Искушение Западом. Часть первая
Высказывания западников, видевших в русской истории и в самом русском народе лишь отрицательный пример для всего остального человечества, ещё больше подливали масла в огонь.
«Народы — в такой же мере существа нравственные, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как отдельных людей воспитывают годы. Но мы, можно сказать, некоторым образом — народ исключительный. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок. Наставление, которое мы призваны преподать, конечно, не будет потеряно; но кто может сказать, когда мы обретем себя среди человечества и сколько бед суждено нам испытать, прежде чем исполнится наше предназначение?», - писал П.Я. Чаадаев в своих «Философических письмах» ( Письмо первое).
По мнению Чаадаева, русский народ, чтобы соответствовать другим цивилизованным народам должен повторить жизненный опыт этих народов, воспитать в себе те качества, которых есть у них и отсутствуют у русских. Путь этот не близок и непрост, возможно, для того, чтобы пройти его не хватит одной человеческой жизни. Но это единственный путь к обретению цивилизации.
Под цивилизацией Чаадаев понимал, прежде всего, культуру, которая есть у европейцев и которой так не хватает русским.
Русские грубы и невежественны, они постоянно норовят обмануть и украсть, в своём пристрастии к обжорству и пьянству они не знают границ, - такими отзывами о русском народе пестрят книги иностранных путешественников, побывавших в Московском государстве в XVI-XVII веках. Отзывы, безусловно, вызывающие чувство национальной обиды. Разве все русские были такими? Нет, конечно. Среди русских было достаточно людей с высокими моральными качествами, было много людей великодушных и честных. Однако, стоит ли обвинять авторов этих отзывов в излишней предвзятости по отношению к русским, в русофобии, как делают это часто современные российские пропагандисты, подвизающиеся на ниве исторических исследований?
Вот что пишет знаменитый австрийский путешественник и дипломат XVI в. Сигизмунд Герберштейн о литовцах: «Народ жалок и угнетен тяжелым рабством. Ибо любой, в сопровождении толпы слуг, войдя в жилище крестьянина, может безнаказанно творить, что ему угодно, грабить и забирать необходимые в житейском обиходе вещи, и даже жестоко избивать крестьянина.
Крестьянам без подарков прегражден путь к господам, какое бы они ни имели до них дело. А если их и допустят, то все равно отсылают к должностным лицам и начальникам. И если те не получат подношений, то не решат и не постановят ничего хорошего.
Этот порядок существует не только для простонародья, но и для дворян, если они хотят добиться чего-нибудь от вельмож. Я сам слышал, как один высший чиновник при молодом короле сказал следующее: «В Литве всякое слово — золото». Они платят королю ежегодно денежную подать на охрану границ королевства. Помимо оброка они еще работают на господ шесть дней в неделю; наконец, при женитьбе или смерти жены, равно как и при рождении или кончине детей и после исповеди, они обязаны заплатить известную сумму приходскому священнику. Со времен Витольда вплоть до наших дней они пребывают в столь жестоком рабстве, что приговоренного к смерти заставляют по приказу господина казнить самого себя и собственноручно себя вешать. Если же он вдруг откажется сделать это, то его жестоко высекут, бесчеловечно истерзают и все равно повесят. Вследствие такой строгости бывает, что судья или назначенный для разбора дела начальник только пригрозит виновному, начни тот медлить, или просто скажет: «Поспеши, господин гневается», как несчастный, опасаясь жесточайших побоев, кончает жизнь петлей».
Захотели бы вы жить в таком государстве, в котором человек добровольно лезет в петлю, под страхом ещё более жестоких истязаний?
После этих слов Герберштейна литовцы должны были бы непременно обидеться на него, заподозрив в национальной неприязни по отношению к ним. Таких уничижительных отзывов по отношению к народам тогдашней Европы можно найти в литературе прошлых веков сколько угодно.
Французы до сих пор рассказывают анекдоты про англичан, а англичане – про французов. Некоторые из этих анекдотов носят откровенно оскорбительный характер. Но ни французы, ни англичане не поднимают на уровне общественного обсуждения вопрос о своей национальной неполноценности.
