Как читать в рисунках детей невысказанное

На эту заметку меня вдохновил рассказ одного из авторов Прозы.ру Галины Причиской "Шедевр"
http://proza.ru/2013/06/15/1552

События описывают  драматическую жизненную ситуацию  мамы и сына.
Меня взволновал момент, давший название рассказу.

 Малыш рисует. В рисунке он отображает побег мальчика и мамы от отца. То есть вновь переживает это тяжёлое событие.
При этом малыш пририсовал маме множество ног.Вот цитата из текста:

"Сейчас же, по мнению мамы, из-под пера маленького художника вышло нечто несуразное. Голова, конечно, человеческая. А вот туловище… Почему-то оно не вертикальное, а параллельное земле да ещё вместо ног под ним частая-частая бахрома.
- А говорил, меня рисуешь…
- Так это ты и есть!
- Ну а туловище почему выгнуто, как … как у козы?!
- А как по-другому я могу уместить столько ног?
- Так это не бахрома? – и вдруг спохватывается. – Да зачем же мне столько ног?!
- От папы убегать!"

Этот сюжет разбудил в памяти несколько случаев из моей практики.
Ребенок- совершенное существо. Он способен чувствовать и понимать на таком уровне, которого мы от малыша и не ожидаем.
Я более 30 лет работала, вернее жила среди детей, будучи воспитателем в детском саду.
И часто по рисункам детей понимала семейные драмы и радости. Например:

Саше 3,5 года. Тяжело расстаётся с мамой, истерит.
При расставании с папой долго его не отпускает, не плачет, но обнимает. Потом сразу идет рисовать по моему приглашению и успокаивается.

Сюжет рисунка всегда один.
Этакий "головоног"! Да вы знаете, голова вначале, а из нее руки по сторонам и ножки -палочки вниз.
А посередине каждой папиной ножки на Сашином рисунке зелёным карандашом обозначены клубочки.
Саша это объяснял так: " Коленки папе полечили зеленкой. Болят они!"
А вскоре бабушка по маме рассказала, что разводятся родители мальчика.
Вот тогда стало понятно поведение малыша. Его странное объяснение насчет зелёных коленок.
Он чувствовал неустойчивое положение отца в их общем доме. И пытался, как мог, "вылечить" ситуацию. Ему было самому больно, видимо от домашних неурядиц.
И он через рисунок, как умел, избавлялся от этой неосознанной боли. И по этой причине он так крепко при расставании обнимал отца, как бы удерживая его около себя.

Другой случай был связан с неосознанным страхом.. Мама попросила меня помочь разобраться.
Мне снова помогает рисунок. Причиной страхов был... Дед Мороз!

Это происходило в 1996 году. Жизнь была непростой. Праздник устроить было трудно. Оплатить роль Деда Мороза профессиональному артисту было не по средствам.(Многие родители остались без работы.) Вот и обходились своими силами.
Грим Д.М. оставлял желать лучшего. Доморощенный "актёр" очень неудачно преобразил себя. И на лицо водрузил ужасную имитацию очков с носом и чёрными усами.(хотя и старался их замаскировать белой ватой.)А борода была белая. Можете представить симбиоз этих компонентов?

Виновник моего сюжета - ребёнок 4,5 лет впечатлительный и внимательный
Уже 3 месяца прошло после утренника. А маму беспокоило поведение сына. Какой- то безотчетный страх малыша, который он сам пересказать не смог.

Тогда на помощь пришёл снова рисунок.
В сплетении линий и геометрических фигур я разглядела Д.М!
Мы с мамой разобрались в истоках страха. Времени его возникновения.
А дальше было делом техники.
Я знаю приёмы, которые через рисунок помогут страху выйти наружу.
 Мы рисовали Того, Кто Пугает. Топтали ножками рисунок, показав верховенство и доминирование ребенка над образом страха, разрезали его ножницами на маленькие кусочки, и,наконец, смыли по кусочкам в унитаз.
Мы вдвоём Страх ПОБЕДИЛИ. Он исчез бесследно! В прямом и переносном смыслах.
 Мама была довольна результатом.
Всё встало на место.

Малыш из рассказа "Шедевр" настолько сопереживал бегству, что "помог" результату, пририсовав к телу "сорок" ножек!
А ведь в реальной жизни он четко знает что ног у человека только две!
Но сопереживание и фантазия, а она у детей велика, вызвали желание "помочь" маме. Но одновременно психика ребёнка требовала выпустить напряжение, накопившееся в нём самом и не сломаться в этом моменте. Он ведь сам бежал этими ножками!

Мне повезло в том, что у нас в деском саду в штате был психолог. И я обращалась к психологам, когда не могла понять как поступать в том или ином случае.
Именно в тесном сотрудничестве я познакомилась с приёмом, называемом "арт-терапия".
Через рисунок ребёнок передаёт своё состояние.

Помню один  рисунок на тему "Семья"
   На листе бумаги формат А-4 в центре - бабушка с огромнейшей шваброй.
Почти рядом с бабушкой - мама, меньше чем бабушка, но с огроменным младенцем-свёртком,размером в половину мамы.
 В уголке. поодаль. в маленьком кресле, закрывшись газетой, сидит папа.
- А ты где же?- спрашиваю я.
- А меня нету. Я гулять ушла.-
Надо ли расшифровывать смыслы, заложенные в рисунок?
Конечно же этот рисунок послужил для деликатного разговора с мамой и папой.

Знаете, мне даже в особенном деле арт-терапия помогла!
Как известно, после завтрака в садике предполагается занятие. Собрать внимание 4-хлетних малышей  большое искусство. Времени на занятие всего 12 минут с физкультурной паузой.
А малыши в туалет хотят. и попку вытирать просят.

Смейтесь, но технику процесса приходится тоже преподавать!
Однако, находятся особенно брезгливые детки. Они категорически отказываются самостоятельно делать нехитрую гигиеническую процедуру.
Ручки испачкать боятся!
Тогда и помогает рисование. Беру кусок туалетной бумаги и краску коричневатого оттенка. И соревнуясь, мажем кисточкой активно друг у друга бумагу, так, что мазки приходятся на пальцы.
Потом разглядываем результат. Весело смеёмся. А затем идем помыть руки и выбросить бумажку в мусорку.
Между делом говорю,  что ручки так же после туалета мы всегда моем. И если случайно их вымажем, мыло и водичка нам всегда помогут!
Детки очень понятливы. Помогает.

Главное — услышать или разглядеть за забавным боль или жалобу, которую малыши не всегда могут выразить вербально. Словами им трудно передать внутреннее состояние. Дети еще и формулировать это  речью не скоро  научатся.
Как бы научить взрослых понимать что чувствуют дети?


Рецензии
С огромным интересом прочла Ваши откровения-открытия! Тем более, что Дети - моя любимая тема. Очень понравилось!

Елена Ляхова   15.11.2023 14:52     Заявить о нарушении
Как радостно, когда находится свой читатель!
Заходите ещё!
Я продолжу тему.
С дружеской улыбкой
Галина.

Галина Санарова   15.11.2023 15:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.