85. Муратова Белла. Рассказ о караимах
На фото Витольда Муратова -Мавзолей Джурбе Янике-дочери хана Тохтамыша в пещерном городе Чуфут-=Кале у Бахчисарая. Крым.
Многие из вас бывали в Крыму в Чуфут-Кале и знали, что в этом пещерном городе еще в 18 веке жили караимы. На вопрос:»Кто такие караимы?» один экскурсовод ответил, что это крымские евреи а другой – что- это- татары, исповедующие иудаизм.
Пришлось разобраться по литературным источникам. Выяснилось, что собравшись на съезд В 1917 году караимское духовенство определило, что -« караимами называются люди, принадлежащие к караимской религии, безотносительно к происхождению».
Правда, потом эта формулировка была дополнена и изменена. Но суть осталась в том, что первоначально название караимы относилось не к национальности, а к вероисповеданию и слово "Караим" обозначало «люди Писания» или «люди Книги». Теперь эту религию называют »караизмом»
Один вариант о версий возник в VIIIi веке. С его возникновением связана следующая легенда.
. В середине VIII века в Багдаде глава еврейской общины – (этот пост назывался экзиларх) - был бездетным, но имел двух племянников — Анана и Хананью. Когда экзиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье.
Возмущенный Анан перешёл к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осуждён на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись — это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, остался жив, был выпущен из тюрьмы и сформулировал принципы новой религии.
Ортодоксальными иудеями караизм признаётся еврейской сектой, представителями православной церкви — самостоятельной религией, а современными - «крымско-караимскими» лидерами —самостоятельным религиозным течением, основу которого составляет Танах (Ветхий Завет)
Караизм не признает Талмуда и Устного Предания, считает, что они извратили иудаизм.
В XV веке были сформулированы десять принципов вероучения караимов
1) Бог сотворил весь физический и духовный мир во времени и из ничего;
2) Он — Творец, который Сам не был сотворен;
3) Он не имеет формы, ни с чем не сравним, бестелесен и абсолютно един;
4) Он послал нам нашего учителя Моисея;
5) Он послал нам через Моисея Тору, которая содержит совершенную истину и не может быть дополнена или изменена каким-либо другим законом;
6) каждый верующий должен изучать Тору в подлиннике и постигать ее подлинный смысл;
7) Бог раскрылся и другим пророкам;
8) Бог воскресит мертвых в Судный день;
9) Бог воздает каждому человеку по его делам;
10) Бог не презирает живущих в изгнании, но хочет очистить их с помощью страданий; они могут надеяться на Его постоянную помощь и на избавление, орудием которого будет Мессия — потомок Давид.
Будучи летом в Петербурге, я проконсультировалась с нашим знакомым доктором исторических наук, член.-кор.ом Израильской Академии наук и искусств, занимающимся гебраистикой относительно этих принципов вероучения.
ИОн сказал, что все они относятся также и к ортодоксальному иудаизму, кроме 5 пункта.
Караимский календарь, как и календарь раббанитов, является лунным; нисан считается первым месяцем года. Признавая Пурим, караимы не соблюдают пост.
Ханукка не считается у караимов праздником. Субботние запреты на работу у караимов более всеобъемлющи, нежели 39 ограничений, предусматриваемых в раввинистическом иудаизме: фактически, караимы допускают в субботу лишь действия, связанные с Богослужением и с удовлетворением физиологических потребностей человека. Запрещены интимные отношения в Шаббат. Пища не подогревается.
Существуют различия также в правилах убоя ритуального, поэтому мясо животных, забитых раббанитами, не является кашерным для караимов.
В пищу дозволено лишь мясо животных, перечисленных в Библии. Некоторые караимские авторитеты считают, что после разрушения Храма всякое употребление в пищу мяса запрещено.
Особой строгостью отличаются законы в отношении допускаемой степени родства вступающих в брак. В ранний период караимства даже отдаленнейшее родство служило препятствием к браку, однако в XI в. ввиду угрожавшего общине вымирания ограничения подверглись некоторому смягчению.
В мире насчитывается около 22 000 караимов, основная страна проживания которых — Израиль. В настоящее время на территории Украины и России живет примерно 3 тысячи караимов..
