мистическое знание. Понимаемый таким образом, гнозис может означать знакомство, то есть знание как личное осознание себя, другого человека или даже бога, или же оно может означать прозрение, то есть знание как непосредственное осознание глубоких истин. Эти способы понимания гнозиса не являются взаимоисключающими, поскольку знание может повлечь за собой непосредственное осознание себя или другого в личном союзе или общении, которое обеспечивает глубокое понимание истинной природы всего. Как мы уже отмечали, в Евангелии от Фомы Иисус сформулировал именно такое мистическое личное знание.

Гнозис, к которому стремятся авторы этих текстов, вряд ли можно назвать обычным знанием. В тексте из библиотеки Наг-Хаммади «Экзегеза о душе» (включенном в этот том) говорится, что восстановление души до состояния целостности «не происходит благодаря заученным фразам, профессиональным навыкам или книжному обучению». Действительно, мистики обычно подчеркивают во многих книгах, что мистическое знание не может быть достигнуто простым чтением книг. Другие тексты описывают этот вид гнозиса, перечисляя вопросы, на которые необходимо ответить, если человек хочет быть просветленным знанием. В Тайной Книге Иоанна Спаситель или Откровение объявляет, что он или она будет учить «тому, что есть, что было и что будет», а в Книге Фомы открыватель повелевает: «Исследуй себя и пойми, кто ты, как ты существуешь и как ты будешь». Достичь этого знания — стать гностиком — значит познать себя, бога и все остальное. Или, говоря словами изречения древнего центра оракулов, посвященного Аполлону в Дельфах (Греция), изречения, часто цитируемого в текстах этой книги: gnothi sauton, «познай самого себя». Согласно многим из этих священных текстов, познать себя по-настоящему означает достичь этого мистического знания, а достичь этого мистического знания — значит познать себя по-настоящему. Гностическое знание, таким образом, опирается на пережитый мистический опыт, на знание всей временной линии мира, прошлого, настоящего и будущего, а также на знание о себе — откуда мы пришли, кто мы, куда мы идем — и о путешествии души.

Таким образом, греческое слово «гнозис» широко использовалось людьми в мире средиземноморской древности, в том числе и теми, кто писал тексты в этом томе, но среди ересиологов это слово использовалось в особенно полемической манере. Ересиологи были охотниками за ересями, которые, будучи хранителями истины и стражами на стенах Сиона, пытались разоблачить людей, считавшихся опасными для масс, особенно для христианских масс. К наиболее известным ересиологам относятся Ириней Лионский, чьим главным трудом был Adversus haereses, «Против ересей»; Ипполит Римский, написавший «Refutatio omnium haeresium», «Опровержение всех ересей»; Псевдо-Тертуллиан (автор, писавший под именем Тертуллиана), написавший «Adversus omnes haereses», «Против всех ересей»; и Епифаний Саламинский, написавший особенно неприятную статью под названием «Панарион», «Аптечка», с ортодоксальным лекарством от всех еретических болезней. Философ-неоплатоник Плотин из Ликополя также написал ересиологический трактат «Против гностиков», по словам его ученика Порфирия. Все эти ересиологи в той или иной степени сосредоточились на предполагаемом гнозисе еретиков, и они предположили, что, по крайней мере, некоторые, хотя бы немногие, из еретиков могут называться гностикоидами, гностиками или называть себя гностиками. Хотя эти еретики использовали слово «гнозис», они не обязательно называли себя гностиками. Ириней написал пять томов против ересей и утверждал, что составил «разоблачение и опровержение ложного так называемого знания». Ириней и его коллеги-ересиологи, движимые религиозным рвением разоблачать и опровергать людей, с которыми они были не согласны, были довольно небрежны и неточны в употреблении терминов и перечислении ересей. Тем не менее, их представления о гнозисе, «ложно так называемые гнозисы», сыграли роль, хотя и полемическую, в определении терминов «гнозис», «гностизм» и «гностицизм» в современных дискуссиях.

