Природу многообещающими словами не восполнишь...

Так уж повелось в нашей  жизни, что встречая очередную  осень, запасливый человек любуется не только  принарядившейся  в красочный наряд природой, но  и активно занимается заготовкой, выращенных на приусадебном  участке  овощей  и стремиться законсервировать на зиму  таежных деликатесов – грибов, ягод и других «даров природы». Тем более что в последние годы, в связи с катаклизмами, тайга наша стала намного беднее: то наводнения, то засуха, а тут  пожары,  выжигают грибные угодья и ягодники. Да и сам человек, вырубая своими руками  тайгу, безрассудно вредит нашей многострадальной природе.
Вот и я, приехав в конце августа в деревню, больше занимался  огородом  да мелкими строительными делами, поскольку в местных лесных угодьях случился, по разговорам местных жителей, неурожай на многие ценные дикоросы.  Не удачным стал год для папоротника орляка, а летних грибов не было вообще, значит и на осенних – груздей, подосиновиков и других таежных деликатесов надеяться нечего.  Но тут неожиданно, в конце месяца, ко мне  заглянул знакомый пасечник и задал интересный вопрос: «А почему вы, Виктор Иванович, за грибами не идете? Я вот, съездил рядышком в лес и два ведра белых грибов нарезал.  А вот  мой ближайший сосед за одну поездку в лес  двадцать ведер насобирал.  …Завтра опять поеду».
Получив такую важную информацию от надежного человека, я  уже на следующий день, не дожидаясь солнечной атаки на холодную утреннюю росу, спешно отправился в хорошо  знакомые  мне грибные места.
День выдался солнечным и  теплым.  Я шел не спеша по лесной дороге,  поражаясь красотой «золотой» осени. Задерживался  лишь для того, чтобы бы  сфотографировать  копошащихся на осенних  цветах трудолюбивых пчелок, или   отяжелевшие «рубиновые» гроздья калины. Поднявшись на небольшую возвышенность, сразу попал в густые заросли    лимонника. Крепко  обвив  лианами стволы деревьев и кустарников,  они тянулись к свету со своими одиночными кисточками спеющих ягод.    Зато немного в стороне, словно, гордясь  обилием своих кисленьких ягод, красовался  кустистый колючий  барбарис.
Вот так, увлеченный принарядившейся осенним нарядом природой, я чуть было не прошел мимо, как бы, вышедшего ко мне навстречу  белого грибка со шляпкой набекрень.  Потому что за ними,  то там - то здесь, стояли  его собратья. Их было столько, что глаза «разбегались» от такого обилия.   Какое-то мгновение даже не мог сообразить, с какой стороны приступить к заготовке.
…В конце концов, потрудившись на славу, я с удовольствием выпрямился и внимательно огляделся. Все!..  Грибы собраны, можно идти домой. Но перед тем, как возвращаться, решил пройти чуть дальше в березняк  посмотреть что там.  Оказавшись на небольшой  заросшей невысокой травкой поляночке,   заметил других красивых обитателей таежного уголка – стайку молодых подосиновиков, а вокруг ни одного белого гриба.   Видимо,  каждые из них  придерживаются своих территорий и «дружбу» с другими особями не водят.  Частенько замечал, что и подберезовики и обабки тоже избегают близкого соседства с  «благородными». Зато  рядом с «добродушными»  груздями встречал и тех и других. Правда, в этом году, скорее всего из-за погоды, поохотиться  за «царским» грибочком мне не получилось. Попадались, но очень мало, поэтому проходя мимо манящих одиночек, оставлял их стареть, чтобы посетить это место  уже на следующий год.
Рассказывая о природе  нельзя не упомянуть и о нашей удивительной богатой рыбными запасами реке Хор,  на которой побывал когда-то знаменитый исследователь Дальнего Востока В. К. Арсеньев. В ее прозрачных водах водятся – ленок, хариус, сиг, таймень и другая белорыбица. Однажды на старенькую блесну с одним уцелевшим от ржавчины тройником (случайно взятой на берег реки) я выловил необычного ленка  с удивительно черной блестящей головой. Такой экземпляр, больше похожей на осетра, не видели раньше даже  бывалые  рыбаки.
…Да, приятно и полезно отдыхать  на природе, но только не тогда, когда нагрянет «бабье лето».  В такое время  в жилье набивается столько божьих коровок, что невозможно нормально поесть или  поспать. Вездесущие насекомые попадают в пищу, заползают в постель, садятся на голову.  Причем, смахнув букашку, нужно быстро помыть руки, из-за оставшегося неприятного запаха. Вот и вернулся в город, чтобы переждать пришедшую в край непогоду и дождаться исчезновения этих священных нарушителей спокойствия. Ведь, как считали в старину, обижать, а тем более уничтожать их - большой грех…
Виктор Тарасов













Рецензии