Большая часть исповедующих караизм относит себя к еврейскому народу, в то время как большинство караимов, проживающих на территории бывшей Российской империи, в настоящее время относит себя к особому народу караимов, исповедующих самостоятельную религию, не являющуюся ча
стью иудаизма.
Осталось выяснить, кто же исповедовал караизм, то есть кто такие караимы как народ.
Имеется две основные версии происхождения караимов. Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими.
1«Хазарская» или «тюркская» версия
Согласно этой версии , караимы являются потомками хазар — тюркского кочевого народа VII—X вв., который принял иудаизм и среди районов расселения которого был Крым. Данная теория поддерживается рядом антропологических исследований, доказывающих в том числе и генетическое различие между евреями и караимами
2 «Еврейская» или «семитическая» версия
Согласно этой теории, караимы представляют собой местную крымскую группу евреев и ведут своё происхождение от последователей доталмудического иудаизма Саддукеев,
3 «Синтетическая» версия»
Караимы — не чистокровные семиты, любая народность организовалась из слияния с ней других племен, поглощённых и ассимилированных. Караимы Восточной Европы являются примером интересного симбиоза еврейского народа и тюркского мира, точнее, кумано-кыпчакского населения средневекового Крыма.
Спор о том, кто такие караимы, ведется до сих пор, и конца ему не видно.
Однако, на основании исторических, антропологических и археологических исследований можно составить следующую картину формирования народности караимы :
С середины IV в. в Восточную Европу ( как говорит наш друг и коллега по "Петербургскому клубу" Борис Гриншпол - вследствие изменения климата ) вместе с племенами Гуннского союза хлынул из Сибири, Алтая, Монголии поток финно-угорских и прототюркских племен.
Они застали в степных районах Восточной Европы преимущественно иранское (сарматское) население, с которым и вступили в этнические контакты.
Гунны опустошив Приазовье и Причерноморье, ворвались в Центральную Европу.. Повелителем гуннов в 445 году стал Аттила. После смерти Аттилы в 454 году огромная и рыхлая гуннская империя распалась.
В прикаспийских степях остались бродить племена и народы – брасилы, савиры, болгары, хазары и др. Названия этих племен совпадают по еврейским источникам, с именами сыновей Тогармы, внука Иафета.
; Вот отомки тогармы, внука иафета, правнука ноя Тогарма
; Оюр
; Таурыс
; Ауар
; Огыз
; Гуз
; Безал
; Тарна
; Хозар
; Занур
; Болгар
Однако в тех же источниках под понятием Тогарма называли все тюркские народы.
А византийские хроники рассказывают, что «из внутренней Скифии вышли три брата, двоих звали Булгар и Хазарик. Булгар прошел к границам Римской Империи, а два других брата заняли Прикаспийские Степи.
На всем протяжении IV-IX вв. в этой части Европы шло смешение, взаимовлияние трех этносов: иранского, угорского и тюркского.
В конечном счете возобладал последний. Упомянутые выше процессы и легли в основу формирования хазар.
В VI веке на азиатском континенте образовалась великая держава тюрков – тюркский каганат. После распада от внутренних и внешних распрей на месте тюркского каганата образовался сначала Болгарский, а затем Хазарский каганаты.
Болгарский каганат занимал территорию приазовских степей и Таманского полуострова со столицей Фааагорией. Одновременно началось сложение Хазарского государства. Остатки некогда могущественного рода Ашина из тюркского каганата оселм у хазар и основали правящую династию.
Хазары считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата, своего правителя назвали каганом, а государство – каганатом
Однако хазары были этнически очень близки болгарам, когда хазары предложили им объединиться, то одна орда под руководством Аспаруха, откочевала на Дунай и образовала Дунайскую Болгарию, а другой брат Батобай со своей ордой подчинился каганату. Причем этническая и языковая близость привела к быстрому смешению в один конгломерат. Возглавлял федерацию хазарский (тюркский ) род Ашана.
В это время –VII век - хазары захватили приазовские степи, Северное Причерноморье и часть степного Крыма. После войны с византийским императором Юстинианом сначала союзником, а потом врагом Хазарии, Византия и Хазария объединились против борьбы с арабами и поделили Крым.
Херсонес отошел к Византии, а остальная территория к Хазарии.
В 80-х годах VII века епископ Исраил попытался обратить в христианство хазар, поклонявшихся Тенгри-хану, языческому Богу неба. Один из совирских князей попытался отделиться от каганата, порубил у себя священные дубы, разрушил святилище и принял христианство.