Широкое использование слова «гнозис» (и аналогичных слов в других языках, например, в коптском и латыни) и полемическое применение этого слова и родственных слов среди ересиологов создали проблему для ученых и студентов, желающих понять гностицизм. Что такое гностицизм, религия гнозиса? Гнозис – это слово, широко распространенное в древнем мире, но само слово «гностицизм» – это термин, который вообще не был засвидетельствован ни в древности, ни в поздней античности. Скорее, оно впервые было использовано в восемнадцатом веке для обозначения еретических религиозных групп, обсуждаемых ересиологами. Являются ли гностицизм и гнозис допустимыми категориями для анализа? Кем на самом деле были гностики? Эти вопросы стали еще более интересными, когда ученые задумались о гностицизме и гнозисе в связи с герметическими, мандейскими, манихейскими, шиитскими и катарскими религиями. Кроме того, открытие и публикация в последнее время первичных текстов (в отличие от вторичных текстов ересиологов), обычно считающихся гностическими, подняло вопросы определения и таксономии новыми и захватывающими способами. Среди этих первичных текстов есть тексты из Кодекса Аскью (Пистис София, или Мудрость Веры), Кодекса Брюса, Берлинского Гностического Кодекса 8502 и библиотеки Наг-Хаммади. Библиотека Наг-Хаммади – это сокровищница коптских текстов, большинство из которых ранее были неизвестны и многие из которых ученые считают гностическими. Тексты в библиотеке Наг-Хаммади были обнаружены примерно в декабре 1945 года недалеко от Наг-Хаммади в Верхнем Египте, и теперь они становятся доступными в изданиях и переводах. Значительное число текстов в настоящем томе взято из библиотеки Наг-Хаммади. Один из текстов, Евангелие от Иуды, взят из недавно опубликованного Кодекса Чакос.

Ученые, изучающие древние и позднеантичные религии, пытались разобраться в вопросах определения и таксономии, чтобы достичь некоторой ясности в отношении гнозиса и гностицизма. В 1966 году многие из ведущих ученых гнозиса собрались на международную конференцию в Мессине, Италия, и выработали ряд утверждений, которые призваны дать определение гнозису и гностицизму. Гнозис, утверждают они, есть «знание божественных тайн, предназначенных для элиты», и этот термин имеет очень широкое применение. С другой стороны, гностицизм — это «последовательный ряд характеристик, которые могут быть обобщены в идее божественной искры в человеке, происходящей из божественного царства, павшей в этот мир судьбы, рождения и смерти и нуждающейся в пробуждении божественным двойником «я», чтобы окончательно реинтегрироваться». Таким образом, гностицизм является религиозным движением, представленным религиозными группами, возникшими во втором веке н.э. и позже, особенно в контексте христианства, такими группами, как последователи Василида и Валентиноса, двух особенно значительных раннехристианских учителей гностической религии.

Это различие между гнозисом и гностицизмом напоминает различие между Гансом Йонасом в его книгах «Гностическая религия» и «Гнозис и дух позднего античности», в которых он проводит различие между гностическим принципом — «духом поздней античности» — и гностическим движением или движениями. Гностическая религия, по мнению Джонаса, является религией знания, с «определенной концепцией мира, чуждости человека в нем и трансмирской природы божества». Это знание творчески передается в мифах, которые содержат темы, свободно заимствованные из других религиозных традиций, и используют сложную серию символов. Конечным результатом, по мнению Йонаса, является выражение религиозного дуализма, разлада, отчуждения — «существующего разрыва между Богом и миром, миром и человеком, духом и плотью». В то время как валентинианские гностики (и другие) стремятся вывести дуализм из изначального единства, манихейские гностики начинают с дуализма двух противоположных принципов. Но оба варианта остаются дуалистическими. По мнению Йонаса, эти выражения гностического дуализма могут быть сформулированы в терминах современного философского экзистенциализма. Гностическая драма подчеркивает самопереживание человека как Geworfenheit, «брошенность», отказ от себя в мире. Как описано в Тайной Книге Иоанна и других текстах, человек брошен в этот мир, в тело, во тьму. Тем не менее, Джонас утверждает: «Нельзя упускать из виду одно кардинальное различие между гностическим и экзистенциалистским дуализмом: гностик ввергнут в антагонистическую, антибожественную и, следовательно, античеловеческую природу, современный человек — в безразличную. Только последний случай представляет собой абсолютный вакуум, действительно бездонную яму». Древние гностики и современные экзистенциалисты могут быть нигилистами, но мы, современные люди, в нашем постхристианском мире, стоим перед более глубокой пропастью: безразличной бездной. Для гностиков есть свет во тьме и надежда в бездне.


