О даче Стамболи
Придется немного углубиться в историю этого необычного здания, т.к. много о нем мифов и легенд гуляют по просторам интернета.
Основатель династии Вениамин Стамболи, вернулся в Феодосию после эмиграции предков в Турцию в начале 19 века. В переводе фамилия «Стамболи» означает «приехавший из Стамбула». И именно ему суждено было сделать эту фамилию известной всему миру. Еще мальчишкой он продавал махорку в мешочках в порту. Потом - табак, уже на центральной улице Феодосии Итальянской, где он за небольшим столиком торговал этим душистым товаром. И здесь же в 1861 году была построена табачная фабрика Вениамина Стамболи. Со временем его представительства появились во многих городах Европы. После смерти Вениамина Осиповича в1897 году фабрика перешла к сыну Иосифу.
Это было время расцвета предприятия — сырье для фабрики везли пароходами из Японии, Китая, Индии, а табак и папиросы Стамболи расходились чуть ли не по всему миру. Продукция фабрики дважды награждалась золотой медалью на международной выставке в Париже (в 1895 и 1900 годах).
Советские историки не забыли и про «ужасные условия труда, 12 часовой рабочий день, мизерную зарплату». Но сохранились совсем другие свидетельства тех времен: Стамболи оплачивал все лечение своих рабочих, строил для них дома, которые стоят по сей день, много жертвовал денег на благотворительность.
Вениамин Стамболи мечтал создать для троих своих сыновей три дачи-дворца: в Бомбее, Генуе и Феодосии. Эту мечту, по крайней мере отчасти, удалось воплотить его младшему сыну. Особняк в Феодосии, спроектирован известным петербургским архитектором того времени — Оскар Вегенером, который прославился благодаря строительству Массандровского дворца Александра III. Особняк был закончен в 1914 году. А всего два года спустя, предчувствуя тревожные перемены, Стамболи продал фабрику, и вместе с семьей уехал в Турцию. По некоторым данным, из Турции он переехал во Францию, где и прожил до самой смерти. В конце жизни бывший табачный магнат стал владельцем небольшого бакалейного магазина, открыть который ему помогло караимское общество.
После революции дачу Стамболи предлагали уничтожить. С таким призывом выступил... поэт Максимилиан Волошин. Привожу цитату:
«Екатерининская набережная с её дворцами в стиле турецких бань, Публичных домов и лимонадных киосков, с её бетонными Эрехтейонами, гипсовыми «Милосами», голыми фисташковыми дамами с декадентских карт-посталей представляет совершенно законченный «Музей Дурного Вкуса». Большевики и анархисты, в руках которых Феодосия побывала дважды, не захотели оказать ей единственной услуги, на которую были способны: они не взорвали этих вилл. Не думаю, чтобы этим тонким и злым способом они хотели наказать буржуазию, сохранив её позор на будущие времена,— нет, они сами находились под обаянием монументальности этих построек: мещанин мещанина чует издалека…»
Табачная фабрика Стамболи пережила и революцию, и войну сороковых годов, но сгорела в марте 1990-го, пока горожане праздновали Международный женский день. Пожар был настолько сильным, что от большого двухэтажного здания остался лишь фасад. Теперь и его разрушили и разобрали до основания. Я был свидетелем этого «странного пожара». Мы вечером прогуливались с дамами после небольшого праздничного застолья по улицам весеннего города. Проходя мимо стоматологической поликлиники к морю, заметили небольшой дымок из-под крыши. Прохожие начали останавливаться.... Позвонили пожарникам по телефону из порта. Пока приехали пожарные огонь уже охватил половину верхнего этажа и крышу. Указания тушить не поступало. За многие годы в здании накопилось много табачной пыли и она горела как порох, как мне пояснили знатоки. Много позже я узнал, что в СССР в то время «стало на ремонт больше десятка табачных фабрик». Нужен был повод для массового ввоза в страну сигарет «Мальборо». А через три месяца любой курильщик привыкает к новому вкусу и дыму. «Все шло по плану».
Но вернемся к даче. После событий 1917 года, после установления власти большевиков в Крыму в даче располагалась ВЧК, где осуществлялся отбор и поиск «классово чуждых элементов» и их ликвидация. Позже там же располагался один из первых санаториев. В 1925 году он получил название «Московский совработник», а перед войной 1941 года ему присвоили высокое имя Иосифа Сталина. В годы оккупации Феодосии немецко-румынскими войсками в даче размещался госпиталь. Рядом находилось кладбище для военнослужащих 132 пехотной дивизии генерала Линдемана, где было захоронено более 1500 солдат и офицеров. После войны кладбище «сровняли с землей» и только в 2003 году немецкое общество «Фольксбунд» инициировало эксгумацию и останки были перезахоронены на немецком военном кладбище у села Гончарное.
Долгое время дача была «девятым корпусом санатория «Восход». Потом, с началом Перестройки там почти десять лет вел антиалкогольные приемы знаменитый врач Довженко. После развала СССР здание было продано частным лицам, там был и ресторан и банк, и кафе «Стамболи», в котором, как говорят, в 1999году обедал президент Украины Кучма.
В 2013 году на даче «прописали» «Центр подводной археологии»... Удивительно! Хватило же ума у правителей города!
С конца 2020 г. музей закрыт для посещения в связи проведением капитальных реставрационных работ. Подрядчиком выбрана московская компания «Баварский дом», отвечающая за восстановление большинства культурных объектов Крыма и иных регионов России. Открытие дачи Стамболи запланировано на конец 2022года. Пишу я эти строки осенью 2023 года, пока конца реставрации не видно. Вообще про «реставрацию» этой дачи надо писать отдельную историю. Я жил рядом с этим прекрасным зданием, символом и украшением всего города много лет и все время во дворе можно было обнаружить или горку песка, или кирпичей, строительный мусор. Кажется, ее «косметически ремонтировали» постоянно все годы... Что будет сейчас в этой даче после очередной реставрации не берусь предугадать. Закралась крамольная мысль. Может отдать ее в руки реального наследника и его семьи. Может они смогут найти ответственного спонсора с хорошими реставраторами....
Свидетельство о публикации №223110500279