Христианский социализм и его судьба в 9 тезисах
1. Поскольку все знают, что Бог не остается потусторонней и лишь трансцендентной потенцией силы для нас, но сообщает Себя и прежде всего творит мир, то, самой ближайшей формой в какой Бог выступает для нашего представления, прежде всего, становится форма некой, неразличенной в себе и тем не менее Бесконечной Силы.
2. Поскольку Бог действует в мире согласно знанию о Себе, но остаётся для нас неразличенным Единством, мы полагаем что Его цель и результат Его творчества в мире не может быть чем-то иным, как подобным Ему, и таким же абстрактным как Он "единством".
3. Мы сами должны, таким образом, уподобляться Ему наличием в нас бесконечной (не остающейся только потенцией, а простирающейся окрест), творческой, объединяющей силы.
4. Христианский социализм, потому, выступает для нас как течение мысли согласно которому цель Бога в мире и цель марксистов коррелятивны друг другу в понятии творческого результата и результата развития общества. - Ибо и там и там цель есть "единство".
5. Христианские социалисты поэтому заявляют, что если Бог есть "Единство", то политическая теология у Христиан есть "христианский социализм".
6. Однако как только они устремляются к реализации собственной цели, как вдруг, у ближайшей развилки их поджидает их собственная противоположность в лице "христианских либертарианцев": их собственная судьба.
7. Последние утверждают, что цель есть различие и бесконечный индивидуализм! И так как они не отрицают для христианина необходимости нравственного совершенства и умственного развития и, кроме того, не отрицают необходимости веры в догматы,- те и другие вступают в полемику и даже в борьбу, как на основаниях политической экономии так и на основаниях теологии.
8. В результате чего "либертарианцам" снова и снова приходится слышать что Бог есть Живое Единство, а не раскол, а христианским социалистам (со стороны либертарианцев), что Бог есть различие между Отцом и Сыном.
9. Судьба политической теологии потому с одной стороны состоит в том, что бы иметь основание не в абстрактном понятии Бога, а в истинно христианском, то есть таком, Единство и Совершенство Которого заключает в Себе идею различия и интерсубъектного взаимодействия подлинно гармоническим образом, а с другой стороны,- в том, что бы на основании этого истинно богословского понимания Совершенства Бога произошло столь же истинное примирение "христианских социалистов" и "христианских либертарианцев".
О СНЯТИИ «ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА».
Неужели Христианский социализм должен быть снят? Но в чем причина? В общем можно ответить: причина в «Единстве», в такой же индифферентности со стороны «коммунистических богословов» к содержанию политического «Единства» объединённого «христианским социализмом», какую имели многие «ранние богословы» Церкви не понимая различия и принципиальности различения между учениками Ария и учениками таких «ересеборцев» как Афанасий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др., или между сторонниками Цареградского символа веры и отвергающими понятие Триединства Истины.
Так же как следствием индифферентности к высшим догматам Церкви становится дружба с Арием, и следствием такой дружбы вражда с защитниками символа веры, так и в политической теологии, - не понимание тех оснований, которые формируют экономические теории и социальные идеалы, индифферентность к этим началам смешивает христиан и ариан в сфере политики как одно целое.
Поскольку для Христиан принципиальным является триединство в качестве первоосновы мира и истинной сущностью почитается лишь триединая, то и конечные цели, формы высшей гармонии не могут быть голыми и безразличными выражениями монизма, но необходимость истинного политического идеала с точки зрения христианской религии выражается в том, что последний в себе, будучи синергетической формой должен иметь различие в качестве принципиального элемента. В противном случае политический идеал без различия, чистая, бессодержательная монада есть выражение арианской теологической истины.
Борьба против теологического монизма, тем самым, не завершена до тех пор, пока эта борьба не активирована в политической теологии и пока индифферентность по отношению к содержанию политического идеала у «христианских социалистов» коррелятивна индифферентности тех христиан, которые полагали бессмысленными и непродуктивными словопрениями изобличения и исключения из своего общества ариан.
Меж тем «Христианский социализм», часто, именно и представляет тот вид неразборчивости, благодаря которой, такой богословский трактат как «Зеленая книга» Моаммара Каддафи, написанная, с точки зрения коранического представления о «Едином» и не выражающая ничего кроме абстрактного и безразличного в себе тождества в сфере политики, данная книга не только не порицается за наготу и бессодержательность политического монизма, но объявляется тем,- в чем могли бы объединиться «исламские» и «христианские» социалисты.
Если поэтому в эпоху вселенских соборов теологическое смешение христиан и ариан не осуществилось, то здесь в области политической теологии, это смешение – совершившийся факт.
Одной из задач политического богословия, тем самым, подобно тому как борьба против абстрактного теологического монизма была величайшим деянием Церкви в эпоху первых Соборов,- также и в наши дни,- одной из важнейших задач выступает борьба против индифферентности к содержанию политических идеалов, к смешению арианского и христианского политического богословия в одно безразличное целое и лишь таким образом, благодаря пробуждению истинно богословского интереса,- достижение необходимого соответствия между Догматом Церкви и принципами социальной организации.
Примечания.
*Сильная и сознательная политическая точка зрения для христианина предполагает, тем самым, сильную теологию, то есть вполне осознанную обращенность к тому предмету который Один только и может служить абсолютным критерием или коррелятивом истины.* И так как этот Предмет содержит в Себе различие и вместе с единством требует видеть в Себе различие, неким устойчивым и гармоническим образом, то это различие, в качестве принципа или момента всякого подлинного единства, воспринимаясь и признаваясь в качестве такового, оно, как различие, сущее в высшем единстве, также должно быть постигнуто и в качестве необходимого элемента всякого политического идеала, как на межличностном и единичном уровне,- так и на всеобщем, что, вместе с необходимостью простоты познанной истины,- не оставляет возможности к сохранению голого и наивного дуализма между «социалистической» (объединяющей) и «либеральной» (требующей различения) позицией, но, именно степенью вовлечения в теологию со стороны репрезентующих эти позиции индивидов, - определяется степень их воли к вышеуказанному примирению.
**Афанасий Великий: «Ибо Слово, будучи Сыном единого Бога, возводится к Тому, Чье Оно Слово, так что Отец и Сын суть два и вместе нераздельная и неразлагаемая ЕДИНИЦА Божества.». («Послание на ариан, слово 4-е»); «[Слово] по естеству и в действительности есть едино с Отцом Своим, а мы, будучи однородны друг с другом, по тому что все произошли от одного, и у всех людей одна природа, делаемся друг с другом едино по расположению, имея для себя ОБРАЗЦОМ естественное единение Сына с Отцом» (Афанасий Великий, святитель. Творения. Т. II. С.396)
Свидетельство о публикации №223110500590