Для еще одного краткого общего обзора предлагаю Введение в гностицизм и Наг-Хаммади Библиотека Лэнса Оуэнса.

Что такое гностицизм?
«Гнозис» и «гностицизм» все еще довольно загадочные термины, хотя и в В последние два десятилетия они все чаще встречаются в Лексика современного общества. Слово «Гнозис» происходит от греческое и означает «знание» или «акт познания». На первом слуха, его иногда путают с другим, более распространенным термином Тот же корень, но противоположное значение: агностиц, буквально «не знающий». В греческом языке различают рациональное, пропозициональное знания, а также особая форма познания, полученная на опыте или восприятие. Именно это последнее знание почерпнуто из интерьера понимание и личный опыт, составляющие гнозис.1

В первом веке христианской эры термин «гностик» пришел к обозначают неортодоксальный сегмент разнообразной новой христианской общины. Среди ранних последователей Христа, по-видимому, существовали группы, которые очерчивали из большей семьи Церкви, утверждая, что просто вера во Христа и Его послание, но «особое свидетельство» или Откровение Божественного. Они утверждали, что именно этот опыт, или гнозис, отличает истинного последователя Христа. Стефан Хеллер объясняет, что эти христиане придерживались «убеждения, что направлять, личное и абсолютное знание подлинных истин бытия людей, и, более того, что достижение таких Знание всегда должно составлять высшее достижение человека жизни». 2

Что такое «подлинные истины бытия», утверждаемые гностиками будут кратко рассмотрены ниже, но сначала исторический обзор ранняя Церковь может быть полезна. В первые полтора столетия Христианство – период, когда мы находим первое упоминание о «гностиках» Христиан — не было еще ни одного приемлемого формата христианской мысли были определены. В этот период становления гностицизм был одним из многих течения, движущиеся в глубоких водах новой религии. Окончательный Христианство, а вместе с ним и западная культура, должны были пойти по этому пути. В этот ранний момент вы еще не определились. Гностицизм был одним из основополагающих влияет на формирование этой судьбы.

Этот гностицизм был, по крайней мере, непродолжительное время, в мейнстриме О христианстве свидетельствует тот факт, что один из самых влиятельных его учителей, Валентина, возможно, рассматривался во время Родился в середине II века для избрания епископом Рима.3 Родился в Александрия около 100 г. н. э., Валентин отличился в раннем как выдающийся учитель и лидер в высокообразованном и разнородная александрийская христианская община. В середине жизни он мигрировал из Александрии в развивающуюся столицу Церкви, Рим, где он играл активная роль в общественных делах Церкви. Первичная характеристика гностиков претендовали на то, чтобы быть хранителями священных преданий, евангелий, ритуалы и преемственность – эзотерические вопросы, для которых многие христиане либо не были должным образом подготовлены, либо просто не были настроены. Валентин, верный этому гностическому пристрастию, по-видимому, утверждал, что получил особую апостольскую санкцию через Февда, ученика и посвященного апостола Павла и быть хранителем учений и ритуалов Несмотря на то, что влиятельного члена Римской церкви в середине II века, В конце своей жизни Валентин был вынужден уйти из поля зрения общественности и заклеймен развивающейся православной церковью как еретик.

