Каменский Кирилл. Медитативы и Метафоры...

Сразу признаюсь, что это особая страничка Антологии И-стиха. Здесь, конечно же, все странички особые, неповторимые, однако эта - особо концептуальная и... единственная (пока) ниточка надежды, связывающая И-стих с младой академической филологией, и в этом плане я весьма благодарен Кириллу Каменскому за поддержку и соучастие в моих и наших филологических и чисто поэтических проектах!.. 
 
Подробный анализ И-поэтики К.Каменского последует, но... ещё 22.02.2022. на записи одного из мастер-классов я сделал устный разбор 2-го стихотворения этой подборки  "Метафоры..." - см. по ссылке на видео, от 12 минуты 50 секунды и далее:
http://youtu.be/s3fZZ1kyj1s
(если не кликается - скопировать и вставить в адресную строку браузера)

Фрагмент стенограммы / расшифровки моего комментария на видео: <<...Это Интегральные стихи. Посмотрите, какие рифмы интересные. Тут и диссонанс: беСНу'юТСя / оТ Сеа'НСа СНа'. Тут и корневая рифма: БЕС... -СН- ... СоН, СН (СНа) - гласная выпадает... беСНуется / сеаНСа СНа - смотрите, какая игра на согласных! Это рифма - настоящая! И дальше идёт ассонанс "сна / меня", "они щекочут меня" - слабый ассонанс, обычно эти рифмы считают слабыми и не вполне уместными, а здесь они хорошо работают. Дальше: шУтКУ / сеКУнды - ассонанс [с поддержкой согласного К]. Дельше вот здесь посмотрите в центре друг под другом: ТЕнь и ТЕлом - визуальность тоже важна... "Метафоры всюду, как тень, / неотступно следуют за телом..." Помните, Николай Заболоцкий говорит о "мускулах", о "теле...", о сердце, здесь тоже это работает [Н.Заболоцкий. "Мысль - Образ - Музыка", эссе]. И дальше: "хвОСТ" и "прОСТывший след" - внутренняя рифма, если произнести "хвОст - прОст" - явная рифма, но если "ХВОСТ - ПРОСТы'вший след" - мы продолжаем речь, это разноударная рифма... И так далее... и в конце снова повторяется диссонансная рифма "беснуются / от сна"... Это современная работа!.. Не та работа со словом, которая осталась в 19 веке... В Серебряном веке писали поэты... экспериментировали... шли вперёд... Надо идти вперёд, быть впереди, осваивать современные инструменты работы со словом... Обычно пишут 4-стишиями и находятся примерно - в лучшем случае - в середине 19 века...>>

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2022


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Кирилл КАМЕНСКИЙ


~ Медитативы ~
~ Интегральный стих Александру Бубнову ~

Мне до'рог город доро'г,
несмотря на то,
что я в нём
продрог.

Я пытаюсь гордо смотреть
на весенний закат
глазами, которые наполнены пылью,
кинутой в лицо мне ветром,
обещающим впредь
быть тихим.
Я и сам, как ветер свободный, с тихой
обещаю ходить душой
по тротуарам,
но каждая дня тропа
терниста.

По утрам мне снится,
что синяя мозаика темноты
рассыпается на моих глазах.
Обычно я понимаю,
что это не сон,
но забываю, об этом едва подумав.

Марево марта тает
и в море уходит неба,
пока я,
цокая каблуками,
слушаю волнение ветра,
тревожащего
какой-то синий цветок в петлице.
Думаю о большой аллегории,
способной возникнуть
в мире снов,
в паре слов
и в самой избитой мысли.

Меня удивляет,
как сложные явления действительности
объясняются
взаимоисключающими понятиями.
Всё более относительным
кажется и внутреннее, и внешнее,
и вешнее,
и вечное,
и много других «и».

Рифма в конце строки
перестаёт появляться,
ждёт момента.
Её прячет флёр самых различных образов,
зовут губы,
выискивая похожие друг на друга звуки.

Поэзия весны
мне кружит голову.
Я теряюсь
в хорошо знакомом городе дорог
и смеюсь,
потому что вспоминаю,
что в городе дорог
невозможно потеряться никому.

