Залы града Петра. Эрмитаж. Павильонный зал

   Волшебны залы Эрмитажа!
В них вселились Чары и Изящество, и сказочная Лира!
В них - гениальные шедевры всего мира!
 
     При Екатерине II на месте зала располагалась оранжерея Северного павильона (он же Малый Эрмитаж, он же Оранжерейный дом). Она находилась в пространстве между окнами, выходящими на Висячий сад, и центральной колоннадой.
В застеклённой оранжерее росли деревья и кустарники, цветущие круглый год, с ветки на ветку порхали птицы, а по песчаным дорожкам неспешно прогуливались гости дворца.
   С 1851 по 1860 годы в Старом и Малом Эрмитажах проходила перестройка,
в результате которой стараниями архитектора Андрея Штакеншнейдера оранжерея превратилась в нынешний Павильонный зал.
  Павильонный зал  создан в 1858 году. При этом зодчий объединил ранее располагавшиеся здесь залы и кабинеты, в том числе бывший кабинет Екатерины II с подъёмным столом (стол убран ещё в конце XVIII века), а также вынес в объём Висячего сада оранжерею (арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот и Ю. М. Фельтен).
    Штакеншнейдер вошёл в историю архитектуры как приверженец эклектики и именно этот стиль он выбрал для оформления Павильонного зала.
В Павильонном зале арабские мотивы сочетаются с античными и ренессансными.
  Штакеншнейдер также выбрал необычные архитектурно-пространственные решения: зонирование двухсветного (то есть с окнами на двух стенах друг напротив друга) помещения выполнено с помощью беломраморных изящных колоннад, портиков, аркад и полуколонн, укромных ниш, галерей с воздушными золотыми решётками и балкончиков на втором этаже.
Двухуровневые окна одной половины зала выходят на Неву, а другой — на Висячий сад, куда можно выйти через панорамную дверь.
Павильонный зал служил местом неспешного отдыха и прогулок в обычное время, а в праздники и по особенным случаям — для балов. 
     В Павильонном зале Государственного Эрмитажа много уникального.
Здесь находится самая большая мозаика в музее,
здесь выставлен единственный сохранившийся исправно работающий старинный часовой механизм,
а оформление помещения — пример удивительной эклектики и инновационных для того времени архитектурных решений.
Даже пол в Павильонном зале — это экспонат. На нём выложена крупнейшая в музее мозаика, копия напольной мозаики из Музея Ватикана, созданной ещё в Древнем Риме.
В зале есть ещё несколько мозаичных шедевров — столики и картины, выполненные итальянскими и российскими мастерами в техниках римской и флорентийской мозаики.
   В XIX веке в зале гости дворца отдыхали, слушая музыку или размышляя под плеск фонтанов.
И сейчас в Павильонном зале царит приятная атмосфера расслабленности.
Сотни посетителей собираются посмотреть на работу часов «Павлин».


Рецензии