Но именно у русских подобные высказывания европейцев вызвали в середине XIX столетия стойкое чувство собственной национальной неполноценности; именно тогда одна часть русских думающих людей вдруг остро осознала себя дикими варварами, во всём уступающими западной цивилизации, а другая часть русских думающих людей возмутилась такой постановкой вопроса и заговорила о собственной национальной самобытности и даже о превосходстве русских перед западом. Почему именно на русской почве вообще стал возможен спор славянофилов с западниками?
Я вовсе далёк от мысли полагать, что русский народ обладает более тонкой душевной структурой по сравнению с другими европейскими народами и более остро реагирует на высказывания, затрагивающие его национальную идентичность. Скорее, дело здесь в другом.
И французы, и англичане являются неотъемлемой частью западной цивилизации. Точно такой же частью западной цивилизации сейчас являются литовцы, поляки, венгры, румыны и множество других народов Восточной и Центральной Европы. А вот русские такой частью не являются. Россия всегда стоит как бы особняком от Запада. Вряд ли причины этого стоит искать в религии, языке или бытовой культуре русского народа. Просто так сложилось исторически.
Русский человек, независимо от его внутренних убеждений, всегда воспринимал Запад, как нечто чуждое и далёкое. Запад всегда был для него чем-то, что существовало за рамками его повседневного жизненного опыта. Людей, которые могли бы поделиться своим непосредственным опытом жизни на Западе всегда было мало в России. Русские воспринимали Запад, примерно так же, как европейцы Китай или Индию.
Польский историк и географ, живший на рубеже XV-XVI вв. Матвей Меховский в своём труде, озаглавленном «Трактат о двух Сарматиях», проводит чёткие различия, между московитами, составлявшими население Московского государства и русскими, находящимися под властью польского короля. Несмотря на то, что обе «сарматии» — московскую и русскую — он помещает в Европе.
«Далее, у Сарматских гор, — пишет Меховский, — живёт народ русский, во главе которого стоят знатные люди из поляков… У этих же гор находятся округа — Галицийский, некогда называвшийся Галлицией, и Премысльский, а среди гор Сарматских — округ Саноцкий. По направлению к центру Руссии лежит Львовская земля, а в ней хорошо укрепленный город того же имени с двумя замками — верхним и нижним. Это столица Руссии. К северу идут округа Холмский, Луцкий и Бельзенский. Ограничена Руссия — с юга Сарматскими горами и рекой Тирасом, которую местные жители называют Днестром; с востока — Танаисом, Меотидами и Таврическим островом; с севера — Литвой, с запада —Польшей».
Относительно географических пределов Московии, автор трактата отмечает следующее: « Московия —страна весьма обширная в длину и ширину. От Смоленска до города Москвы сто миль, от Москвы до Вологды сто миль; от Вологды до Устюга сто миль, от Устюга до Вятки сто миль. Эти четыреста миль все — Московия и речь там повсюду русская или славянская. Далее —от Вятки до Пермской области сто миль, отсюда до земли Вогульской тридцать миль, и эта последняя граничит со Скифией».
Меховский писал свой трактат в правление Великого князя Московского Василия III Ивановича. При его сыне Иване IV Грозном территория Московского государства значительно расширилась. Московскому государю были подчинены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, присоединены Башкирия и часть земель Ногайской орды. Если переводить все эти завоевания на язык элементарной математики, то территория Московского царства выросла с 2,8 млн.кв. км. До 5,4 млн. кв. км. По размерам Московское царство при Иване Грозном было больше всей остальной Европы.
По большому счёту, именно тогда Московия стала окончательно азиатским, а не европейским государством, владения которого распространились на территорию бывшей Золотой Орды или Азиатской Сарматии.
В XV-XVI вв. представители знатных татарских родов в массовом порядке поступают на службу московского государя. Свыше 500 знатных русских аристократических семей изначально имели татарские корни. Среди них хотелось бы особо выделить Апраксиных, Бахметьевы, Годуновых, Нарышкиных, Салтыковых, Шереметевых, Юсуповых, Такой приток татарской знати к московскому двору, по всей видимости, отражал более глубокие и сложные процессы интеграции татар в русское общество. Нечто подобное происходило и в отношении литовских выходцев с православными корнями, но в гораздо меньших масштабах. Таких выходцев было тоже немало при дворе московских государей.
