Разъяснение учения о Святой Троице на примере речи

        (себе на память)

                Эпиграф:

                «Ибо как Ум Отец, Слово Сын и Дух Святой – един Бог,
                так ум, слово и дух – един человек» (Прп. Иоанн Дамаскин)*



                Предисловие

Аналогия Святой Троицы с речью, о которой рассказывается в этой статье, является образом Откровения Пресвятой Троицы в мире, а не образом Её внутреннего бытия, которое человеческому разуму познать невозможно.

-----------
* «Ибо как Ум Отец, Слово Сын и Дух Святой – един Бог, так ум, слово и дух – един человек. Он подобен Богу также и по свободе и власти повелевать» (Прп. Иоанн Дамаскин, Ibid. III 20)



                Часть первая. Пресвятая Троица

         1. Отец, Сын и Святой Дух как Ум, Слово и Дыхание жизни, пронизывающее Слово.

Иоанн Богослов начинает Евангелие с откровения о Слове: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

Святые Отцы пришли к согласному заключению, что если Сын Божий это Слово, то Бог Отец – это Ум, рождающий это Cлово.

Если Бог Отец – это Ум,  Сын Божий это Слово, то Бог Дух Святой в этом уподоблении  – это «Дыхание» исходящее из недра* Отчего (то есть от Ума)  и пронизывающее собой это Слово, как дыхание говорящего человека пронизывает слово, произносимое им.

Итак, от Ума исходит Дух и рождается Слово. Только в отличие от нашей речи, божественное Слово от Ума воспринимает Истину, а от Духа – Жизнь во всей их полноте, поэтому Оно является Словом Истины и Жизни, обращённым к людям.  Об этом сказано и у евангелиста Иоанна:

 «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». (Ин. 1:4), где свет – это свет Истины.

И в другом месте:

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» (Ин. 1:14), где благодать это благодать Святого Духа.

И сам Господь Говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6).  Путь это Слово, в котором наше спасение, потому что Оно несёт в себе Истину Отца и Жизнь Святого Духа.
--------------
* «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в  н е д р е   Отчем, Он явил» (Ин 1:18)



            2.  Что в Священном Писании указывает на правильность такого понимания?

Понимание Святого Духа как «дыхания», исходящего из «уст» Отца и пронизывающего  собою произносимое (рождаемое) Им Слово не противоречит  Священному Писанию.

О «дыхании» Божием  в Книге Бытия читаем:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). (Дыхание жизни это Святой Дух, который первые люди, получили при их сотворении, но, согрешив, утратили.)

А о Слове, исходящем из   у с т   Божиих, находим стих  во Второзаконии и в Евангелии:
 
«Не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из   у с т  Господа, живёт человек» (Втор. 8:3).

«Он же  <Иисус Христос> сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из  у с т  Божиих» (Мф. 4:4) (А Слово из   у с т  исходит с дыханием.)


                Заключение

Итак, в Иисусе Христе, Сыне Божием, изшедшем из уст Отца как Слово мы вновь получаем то самое Дыхание жизни (Святой Дух), которое был утрачено Адамом, и Истину, которая сохраняет в нас эту Вечную Жизнь в Боге от лжи и смерти. 

Ум, животворное Дыхание Ума и Слово  пребывают друг в друге нераздельно и неслиянно как одно целое, так же как ум, выдох и произнесённое слово* в речи.  Ум пребывает в слове как его смысл.

В отличие от человеческой речи Слово имеет в себе Истину и Жизнь равноправно с Умом и Духом, посколько единосущно с ними. Поэтому Иисус Христос говорит Отцу: «И всё Моё — Твоё, и Твоё — Моё» (Ин 17:10). И Дух Святой тоже Его, только исходит не от Него, но даруется через Него.

---------------

Артикуляцию я отношу к слову.



            Эпиграф:

            "Но забыли мы, что осиянно
             Только слово средь земных тревог,
             И в Евангелии от Иоанна
             Сказано, что Слово это — Бог.

             Мы ему поставили пределом
             Скудные пределы естества.
             И, как пчелы в улье опустелом,
             Дурно пахнут мертвые слова."

                (Н.Гумилёв)


                Часть вторая. Чему учит Слово?

           1. Верить в  Иисуса Христа, Сына Божия, который и есть Слово Божие


«Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал»  (Ин 6: 28 – 29.)
 