27.03.2021


***

Метафоры
прыгают, мечутся, беснуются
в голове, оторванной от сеанса сна.
Они щекочут меня,
когда кто-то
произносит плохую шутку.
Они толкают меня,
когда светофор зелёным
мерцает в последние три секунды.
Они режут мысли,
когда на меня льётся вода в душе.
Метафоры всюду, как тень,
неотступно следуют за телом,
но метафоры нельзя
взять с поличным или за хвост,
нельзя напасть на их простывший след,
напасть на них самих,
нельзя увидеть, услышать,
а только возможно почувствовать,
как они
прыгают, мечутся, беснуются
в голове, оторванной от сна.

21–22.03.2022


О ДА! СТИХ И И-СТИХУ ОДА
v. 2
(В поддержку Интегрального стиха!)

Интегрирует семантемы
неожиданный И-стих,
который кличут ребристым верлибром,
ошибочно ставя меты.

Скажем «нет» ассоциативному объяснению свободного стиха!
Он связан своей свободой
в отказе от классической рифмометрической природы,
стоящей вне
его поэтики.
По этике VERSификации
в пределах неупорядоченных строк
случайный ямб, охватисто мятежный,
мелосом призрачный и нежный,
несущийся в беспредельность
вкупе с другими метрами,
следует называть Интегральным стихом.

И-стих — стих и
поэтической гештальт запечатлённый,
находящийся в точке «или»
(строфичный или астрофичный,
ритмичный или аритмичный,
рифмованный или холостой…),
отказавшийся от стройных силлабо-тонических кирпичей,
несущийся в поэтический космос,
бесконечно-конечно метафорический…
Таков
И-стих.

Цветком увядает закат,
полнится снежинками небо.
Мне так тепло пока
в Интеграле
разгорается
жизнь.

Я один в моём саду. Горит светильник.
Ни друзей, ни знакомых, ни прислуги.
И даже ветер в непревзойдённом красноречии обильно
Шепчет интегральные стихи,
свистя мне в ухо.

06.06.2022.


***

Просто про сто вещей рассуждать
по отдельности,
но сможет ли кто
плавать в ментальном просторе
сразу ста вещей?

Вряд ли.

Нам Демон Лермонтова
ближе, чем демон Лапласа.
Да, это не приговор, но факт,
и Гегель с его «тем хуже для фактов»,
увы,
проигрывает.

Вряд ли
возможно мысли стозвучный проигрыватель
запустить, пока мы в тисках клиповой культуры.
Номинально, конечно,
мы можем всё,
но это — синекура.
Мы слишком увлечены тем, что конечно,
забывая, что есть «бес-».
Увы, у всех по четыре конечности
и по одной мысли за раз.
Таков наш вид,
таков наш путь,
наш разум.

14.11.2022.


***

Вино мысли настоявшееся
на разум сразу
действует
когда наполненная до крайности серебра
луна
прорезает вязкие тучи
и взгляд, умудрённый многовековым и мгновенным опытом,
обращает в прошлое из настоящего.
И зачем только ей гореть, и тлеть в грязных углах
головного офиса ООО «ВРЕМЯ»?
О-о-о, драма!
Да ведь это
деревяннее и древнее фразы: «Старо, как мир».
Ошибки минувшего,
даём
вам
пир!

Впрочем, от вина и вины отказаться возможно всегда,
но только
притягательно опьянение.
Однако что же сделать?
Всё или ничего. Ничего или всё? Или?

Под нашим домом всегда есть поддом,
из которого чернильные руки тянутся к сознанию.
Они меняют старые размышления на новые,
но за это мы платим.

Ах, если бы платили не мы,
были бы мы немы.

14.11.2022.


***

Сухой октябрь льётся странно листьями в бокал —
Осенний чай.
Смакуя, я выпиваю его без остатка.
На горизонте,
еле заметный,
солнца бок ал настолько,
что даже
кажется кровавым.

Я в селе.
Здесь скирд сена притворяется кроватью —
ложусь на него.
Высматриваю
ещё невидимые звёзды.
Я не навеселе,
но мне и негрустно.
Читаю стихи наизусть.
Сухой ветер, который устало веял до этого, приободряется
и снова сыплет чайным октябрём в сосуд.
Ветер подсказывает мне строчки,
которые я забыл или специально не сказал, чтобы
послушать воздушный ямб.