Но кагана Хазарии не устраивала христианизация, т.к. это означало подчинение Византийской империи, а культ Тенгри – хану укреплял его власть. Поэтому он привел мятежника к изьявлению покорности и взял его дочь в свой гарем.
В 654 году арабы напали на хазар, но хазары их победили. Война длилась долго, а в 735 году арабский полководец Мерван заставил кагана принять мусульманство под угрозой разгрома Хазарии
Под давлением арабов началось постепенное переселение хазар. болгар и алан в волжские и донецкие степи. К середине VIII века распространился по всей территории каганата общий язык.
Бируни сообщает, что языком алан (иранских племен ) стал тюркский, как для хазар, так и для болгар. Использовалась единая руническая письменность, принятая у тюркских народов.
Принятие иудейства в государственном масштабе произошло в Хазарии при кагане Обадии, примерно в 799 году, во времена правления халифа Харун-ар-Рашида.
После принятия иудаизма Обадией и его окружением «стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рума» - пишет Масуди (арабский историк Х века).
Уже при Булане, предпринявшем попытку внедрить иудаизм в Хазарии –«много евреев переселилось в Восточное Предкавказье из Ирана под давлением мусульман. Вновь прибывающие евреи, гонимые в христианских и мусульманских странах, быстро заселили целые кварталы хазарских городов, особенно крымских.
Они плотным кольцом окружили трон Обадии. Обадья строил для них дома собраний (синагоги) и дома учений, и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв.»
Обращаясь в иудаизм каган Обадия стремился не только к противопоставлению своего государства двум великим державам (империи и халифату, но и к ослаблению языческих пут (ограничение власти кагана),что и дало бы ему реальную возможность бороться за власть в собственном государстве.
Однако принятие иудаизма каганом, царем и всей столичной знатью оторвала их от остальной хазарской аристократии, жившей в дальних провинциях, мало связанной со столицей, пользовавшейся весьма значительным влиянием в своих кочевьях и аилах, где она играла роль родовых старейшин.
Между провинциальной и столичной аристократией началась борьба за власть и влияние в каганате. Провинциалы, и все, кто не принял иудейство, объединились против правительства. Возникла своеобразная хазарская «фронда». Борьба была беспощадной, в ней гибли не только «фрондеры», но и виднейшие представители знати. В числе последних были и сам Обадья и два его сына Езекия и Манасия.
Междуусобица страшно ослабила государство. Крым откололся от Хазарии, и его немедленно присоединила Византия. Три взбунтовавшихся хазарских рода, объединенные одним вождем, сбежали к венграм в междуречье между Днепром и Серетом.
В это время в хазарскую степь начинают проникать печенеги.
Печенеги бродят по степи, ища место для поселения. Воспользовавшись тем, что венгры ушли в поход и в кочевьях остались только женщины и дети, печенеги, истребив население, заняли стойбище.
Венгры, возвратившись и найдя свою землю разоренной и пустою, ушли и поселились в той стране, где и живут поныне.
От печенежского нашествия пострадали не только северные провинции Хазарии, но и Фанагория и поселки на Босфоре. Печенеги уничтожили все крымские степные болгарско-хаэарские поселения, истребив всех жителей.7
Самые неприязненные отношения после принятия каганом иудейства установились у Хазарии с Византией. Большинство нападений на каганат в IX и X веках было спровоцировано ею.
Постоянная провокационная деятельность Византии привела к организации гонений на всех христиан в каганате. В связи с усложнившейся обстановкой в 860 году к кагану была послана особая христианская миссия, возглавляемая знаменитым Константином (Кириллом) – создателем славянской письменности.
Она явилась ответом на посольство хазар, просивших прислать к ним проповедника, который смог бы переспорить в диспуте о вере иудеев и мусульман
В случае победы христианского посла, хазары якобы обещали перейти в христианство. Константин начал свой путь в Хазарию из Крыма, там он обратил язычников в христианство и приказал срубить дуб, которому поклонялось обращенное население.
После этого он отправился в центральные области Хазарии и принял участие в диспуте. Хитрый раввин сумел стравить своих противников, поставить их в невыгодное положение, и тем самым убедить кагана в истинности и благородстве своей религии. Константин вернулся домой ни с чем.