Вера должна проявить себя  в деле, потому что «Вера без дел мертва» (Иак 2:26), а начало этих дел - Крещение:

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).


           2. Как верить?

Вера должна быть по-детски искренна:

«Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк.10:15).

«Свойство веры – благодеяния и заслуги Христовы, всему миру показанные, себе присвоять. Откуда всякий верный, ты и я, с верным Павлом от сердца исповедовать должен: живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2:20)» (свт. Тихон Задонский).

Дети так и делают.

«А если всякий верный должен великое это дело Сына Божия  к  с е б е   п р и м е н я т ь   и  у с в а и в а т ь,   то  и   п о ч и т а т ь   то должен так, как если бы оно  р а д и    н е г о   о д н о г о    совершилось...» (свт. Тихон Задонский).

То есть почитать с благоговением,  боясь оскорбить этот дар Божественной любви недостойным поведением, ленью и небрежением. То есть к детской вере нужно прибавить и взрослое осознание и поведение.


          3. Что нужно ещё верующему в Иисуса Христа, Сына Божия?

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8: 31-32) <от страстей, мучающих вас>.


         4. Какую же истину мы должны познать, пребывая в слове Христовом?

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, <а не только внешне>  и найдёте покой душам вашим» (Мф 11:29).

В чём кротость Христова?

 Незлобиво принял неправедный суд над собой, истязания и крестную смерть.

В чём смирение Христово?

В отсечении своей человеческой воли перед волей божественной:

«Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22:42).

Этому отсечению своей воли перед Богом  и следует учиться.


        5. Научиться смирению и кротости без терпения и мужества нельзя.

Поэтому

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19). «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф.24:13).

«В мире будете иметь скорбь; но   м у ж а й т е с ь:   Я победил мир» (Ин 16:33). 

То есть от животворящего Креста Моего почерпните смирение, кротость, терпение и мужество.

Итак, смирение, кротость, терпение и мужество это важнейшие свойства любви, которые нужно развивать в себе с Божией помощью.


   6. Молитва, чтение Святого Евагелия, Исповедь, Причащение и дела милосердия

А тот, кто учится кротости, смирению, терпению и мужеству, тот, познав свою нищету перед Богом, не оставлят молитву, чтение Святого Евагелия, Исповеди, Причащения и дел милосердия, от которых помощь Божия нам, немощным. (См. Дополнение.)

Итак в двух словах:

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф 6:33), то есть благодати Святого Духа  и всего вышеперечисленного.

Исполняя всё это сможете возлюбить Господа всем сердцем и ближнего как самого себя. И даже больше самого себя как заповедал в своей новой заповеди Господь:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34)  Какова же эта любовь?

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).
 
Самопожертвованием во имя Христа увенчиваются смирение, кротость, терпение и мужество.


                7. Действие этого Слова в людях, уверовавших в Него

Поскольку душа есть умная, словестная и живая*, то она способна через веру принять это Слово и спастись, получив через Него Божественную Истину  и Вечную  Жизнь. Поэтому Господь говорит:

«Овцы Мои слушаются голоса Моего,
и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин 10:27).
«Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14:6).

А кто не принимает учения о Пресвятой Троице, тот не хочет слушать Божественного голоса, обращённого к нему.

Итак, «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:15).

----------------
* «Душа есть сущность живая, простая, бестелесная, словесно-разумная» (св. Иоанн Дамаскин)

«Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа» (свт. Игнатий Брянчанинов).



                Дополнение


1. Христова заповедь о молитве:

«Смотрите, бодрствуйте, молитесь» (Мк. 13:33). И сам Он многократно показывал ученикам пример молитвы.


2. Христова заповедь о Причащении:

«Если не ядите Плоти Сына Человеческого и (не) пиете Его Крови, не имеете жизни вечной в себе. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53, 54).

Сам Господь объясняет эти слова во время Тайной вечери: "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26:26).

«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание» (Лк 22:19).


3. Христова заповедь о чтении Священного Писания:

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин.;5:39).(О чтении Ветхого Завета).

Кроме того Он призывет всех внимательно слушать Себя: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:15), а Святое Евангелие как ни какая другая книга передаёт нам Его слова. (О чтении Нового Завета).


4. Христова заповедь о делах милосердия:

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).


Рецензии