Однако, выходцев из западноевропейских стран в этом время при дворе московских государей мы почти не наблюдаем. Они были крайне редки. Как и всё "заморское", вызывавшее искреннее удивление у русских людей. Жители Московского государства совсем ничего не знали о западных странах, выезжали за пределы своего отечества лишь в случае крайней необходимости, по дипломатическим делам. Русских купцов невозможно было встретить в странах, активно осваивавших в то время чужие континенты: в Англии, Португалии, Испании, Голландии. Московская Русь в XV-XVI вв. напоминала бутылку с наглухо запечатанным горлышком.
Стоит отметить, что изоляция Московского государства от Запада была обусловлена вполне объективными причинами, такими, как географическое местоположение, враждебными отношениями с соседними державами, отсутствием сухопутных или морских путей, благодаря которым осуществляется международная торговля. Никакого сознательного стремления к самоизоляции со стороны московских государей, мы не наблюдаем. В этом смысле, Московское государство совсем не было похоже на Японию, правящие круги которой дважды пытались закрыть свою страну для контактов с внешним миром.
Когда некоторые исследователи утверждают, что Северо-восточная Русь, на землях которой возникло и обрело своё могущество Московское княжество, изначально была периферией Киевской Руси, они либо не учитывают, либо сознательно игнорируют целый ряд важных факторов. В первую очередь, Северо-восточная Русь находилась на территории, по которой проходил Волжский или Волго-Балтийский торговый путь, соединявший русские земли с землями булгар, буртасов и хазар. Из Хазарского каганата через Каспийское море можно было попасть во владения арабов. Неспроста арабские источники упоминают о неоднократных походах русов на Каспий в первой половине X в. Как раз, на это время приходится расцвет Волжского пути. Судя по археологическим находкам, этот путь начал действовать ранее двух других известных торговых путей – днепровского и заволоцкого. Однако, и прекратил своё существование он где-то в XI в. Связано это, в первую очередь, с крушением Хазарского каганата и прекращением восточной торговли через территорию этого государства. Торговать здесь стало просто опасно.
Волжский путь связывал скандинавские страны и Хазарию. На этом пути существовало несколько торговых поселений викингов. К этим поселениям относятся, в том числе, Сарское городище и Тимерёвские курганы, расположенные на территории современной Ярославской области.
В VIII в. в северо-западных русских землях была основана Старая Ладога, которую большинство исследователей считает торгово-ремесленной факторией скандинавов. Примерно, в то же самое время возникает поселение викингов в Гнёздово (нынешняя территория Смоленской области). Расцвет этого поселения приходится на X в. Однако, Гнёздово связано с функционированием ещё одного торгового пути — пути «из варяг в греки», который шёл по Днепру. В начале X в. на берегах реки Волхов появляется город, которому суждено было сыграть заметную роль в русской истории. Я веду речь о Великом Новгороде. В XII-XIII вв. Великий Новгород был одним из самых крупных русских городов.
Существовал ещё один водный торговый путь, связывавший побережье Балтийского моря с Волгой. Похоже, указанный путь был одним из самых древних. Он шёл через земли пруссов, богатые янтарём, далее по землям восточных балтов и финно - угров на северо-востоке Руси. На этом пути одними из самых крупных и древних были города Новогрудок и Гродно, возникшие в IX-X вв. В качестве ответвления этого пути можно назвать водный путь по рекам Полоте и Западной Двине. На этом пути мы встречаем город Полоцк, который был столицей одноимённого княжества. Город существовал уже во второй половине VIII в.
Находки арабских дирхемов IX-X вв. в северо-восточных русских землях указывают на то, что в это время они были вовлечены в торговлю по Волжском пути. А на связь этих земель с народами, обитавшими на Балтийском побережье и на берегах реки Неман, указывают многочисленные находки янтаря.
Как видим, Северо-Восточная Русь в X-XI вв. вовсе не была глухим заброшенным углом, который стал постепенно оживать лишь с началом активной славянской колонизации. Напротив, многое указывает на то, что именно эта часть Киевской Руси была намного более экономически развитой и заселённой, чем земли расположенные на юге и юго-западе. Связано это с наличием таких крупнейших государств, расположенных на Волге, как Волжская Булгария и Хазарский каганат.