В то время как исторические и теологические детали слишком сложны для При правильном объяснении здесь, можно сказать, что ход истории повернул вспять против гностицизма в середине II века. Никаких гностиков после Валентин когда-либо был так близок к выдающемуся положению в великой Церкви. Акцент гностицизма на личном опыте, его продолжающиеся откровения и создание нового Священного Писания, его аскетизм и, как это ни парадоксально, Контрастные позы распутника были встречены с растущим подозрением. К 180 году н. э. Ириней, епископ Лиона, опубликовал свои первые нападки о гностицизме как ереси, работа, которая будет продолжаться с возрастанием Отцы Церкви в течение всего следующего столетия.

Православное христианство испытало глубокое и глубокое влияние борется с гностицизмом во втором и третьем веках. Формулировки многих центральных традиций в христианском богословии появились в виде отражения и тени этого противостояния с Гнозисом.5 Но В конце IV в. борьба по существу закончилась: Развивающаяся экклесия добавила силу политкорректности догматического обличения, и этим мечом так называемая «ересь» была болезненно вырезаны из христианского тела. Гностицизм как христианство Традиция была в значительной степени искоренена, ее оставшиеся учителя подверглись остракизму, и его священные книги уничтожены. Все, что оставалось студентам, стремящимся понимать гностицизм в более поздние века были обличения и фрагменты, сохранившиеся в святоотеческих ересиологиях. Или, по крайней мере, так было до середины ХХ века.

Открытие библиотеки Наг-Хаммади
Это было в декабрьский день 1945 года, недалеко от города Наг Хаммади в Верхнем Египте, что курс гностических исследований был радикально Обновленный и навсегда изменившийся. Арабский крестьянин, копающийся вокруг валуна в поисках удобрения для своих полей, наткнулся на старый, довольно Большой красный глиняный кувшин. Надеясь найти зарытое сокровище, и с должными колебаниями и опасениями по поводу джиннов, которые могли бы Увидев такой клад, он разбил кувшин. Внутри он не обнаружил Сокровища и не джинн, а книги: более десятка старинных кодексов Он и не подозревал, что нашел необычайное собрание древних текстов, рукописей, спрятанных в за полтора тысячелетия до этого, вероятно, монахами из близлежащих монастыря преподобного Пахомия, стремящегося уберечь их от разрушения Церковь распорядилась как часть насильственного искоренения неортодоксальных и неортодоксальных ересь.

Как рукописи Наг-Хаммади в конце концов перешли в научную литературу Руки – это увлекательная история, слишком длинная, чтобы рассказывать ее здесь. Но сегодня, сейчас более пятидесяти лет с момента раскопок и более двух десятилетий после окончательный перевод и публикация на английском языке под названием The Nag Hammadi Библиотека, 7 их значение стало поразительно ясным: эти Тринадцать папирусных кодексов, содержащих пятьдесят два священных текста, представителей давно утраченных «Гностических Евангелий», последних дошедших до нас свидетельство того, что ортодоксальное христианство считало своим самым опасный и коварный вызов, страшный противник, которого Церковь Отцы поносили под разными именами, но чаще всего как Гностицизм. Открытие текстов Наг-Хаммади пересмотрел наше понимание как гностицизма, так и раннехристианства церковь.

Обзор гностических учений
Что же знали эти «знающие»? Что сделало их такими опасными Еретиков? Сложностей гностицизма легион, что делает любой Обобщения мудро подозревают. В то время как несколько систем для определения и На протяжении многих лет предлагалось классифицировать гностицизм, но ни один из них не Таким образом, с заблаговременным предупреждением о том, что это Это, конечно, не окончательный итог гностицизма и его многочисленных Мы выделим только четыре элемента, которые, по общему мнению, являются характерная черта гностической мысли.

Была введена первая существенная характеристика гностицизма выше: Гностицизм утверждает, что «непосредственное, личное и абсолютное знание подлинных истин бытия доступно человеческим существам» и что постижение такого знания является высшим достижением человеческая жизнь. Гнозис не является рациональным, пропозициональным, логическим понимание, но знание, приобретенное опытом. Гностики были Они не слишком интересуются догмой или последовательной, рациональной теологией — факт что делает изучение гностицизма особенно трудным для Люди с «менталитетом бухгалтера». Его просто невозможно зашифровать Гностицизм превращается в силлогистические догматические утверждения. Гностики лелеял непреходящую силу божественного откровения — Гнозис был творческое переживание откровения, стремительное развитие понимания, а не статичного символа веры. Карл Густав Юнг, великий швейцарец психолога и всю жизнь изучавшего гностицизм в его различных проявлениях. исторические перестановки, утверждает,

... Мы находим в гностицизме то, чего не хватало в веках, а именно За этим последовали: вера в действенность индивидуального откровения и индивидуальные знания. Это убеждение коренилось в гордом чувстве Родство человека с богами...