Я скручиваю из соломинок нимб.
Через двор кто-то несётся ко мне стремглав,
и уже слышу это победно-довольное: «Гав!»

Я в порядке,
но, наверное, не в полном…

На самом деле я не просто так распластался на иссохших травах:
здесь я играю в прятки
с псом по имени Сон,
и вот он находит
меня.

Пока он лижет моё лицо,
я верчу нимб над его смешными ушами
и представляю,
что в каком-то ином мире его любят и ему хорошо,
потому что нет
никакого
пса.

14.11.2022.


В ГЛАЗАХ

В твоих глазах — презумпция виновности,
в моих же — твои...
Я подумал на середине какой-то
из зачёркнутых строк:
«Почему, собственно, всё время все
только и делают, что говорят
о глазах?».
Зеркало души? Увольте!
Как быть с бездушными, позвольте мне уточнить.
Не будете же спорить
(о, эти споры об истине,
в которых достигается истина
и стена
взаимоНЕпонимания),
что таких не существует?
Будете?!
Будто
бы
я удивлён даже этим моментом
в нашей однополярной дискуссии.
Но опустим, во имя размышления опустим
веки,
подумаем, лишившись зрения
(ведь только так прозрения легче случаются),
почему же всегда — глаза?
Не гла[с], а глаза,
и не глава, а глаза те же.
Почему?
«Через орган зрения человече
получает больше всего информации...»
Ужели?
«Глаза не врут, в отличие от рта...»
Правда?
«Глаза просто красивы».
Пожалуй, это ближе всего.
И незачем было раздувать муху
и давать маху,
такого сложновывернутого.
Действительно, всё дело в красоте.
Остальное — лишь производное.
Мы мы-
слим,
вернее примысливаем,
глазам и вселенную, и океан,
и боль от душевных ран,
и глубокую думу,
но всегда пропадаем
в дыму
интерпретации взгляда
того,
кто
рядом.

07.01.2023.



КОН

ТАЙ, Целость ЗИмы,
воплощённая в изначальном тайцзи.
Ян вращает солнце ЯНваря,
ПросИН'ец сияет снегом Инь.
Даль мысли
распадается на Ли и Дэ.
Люди шагают по судьбе.

Двуликий месяц светит,
в ночь заворачиваясь и заканчиваясь,
уступает благородно следующему.
Сведущий...
во всём (—) ветер
шастает вокруг деревьев,
из-под снега выкапывает
листья перемен.

Разлитая гармония струйкой
скидывается
со стола в овраг прошлого.

Помуркивают льдистые секунды.
Пахнет мгновением
небом рассыпанная небрежно
сахарная пудра.

Всё заканчивается и начинается
здесь, сейчас, вокруг и
в.
Так будет, было и есть...
под веками (—) века.
Река нас
течёт, меняется,
никогда не бывает той же рекой
в любой момент безречия, безмыслия, бездействия
и противоположных процессов без «без-».

Ген генваря бушует в другом; —.
Я за-мерзаю и
за-
кан-
чи-
ва['у]
-с(ь).

31.01.2023


КАМЕНСКИЙ Кирилл Владимирович
Магистрант филологического факультета Курского государственного университета. Преподаватель русского языка и литературы. Стипендиат имени Андрея Вознесенского на 2023–2024 гг. за филологические исследования и литературные публикации. Лауреат II степени международного конкурса «Всем поэзии» (2023) по г. Курску. Лауреат III степени курского «СЛЭМа (турнира поэтов)» (2019). Финалист поэтического двоеборья "ЗвукоБуква" (Москва / Курск, 2020, 2021), в рамках Х арт-лит-фестиваля "Курский Контекст". Инициатор и один из авторов учебно-методического пособия: Каменский К.В., Козлов С.С., Бартенева Е.С. «Новые имена курских поэтов и классика ХХ века». Курск: Изд-во Курского гос. университета, 2023; пособие посвящено поэтике Олега Правдина и Анны Струковой -
http://elibrary.ru/item.asp?id=54082954
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
=
© Каменский К.В., стихотворения, 2021 ... 2023.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2022, 2023.


Рецензии