В XI веке волжская торговля постепенно замирает. В 968-969 годах территория Хазарского каганата подверглась сокрушительному походу русских дружин во главе с киевским князем Святославом Игоревичем. Были разрушены города Итиль и Семендер. Но, окончательно, Хазарский каганат добило нашествие половцев в середине XI столетия. Некоторое время в XII в. на месте хазарской столицы, Итиль, существовал город Саксин , население которого составляли огузы и частично хазары-мусульмане. А в середине XIII в. пришёл конец и торговле, осуществлявшейся по Неманскому янтарному пути. В 1233 г. Тевтонский орден приступил к планомерному завоеванию прусских земель. Завоевание продолжалось несколько десятков лет и к концу XIII в. было окончено. Торговля янтарём перешла под контроль Тевтонского ордена. Большая часть пруссов была вынуждена переселиться в литовские земли и дальше- на территорию нынешней Белоруссии. Несколько ранее, такая же участь постигла и водный путь по Западной Двине, попавший под контроль Ливонского ордена. Дольше всех существовал водный путь из варяг в греки, связывавший Киевскую Русь с Византией. Но и он прекратил своё существование после разгрома Юго-западной Руси монголо-татарами. Основным торговым центром как Северо-западной, так и Северо-восточной Руси в XIV-XV вв. стал Великий Новгород, который поддерживал тесные торговые связи со странами Балтийского региона. Балтийская торговля Великого Новгорода велась до тех пор, пока эту торговлю не задумал взять в свои руки великий московский государь Иван III. Политические разногласия между Москвой и Ливонией привели к закрытию Немецкого двора- постоянной торговой резиденции Ганзейской союза в Новгороде. При Василии III Немецкий двор был снова открыт и просуществовал ещё какое-то время, пока конец его деятельности окончательно не положил большой пожар в 1541 г. Таким образом, мы вправе констатировать, что в XV-XVI вв. Московское государство оказалось, практически, в полной торговой изоляции. Старые торговые пути пришли в запустение и прекратили действовать, а новые - ещё не возникли. Отсутствие сколько-нибудь регулярных торговых связей с другими державами самым отрицательным образом сказывалось на развитии страны. В Россию не поступали не только новые товары и технологии, но и новые идеи. С течением времени отставание Московского государства от стран Западной Европы неуклонно нарастало.
В 1553 г. английские купцы снарядили арктическую экспедицию из трёх кораблей, которая должна была открыть новый морской путь в Китай и Индию через Северное море. Двое кораблей погибли во льдах. Однако третий уцелел. Капитан корабля Ричард Ченслер, преодолев серьёзные препятствия на своём пути, всё-таки добрался до Москвы и был радушно принят царём Иваном IV Грозным.
В 1555 г. англичане создали особое торговое предприятие под названием « Московская компания", которое должно было вести торговые дела с московитами. В 1584 г. был заложен город Архангельск.
Совершенно очевидно, что для такой большой страны, как Россия, масштабы английской торговли имели мизерный характер и, в целом, не могли покончить с экономической изоляцией страны.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №223110500652
Интересно а какой культурой просвещенная Европа обладает сегодня, когда безумный и ожесточённый Евроатлантизм Европейского союза превратил, до этого свободолюбивые и дружелюбные нации в единый неонацистский лагерь!
Безкомпромисно, смертельно враждебный России?
И сегодня против диалога выступает Европа, а не Россия...
Дмитриев Павел 3 12.12.2023 17:02 Заявить о нарушении
Константин Прусский 12.12.2023 19:05 Заявить о нарушении
Дмитриев Павел 3 12.12.2023 19:18 Заявить о нарушении
Да и раньше, когда рождался сам Германский фашизм, гениально культурном в фильме "Женя Женечка и Катюша" простой вопрос был задан, я не помню дословно, примерно так - "и они тоже, Шиллера, Гейне, Гетте читали"...
Дмитриев Павел 3 12.12.2023 22:13 Заявить о нарушении
Константин Прусский 13.12.2023 00:02 Заявить о нарушении
Давайте попробуем с чего-то начать сами, не дожидаясь кого-то.
Дмитриев Павел 3 13.12.2023 00:22 Заявить о нарушении
Константин Прусский 13.12.2023 11:09 Заявить о нарушении
Константин Прусский 13.12.2023 11:11 Заявить о нарушении