Экзистенциализм в творчестве Ольги Миловановой

Экзистенциализм и его выражение в творчестве Ольги Миловановой

Сибирская литература, как часть общероссийской культуры, продолжает традиции XIX-XX веков и в универсальных формах транслирует смыслы подлинного гуманизма. И говоря о «новой сибирской прозе», мы априори утверждаем её соответствие национальному духу.
Если под экзистенцией понимать существование человека, заключающееся в необходимости выбора в каждой сложной жизненной ситуации «здесь и сейчас», той или иной линии поведения, то самой острой экзистенциальной проблемой является «итог человеческой жизни». Потому, что перед уходом каждый задает себе вопрос: «Для чего я жил»?
Поэтому одна из целей современной российской литературы видится в осмысление текущей Реальности и передачи социальных и культурных ценностей в нашем объективно разобщенном, «разорванном» мире. Вслед за Ф.М. Достоевским можно сказать, что познание человека осуществляется после его проявления в конкретной (чаще всего – в экстремальной) ситуации. Принимая во внимание, что речь идет о жизни и смерти «здесь и сейчас», то и смысл поведения литературных героев становиться максимально проявленным.
Совершая жизненный поступок в ситуации экзистенции, человек наступает на ту грань Бытия, за которой может быть пресечено его личное бытие, т.е. его жизнь. И мерилом поступка героев являются духовные абсолюты нашего человека – любовь, добро, совесть. Обыденный момент воплощает в себе и личное Прошлое и варианты желаемого Будущего – например, сохранение жизни детей, внуков и правнуков. Примерами могут быть рассказы О. Миловановой – «Танька» и «Тарелка супа», опубликованные в интернете и доступные к прочтению. Они хорошо показывают моменты человеческого выбора на грани жизни и смерти.
Герои Ольги Миловановой не действуют на основе биологических инстинктов и не руководствуются финансово-экономическими мотивами. В их поступках реализуются внутренние ценности российской культуры. Они связаны с социальным Прошлым и транслируются в Будущее, они воплощены в современниках, живущих по заветам предков. Поступки литературных героев свидетельствуют о том, что, не смотря на все кризисы и социальные потрясения XX – начала XXI века, в русскоязычном мире не произошло окончательной утраты нравственных ориентиров. И это подтвердили события 2022 года, когда Россия снова вынуждена бороться за спасение человечества.
Рассматривая драматические произведения автора, остановлюсь на пьесе «Каменное сердце». Она написана по мотивам средневековых западноевропейских легенд. Еще читая рукопись под названием «Синий Дьявол. Очень страшная сказка», я убедился, что слова об «очень страшной сказке» искушенного читателя не смогут «ввести в заблуждение». Потому, что сама «сказка» - это только «литературная оболочка» для мировоззренческих вопросов и ответов о цене «успеха, славы и богатства». В окончательном варианте произведение стало называться «Каменное сердце».
Как справедливо сказал Умберто Эко: «...Читатели прочитывают текст по-разному, и не существует закона, диктующего им, как именно читать, поэтому они зачастую используют текст как вместилище собственных эмоций, зародившихся вне текста или случайно текстом навеянных». По сути дела, пьеса - это только «генератор наших интерпретаций».
В пьесе «главный злодей» Кономор пытается объяснить (себе или другим?), почему он встал на путь Зла, и обвиняет во всем мать: «Она не любила меня». Но так ли это? Не является ли это обычной попыткой слабого человека возложить ответственность за свой выбор и деяния на «Другого»?
Уместно процитировать ещё одну фразу У. Эко: «Но прелесть договоров с Дьяволом в том и состоит, что, подписывая, прекрасно знаешь, с кем имеешь дело. Иначе за что такое вознаграждение – ад»?
«Игры с Дьяволом» всегда заканчиваются печально… для играющих… И если удалить из пьесы «Каменное сердце» средневековый антураж, то оказывается, что речь идет о «днях сегодняшних». И не утратили своей актуальности проблемы, над которыми задумывались в Средние века, и которые остаются злободневными сегодня, включая вопросы полового созревания «и бушующих в крови гормонов». Естественно, что в средние века таких выражений не было, а проблемы словесно формулировались по-иному. Может быть, так, как это делает героиня пьесы Бланка, рассказывая о цветочных феях? «Это прекрасные нагие девушки, прикрытые только своими роскошными волосами. Они мелькают по вечерам в садах и парках, в лесной глуши, по тенистым дорожкам. Они внушают девушкам, которые на беду попадутся им на глаза, такую силу страсти, что несчастные сходят с ума. И поневоле отдаются первому же встреченному ею мужчине».
Но «люди не ангелы», и поэтому каждое поколение проходит свой путь «прелестей и соблазнов». И главный вопрос остаётся одним и тем же на протяжении веков – есть ли возможность спасения души человеческой? А если да, то, на каких путях? Возможно ли сотрудничество со Злом в лице его представителей и какова его цена? И всегда ли цель оправдывает средства?
И.В. Минаков во вступительной статье к книге Эрика Бентли «Жизнь драмы» писал: «В драме реальность сгущена до предела. Каждая реплика, каждый жест актера подчинены определённой задаче, которую можно сформулировать как раскрытие извечной тайны человеческого бытия. Персонажи пьес живут не просто для того, чтобы есть, пить, заниматься любовью, подобно подавляющему большинству людей, они возникают из ничего, чтобы рассказать нам о нас самих. И может быть, это единственный доступный человеку способ взглянуть на себя со стороны».
В завершающем действии пьесы, Синий Дьявол говорит умирающему Кономору: «Пой. Пой, трус. Ты не плакал, совершая злые дела. А сейчас плачешь в ожидании страшной кары. Пой…».
Еще раз вспомним, что «сказка ложь, да в ней намек», читая «Каменное сердце» и другие пьесы О. Миловановой.
В завершении хочу отметить, что Ольга Милованова в своих прозаических и драматических произведениях развивает философские традиции русской литературы. И это лишь часть огромной современной российской прозы, утверждающей при экзистенциональных выборах ценности и радость человеческого бытия.

И. Ширманов,
председатель правления
Ханты-Мансийской окружной организации
Союза писателей России

*Иллюстрации к сборнику сделаны Натальей Мороз, преподавателем "Центра искусств для одаренных детей Севера" (г. Ханты-Мансийск)

О. Милованова «Танька» http://proza.ru/2019/05/02/697   
О. Милованова «Тарелка супа»  http://proza.ru/2020/05/05/1478


Рецензии