Но каганат доживал последние дни. По-разному объясняют сегодня историки причины падения Хазарского каганата. Одни считают, что это государство ослабело в результате постоянных войн с окружающими его врагами.
Другие уверяют, что принятие хазарами иудаизма - миролюбивой религии - способствовало снижению боевого духа кочевых воинственных племен.
Есть сегодня и такие историки, которые объясняют это тем, что евреи со своей религией превратили хазар из «нации воинов" в "нацию торгашей».
Русская летопись пишет об этом просто, не вдаваясь в причины:
«В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же это, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и город их и Белую Вежу взял...»
Другими словами, Святослав взял столицу хазар Итиль, взял Семендер на Каспийском море, взял хазарский город Саркел на Дону - он же впоследствии Белая Вежа - и вернулся в Киев.
«Русы разрушили все это и разграбили все, что принадлежало людям хазарским»,
- писал арабский историк.
После этого еще несколько лет подряд племена гузов беспрепятственно грабили беззащитную землю.
Хазары вернулись вскоре в свою разрушенную столицу Итиль, восстановили ее, но, как отмечают арабские историки, там уже жили не иудеи, но мусульмане. Изменение религии произошло под давлением обстоятельств: обессиленные войной с гузами , хазары обратились за помощью в Хорезм. Хорезмийцы согласились помочь, но лишь после обращения хазар в мусульманство.
В конце десятого века сын Святослава Владимир снова пошел на хазар, овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены, столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря.
В 1016 году греки и славяне разрушили в Крыму последние хазарские укрепления и взяли в плен их кагана Георгия Цулу, который был уже христианином.
Некоторые исследователи теперь считают, что Хазарский каганат не распался окончательно в конце десятого века, но продолжал существовать как самостоятельное, небольшое государство вплоть до нашествия монголов.
Во всяком случае, в одиннадцатом веке о хазарах еще упоминается в русской летописи, как об участниках заговора против князя Олега Тьмутараканского, но это последнее упоминание о них в европейских источниках.
И лишь в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией».
После разгрома хазар часть их укрылась в Крыму. Крым стал последней территорией, на которой сохранялось хазарское государственное управление, и здесь находился последний хазарский каган.
К этом времени в Крыму уже существовала еврейская община. Начало возникновения еврейской диаспоры и еврейского поселения в Крыму относится по одной версии к эпохе разрушения Самарянского царства (696 год до хр. э.). По второй - к эпохе разрушения Первого Храма (586 год до хр.) По третьей - к периоду Второго Храма (70 год хр. э.)
Среди евреев Кавказа и Крыма была ещё жива легенда, что они потомки десяти колен Израилевых, поселённых в Мидии ассирийскими царями.
Евреи Крыма исповедовали одно из ранних течений в иудаизме времен Второго Храма,т.е.. последователей доталмудического иудаизма Саддукеев, которое позднее стали называть караизмом.
Открытие свитков Мертвого моря породило многочисленные гипотезы относительно возможного влияния Кумранской общины и её литературы на ранние еврейские секты, впоследствии слившиеся с караимами.
Потомки хазар, укрывшихся после разгрома хазарского каганата в Крыму, смешались с местными (крымскими) племенами такими как сарматы, сармато-аланы, аланы, готы и, возможно, греки, приняли религию живущих там евреев и стали называться . караимы
Соответственно и религия получила название караизм.
В1392 г великий князь литовский Витовт или Витольд или Витаутас, разбив крымских татар, угнал многочисленных пленников, среди которых было 79 караимских семей. Пленники были поселены в Троках (Тракай, возле Вильнюса), в Луцке, в Галиче... Оттуда позднее расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии. Во время погромов Б. Хмельницкого (1648) караимы большей частью разделяли участь евреев-раббанитов…
До конца 18 в. власти в разных странах не проводили различия между общиной караимов и общиной евреев-раббанитов: они пользовались одинаковыми правами, платили те же обычные или дискриминационные налоги, их легальный статус всегда был одинаковым. При изгнании раббанитов из какой-либо страны, как правило, изгонялись и караимы (например, в 1495 г. из Литвы).
Положение, однако, изменилось с включением Крыма (1783) и Литвы (1793) в состав Российской империи. В 1795 г. Екатерина II освободила караимов, число которых к этому времени достигало 2400 человек, от уплаты наложенного на евреев России дискриминационного налога и разрешила приобретение земельной собственности.