В своем исследовании «Американская религия» известный литературный критик Гарольд Блум предлагает вторую характеристику гностицизма, которая может Помогите нам концептуально очертить его таинственное сердце. Гностицизм, говорит Блум, «есть знание, познающее несотворенное «я» и о нем, или «я-в-себе- и [это] знание ведет к свободе...»9 Первое место среди всех откровения, которого мог достичь гностик, было глубоким пробуждением Это пришло со знанием того, что что-то внутри него было несотворенным. Тем Гностики называли это «несотворенное я» божественным семенем, жемчужиной, Искра Знания: Сознание, Разум, Свет. И это семя интеллект был той же самой субстанцией Бога. Это была подлинная человеческая Реальность, слава как человечества, так и божественности. Если женщина или мужчина истинно пришла к гнозису этой искры, она поняла, что она истинно свободный: Не случайный, не концепцию греха, не ущербную корку плоть, но материя Божья и проводник имманентного Божьего реализация. В Библии всегда существовало парадоксальное осознание двойственности. переживание этого «я-в-себе». Как тут не парадоксально: С точки зрения рационального восприятия, человек явно не был Богом, и все же в сущностной истиной, была благочестивой. Эта загадка была гностической мистерией, и Его знание было их сокровищем.

Бог-творец, тот, кто в развитии ортодоксальной догмы утверждал, что сотворили человека и завладели им, Богом, Который хотел бы, чтобы человек был зависимым На нем, рожденном ex nihilo по его воле, был лживый демон, а не Бог вообще. Гностики называли его многими уничижительными именами: «Саклас», дурак; «Иальдебаоф», слепой бог; и "Демиург", архитектор или меньшая созидательная сила.

Феодот, гностический учитель, писавший в Малой Азии между 140 и 140 гг. 160 г. н. э., объяснял, что священная сила гнозиса раскрывает, «кто мы то, кем мы стали, откуда мы были изгнаны, где мы есть к тому, от чего мы очистились, к какому поколению и регенерация». 10 «Все же», выдающийся ученый гностицизма, Элейн Пейджелс, как комментирует экзегеза, «познать самого себя на глубочайшем уровне в то же время познать Бога: вот тайна гнозиса... Самопознание есть познание Бога; Высшее Я и Божественное есть идентичны». 11

Евангелие от Фомы, один из гностических текстов, сохранившихся в Библиотека Наг-Хаммади приводит следующие слова живого Иисуса:

Иисус сказал: «Я не ваш господин. Потому что вы выпили, вы выпили опьянеть от бурлящего потока, который я отмерил... 12

Кто будет пить из уст Моих, тот будет таким, как Я, и Я сам Стань Им, и сокрытое откроется Ему». 13

Тот, кто будет пить из уст Моих, станет таким, как Я. Удивительно еретический образ! Евангелие от Фомы во всей своей полноте является Необычайное Писание. Профессор Гарвардского университета Хельмут Кестер отмечает, что, хотя в конечном итоге это Евангелие было осуждено и уничтожено развивающейся Православной Церкви, она может быть такой же старой или более древней, чем четыре канонические Евангелия сохранились и даже послужили исходным документом к ним14.

