порт

Многие из нас уверены, что вся портовая инфраструктура Южного Сахалина досталась нам от японцев. Пирсы, причалы, ковши - всё японское. Так оно и есть, на самом деле - от Бошняково на севере до Горнозаводска на юге. Так, но за одним исключением. В Красногорске порт был построен нами на ровном месте и с нуля и, опять же, в отличие от всех портов обоих побережий, наш порт был "внутренним", то есть не в открытом море. От Чинная Красногорску не досталось ни бетонных причалов, как в Невельске и Корсакове, ни "ковшей", как в Томари или Ильинском ни волнорезов, ни брекватеров-пирсов. Ни-че-го.
 Хотя сами японцы считали, что порт в Чиннае таки был, о чём свидетельствуют подписи под видовыми фото и открытками того времени. Но это, конечно же был не порт - это был банальный причал вдоль левого берега устья мимо рыбзавода до моста через реку Фур из деревянных свай, куда швартовались мелкие рыболовные шхуны, кунгасы и лодки. Местами эти сваи можно обнаружить и сегодня.
 Но приморский город не может существовать без порта, тем более, что перевозить было что - работало несколько угольных шахт, леспромхоз, а главное - приступили к строительству Лесотарного комбината, обещавшего завалить бочкотарой не только весь Дальний Восток страны, но и плавучие заводы-плавбазы, снабжавшие морепродукцией полмира.
Начали с обустройства пирса и брекватера, углубив фарватер к причальной стенке будущего порта. Грандиозные работы развернулись по обе стороны устья, обеспечив причаливание судов для выгрузки оборудования быстро растущему комбинату на Лесотарновской стороне и укрепление южной части устья бетоном.
 Вскоре было официально объявлено об открытии Красногорского "портпункта", где развернулись масштабные работы по обустройству портовой инфраструктуры, обеспечение портофлота собственными плавсредствами - плашкоутами и катерами-буксирами для доставки материалов на суда, стоящие на рейде.
 Порт считался незамерзающим, но устье и река в зиму естественным образом прятались под лёд, с которым беспроблемно справлялся собственный буксир-ледокол.
Фарватер для движения судов был выполнен идеально - во внутреннюю акваторию порта заходили и причаливали довольно значительные по водоизмещению корабли.
 В 1963 году портпункт приобрёл новый статус. Отныне это - "Красногорский морской торговый порт".
 И действительно. Красногорску было чем торговать. До середины 1960-х непрерывным потоком красногорский бесценный уголь расходился по кочегаркам побережья и сопредельных островов. Лес-кругляк снабжал работой не только лесотарников, но и японских товарищей. Последние рассчитывались болоньевыми плащами и шариковыми авторучками, ну а про бочку я уже говорил.
 За пару десятков лет причальная стенка Красногорского порта выросла до рекордных (по Сахалину) 601 метра, а небо разрезали острые стрелы трёх портальных "Ganz"-ов. Здание управления порта могло украсить не только центральную площадь Красногорска, но и Южно-Сахалинска.
 Но... сначала "закончился" уголь. Потом лес. Однако, включился реверс, и то и другое стали завозить - порт ещё как-то работал. Потом пришла "перестройка"  и никому не нужной стала бочка. И вдруг оказалось, что никому особо и порт не нужен вместе с портовиками, кранами и управлением.
Но я уверен - так будет не всегда.
Наш порт обязательно ждёт второе рождение. Скорее всего, это не будет очумевший от грохота и пыли монстр, а маленький, уютный внутренний порт, обслуживающий не очень бюджетные яхты и небольшие туристические лайнеры, чередуясь с аккуратными контейнеровозами, развозящими по миру произведенные в Красногорске смартфоны.
...
здесь с картинками:
https://ok.ru/chinnai/topic/155862048154429


Рецензии