Караимы Галича добились облегчения налогового бремени и фактического равноправия с христианами вскоре после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии (1772).
Неравенство перед законом положило начало процессу отчуждения между общинами, которые всегда видели друг в друге братьев по вере, а во взаимной полемике — внутреннее еврейское дело. Различие правового статуса еще более увеличилось, когда в 1827 г. караимы Крыма, как и Крымские татары, были освобождены от воинской повинности; в 1828 г. такое же освобождение было даровано караимам Литвы и Волыни.
Стремясь еще более улучшить правовое положение, руководители караимской общины России начинают настаивать на принципиальном отличии караимов от других евреев, подчеркивая, в первую очередь, непризнание караимами Талмуда. Караимские лидеры выступают с утверждением, что караимам свойственны качества, которых нет у евреев-раббанитов: трудолюбие, честность и верность трону.
В 1809 г. караимы возбудили дело против евреев города Троки , добиваясь их изгнания оттуда и утверждая, что право на проживание там было в свое время даровано польскими королями исключительно караимам. Не достигнув цели, караимы возобновили свое ходатайство в 1822 г. и в 1835 г. добились принятия русским правительством закона о выселении евреев из Трок.
Одновременно караимы добиваются изменения официального названия общины: вместо «евреи-караимы» они стали называться «русские караимы ветхозаветного вероисповедания», а позднее — просто «караимы». Различие в правовом статусе сопровождалось углублением социально-экономических различий: в то время как евреи Крыма были главным образом мелкими торговцами и ремесленниками, караимы были богатыми земледельцами, державшими в своих руках табачные и фруктовые плантации.
После революции 1917 г. некоторое число крымских караимов эмигрировало из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул). Новообразовавшиеся караимские общины Центральной и Западной Европы поддерживали тесные связи с различными русскими эмигрантскими организациями.
Число крымских и польско-литовских караимов непрерывно уменьшалось из-за их ассимиляции. В 1926 г. в Советском Союзе проживало девять тысяч караимов, за его пределами — пять тысяч; в 1932 г. соответственно — около десяти тысяч (преимущественно в Крыму) и две тысячи – в основном в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке (Хит-на-Евфрате). Центром караимской культурной жизни после 1-й мировой войны стал Вильнюс.
Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили германскую караимскую общину, представленную восемнадцатью бывшими офицерами армии генерала Врангеля, обратиться с просьбой о непризнании их евреями в министерство внутренних дел рейха, которое 5 января 1939 г. специально отметило, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине и их «расовая психология» не является еврейской.
В ходе войны вопрос о караимах вновь подвергся обсуждению в соответствующих германских ведомствах, обратившихся к трем еврейским ученым — Зелигу Калмановичу (1881–1944), М. Балабану и И. Шиперу — с запросом о происхождении караимов. Чтобы спасти караимов, все трое высказали мнение, что крымско-литовские караимы нееврейского происхождения. Сами эти ученые погибли в лагерях.
Гехаму караимов проф. Серайю Шапшалу (1873-1961), удалось добиться направления из Германии группы специалистов по расовым вопросам. Эти специалисты, поработав с истинно немецкой пунктуальностью, пришли к выводу, что караимы не относятся к семитской расе. Теперь нельзя было терять ни минуты времени. Шапшал бросился в Берлин в министерство культов и получил там документ о том, что караимы не евреи и не подлежат заключению в гетто. Затем отпечатал 1000 копий
этого документа и разослал его во все места, где жили караимы. Только в Краснодар и в Новороссийск письмо не успело дойти, и там караимы были расстреляны вместе с евреями.
В других случаях караимы считались народом, близким к крымским татарам, и даже воевали на стороне нацистов в составе крымско-татарских формирований.
После 2-й мировой войны продолжался начавшийся ранее процесс ассимиляции караимов в Советском Союзе. Их общая численность там непрерывно сокращалась. Если в 1897 г. общая численность караимов в России составляла 12 900 человек, то по переписи населения СССР в 1959 г. — 5700, в 1970 г. — 4600 и в 1979 г. — 3300 человек.
В наше время в России проживает около 1000 караимов.