Это подводит нас к третьему важному элементу нашего краткого обзора Гностицизм: его благоговение перед текстами и писаниями, не принятыми православная складка. Гностический опыт был мифопоэтическим: в рассказе и метафоры, а может быть, и в ритуальных действиях, гностицизм искал выражение тонких, визионерских прозрений, невыразимых рациональным пропозиция или догматическое утверждение. Для гностиков откровение было природу Гнозиса. Раздражённый обилием «богодухновенных текстов» и мифы, жалуется Ириней в своем классическом опровержении II века гностицизма, что «... Каждый из них изо дня в день порождает что-то новое день, по способностям своим; Ибо никто не считается совершенным, кто не развивать... какой-то могучий вымысел». 16

Четвертая характеристика, которую мы могли бы очертить, чтобы понять классический гностицизм является самым трудным из четырех для краткого изложения распутывание, а также одно из самых тревожных для последующих православных богословие. Это образ Бога как диады или дуальности. Во время утверждения предельное единство и целостность Божественного, гностицизм отмечал в своем эмпирическая встреча с нуминозными, контрастными проявлениями и сла;вный.

Во многих гностических текстах Наг-Хаммади Бог изображается как диада мужское и женское начало. Несмотря на то, что их язык специфически Христианские, гностические источники часто используют сексуальную символику для описания Бога. Профессор Пейджелс объясняет:

Одна группа гностических источников утверждает, что получила секрет от Иисуса через Иакова и через Марию Магдалину [которая Гностики почитались как супруги Иисуса]. Члены этой группы молились и божественные Отец и Мать:

От Тебя, Отец, и через Тебя, Мать, двое бессмертных Родители, Родители божественного существа, и ты, живущий на небесах, человечество, о всемогущем имени...»17

Несколько течений в гностицизме видели в Боге союз двух несопоставимых Natures, союз, хорошо изображенный с сексуальной символикой. Гностики почитали женской природы и, размышляя, Элейн Пейджелс утверждала, что Христианские женщины-гностики пользовались гораздо большей степенью социальной и социальной церковного равенства с их православными сестрами. Сам Иисус, учил некоторых гностиков, предвосхитил эту мистическую связь: любимым учеником была женщина, Мария Магдалина, его супруга. Тем В Евангелии от Филиппа говорится:

"... спутница Спасителя – Мария Магдалина. Но Христос любил больше, чем все ученики, и часто целовал ее в рот. Остальные ученики обиделись... Они сказали ему: «Почему ты любишь ее больше, чем всех нас? Спаситель ответил и сказал «Почему я не люблю вас так, как люблю ее?» 18

Самый таинственный и священный из всех гностических ритуалов, возможно, играл свою роль на этом восприятии Бога как «двойственности, стремящейся к единству». Евангелие Послание к Филиппу (которое целиком может быть прочитано как комментарий к гностикам) о том, что Господь установил пять великих таинств или Таинства: «Крещение и миро, и Евхаристия, и искупление, и чертог брачный». 19 Является ли это окончательным таинством невесты Палата была ритуалом, проводимым мужчиной и женщиной, аллегорическим термином для Мистический опыт или союз того и другого, мы не знаем. Только подсказки В гностических текстах говорится о том, каким может быть это таинство:

Христос пришел, чтобы исправить разделение... и объедините их Компоненты; и дать жизнь тем, кто умер разлукой и Объедините их вместе. Теперь женщина присоединяется к своему в свадебном и те, кто присоединился к брачному [палате], не В 20 раз Вы можете быть уверены в том, что Вы не можете

Нам остается только подумать о том, что это может сделать значить. Хотя православные полемисты часто обвиняли гностиков в том, что они Неортодоксальное сексуальное поведение, как именно эти идеи и образы играли Ситуация в человеческих делах остается исторически неопределенной.

Классический христианский гностицизм был утрачен для западного мира во время IV и V вв. Но гностическое мировоззрение с его Постижение истинной нетварной природы человечества и присущего ему родства с Богом; утверждение внутреннего индивидуального опыта, дарующего определенные знания; и осознание демиургических сил, связывающих человека сознание -- не так легко погасить. Эти гностики восприятие продолжало в различных формах распространяться через западную культуру хотя волей-неволей часто оккультными путями. Гностицизм был и остается сегодня Традиция, постоянно возрождающаяся в Гнозис Кардия человечества, Традиция вечно жива в тех, «кто имеет уши слышать» свой зов.


Рецензии