После образования Государства Израиль преследования евреев в арабских странах побудили живших там караимов переселиться в Израиль, где им была предоставлена возможность поселиться компактными группами и оказана правительственная помощь в устройстве на новом месте.
Две главные волны алии караимов относятся к 1949–50 гг. и к 1955–56 гг.; большинство караимов прибыло из Египта, меньше — из Ирака и Турции. Общая численность караимов в Израиле в 1970 составляла около семи тысяч человек; наиболее крупными были общины в Рамле (главным образом в близлежащем мошаве Мацлиах, основанном караимами из Египта в 1950 г.) — около трех тысяч, Ашдоде — около тысячи, Офакиме — около шестисот человек.
К середине 1980-х годов в Израиле сосредоточилось большинство караимов (около двадцати тысяч). Они проживают главным образом в Рамле (Мацлиах), а также в городах Ашдод, Офаким, Акко, Беер-Шева, Иерусалим, Бат-Ям и в мошаве Раннен.
Хотя караимы не имеют статуса особой общины, у них есть свой независимый бет-дин (религиозный суд), в компетенцию которого входит заключение и расторжение браков (раббанитской Галахой и караимским законом браки между караимами и раббанитами не допускаются). Юридический статус караимского бет-дина до сих пор не определен.
Попытки придать его решениям законную силу столкнулись с сопротивлением влиятельных религиозных кругов Израиля (Верховный раввинат, Министерство религий). Законопроект о караимском религиозном суде был отвергнут Кнесетом (июнь 1980 г.), несмотря на определенную рекомендацию Высшего суда справедливости придать караимскому бет-дину статус признанного законом религиозного суда. Как и все еврейское население Израиля, караимы подлежат воинской повинности.
Интересна судьба гехама караимов проф. Серайя Шапшала(1873-1961), Проф. Серай (Сергей Маркович по-русски, Серайи бен Мордехай по-древнееврейски, или Хач Сюрейа-хана Шапшал-оглы по-турецки) Шапшала (1873-1961), личность легендарная и не менее удивительная, чем Фиркович.
Шапшал окончил в 1899 г. восточный факультет Петербургского университета, затем в качестве российского посланника (и, как считают, шпиона), жил в Тегеране и был воспитателем молодого иранского шаха.
После революции Шапшал вместе с белоэмигрантами покинул Крым и поселился в Турции, где работал банковским служащим, затем переехал в Литву. В 1928 г. его избирают верховным хахамом (т.е. главным раввином) караимов.
Однако Шапшал не был по-настоящему религиозным человеком и ревнителем караимского письменного наследия. Он всячески поддерживал тюркские, языческие корни караимских народных верований. Шапшалу принадлежали и некоторые другие утверждения относительно истории караимов, призванные подчеркнуть отличия караимства от иудаизма, например, он считал, что караимы признавали пророками Иисуса и Мухаммада.
В те же годы караимы полностью оставили древнееврейский язык и перешли на латинизированный караимский. Само название «караимы», от древнееврейского «чтецы», «люди Писания» стало объясняться как происходящее от тюркского «кара» («черный»).
Фактически караимский крымский и литовский гахан являлся единственным в новейшее время прямым наследником власти хазарского кагана. Некоторые источники указывают, что до начала ХХ века глава крымской караимской общины носил название гахам (от древнееврейского «хахам» - «мудрец»), но Шапшал изменил написание традиционного термина «гахам» на «гахан», мотивируя это тем, что высший религиозный титул караимов происходит не от древнееврейского слова «хахам», а от хазарского слова «каган». »).
С установлением советской власти в Литве Шапшал, по его словам, «встав на путь советского ученого, отказался от должности хахама». Интересно, что, несмотря на весьма «реакционное» прошлое, Шапшал продолжал работать востоковедом-тюркологом в самые черные годы сталинской охоты на ведьм.
Евреи-крымчаки были почти поголовно истреблены в Крыму. После войны само упоминание какой-либо еврейской деятельности или изучение еврейской истории в Крыму стало опасным, ведь создание «Еврейского государства в Крыму» было одним из обвинений, инкриминировавшихся по делу Еврейского антифашистского комитета и делу врачей.
В 1944 году крымские татары были поголовно выселены из Крыма, изучение татарского языка запрещено, почти все крымские географические названия изменены на славянские. Советская историография подчеркивала роль русских и украинцев в освоении Крыма и замалчивала тюркское наследие.
Караимы не были депортированы, однако устранение татарского языка из обихода в Крыму привело к резкому упадку знания языка караимского, а объективное изучение караимской истории стало вдвойне опасным из-за возможных обвинений как в сионизме, так и в пантюркизме.
Темы, относящиеся к крымским татарам, их языку и культуре, а также к истории евреев и караимов, стали полу запретными. В результате в общественном сознании возобладали искаженные представления как об истории Крыма, так и о караимах в частности (в тех редких случаях, когда о последних вообще вспоминали).
Но в Израиле караимов всех частей света до сих пор считают, как пишет полуофициальная «Еврейская энциклопедия», «еврейской сектой», хотя и принимают особые отличия крымских караимов, как иудеев, которые в древности ассимилировались с хазарами. Крымские же караимы считают, что они изначально хазары-тюрки, которые приняли караимскую веру, не имеющую ничего общего с иудаизмом, а скорее близкую раннему христианству.
В мире насчитывается около 22 000 караимов, основная страна проживания которых — Израиль. Караизм исповедуют в настоящее время на территории Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции, Украины, США, России.
Большая часть исповедующих караимизм относит себя к еврейскому народу, в то время как большинство караимов, проживающих на территории бывшей Российской империи, в настоящее время относит себя к особому народу караимов, исповедующих самостоятельную религию, не являющуюся частью иудаизма, а также другие религии).
Караимские общины существуют на территории современного Израиля с IX века. В современном Израиле караимы рассматриваются как религиозное течение внутри единого еврейского народа. Большинство караимов прибыло в Израиль из Египта, а также Ирака и Турции. В 90-х годах XX века, в Израиль прибыло несколько сот караимов и лиц смешанного происхождения из стран СНГ.
Караимская община официально не признана государством, но имеет свой независимый религиозный суд, юридический статус которого в рамках законодательства государства Израиль не определён. Крупнейшие общины расположены в Рамле, Ашдоде, Беер-Шеве, Офакиме и отдельных караимских мошавах.
В последние десятилетия в общине наблюдаются два встречных процесса: светская молодёжь ассимилируется израильской культурой, не ассоциируя себя с отдельной караимской общностью, с другой стороны община активно принимает прозелитов из числа израильских евреев, разочаровавшихся в талмудической форме иудаизма Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями.
В 2000 году Ассоциацией крымских караимов «Кърымкъарайлар» официально принята как единственно верный взгляд на прошлое и настоящее караимов, сделавшей следующее заявление: «Попытки приписать крымским караимам чуждые этнос и религию, смешение этнических крымских караимов с караимами по религии, искажение истории — оскорбляют национальные чувства и создают предпосылки для национальных и религиозных конфликтов.»
В СССР
Год Численность караимов в СССР
1926 3667
1959 5727
1970 4571
1979 3341
1989 2602
Самоопределение
В 2003 году Всенародным съездом крымских караимов Украины была принята уточнённая формулировка
Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию.
Среди крымских караимов и по сей день продолжаются дискуссии по поводу определения этого термина.
Караимы в Израиле
Начиная с 1960—1970-х годов, в связи с усилиями государства Израиль, наблюдается массовая эмиграция караимов. С конца 80-х годов XX века, в Израиль, а также, через Израиль в третьи страны эмигрировало около 500 караимов и лиц смешанного происхождения из стран бывшего СССР.
Примечательно, что среди репатриантов нет караимов литовского и галицко-волынского происхождения. В 1990-х годах в Израиль прибыло несколько сот караимов из стран СНГ. Среди них — композитор Авраам Кефели, тюрколог Ольга Прик, семья просветителя Давида Гумуша.
На караимов распространяется т. н. «Закон о возвращении», закрепляющий за всеми евреями мира и их потомками, а также членами их семей право на репатриацию в государство Израиль и предоставление израильского гражданства. В Израиле караимы считаются частью еврейского народа (так как евреями признаются люди, исповедующие иудаизм, независимо раввинистического или караимского толка и независимо от языка общения), а ортодоксальные евреи («талмудисты») говорят о караимах как о заблуждающихся евреях. Поэтому, согласно этому закону, лица караимского происхождения (включая внуков караимов) имеют право на репатриацию и получение израильского гражданства наравне с евреями.
Свидетельство о публикации №223110601321