Марс

  "НАСА обнародовало планы превратить соседнюю планету во «вторую Землю».Восстано-вить атмосферу на Марсе и тем самым сделать его пригодным для жизни- такое предло-жение сделал директор отдела планетарных наук НАСА Джим Грин на семинаре Planetary Science Vision 2050, который НАСА провело в конце февраля - начале марта 2023 года
Из расчетов Грина следует,что Марс сам приобретет плотную атмосферу,если остано-вить ее "утечку". Ведь когда-то на соседней планете было больше воздуха. И была вода. Но постепенно газ уносился в космос солнечным ветром, давление упало, вода замерзла.Оставшийся углекислый газ также местами замерз.Солнечный ветер продолжает сдувать остатки атмосферы и сейчас.Поэтому, считает ученый,Марс необходимо защи-щать от него- от этого "ветра".Чем? Магнитным полем.Наша планета, Земля, имеет собственное и очень сильное защитное магнитное поле, которое генерирует сама. Его магнитные силовые линии выходят из полюсов и простираются далеко в космос. Марс почти ничего не генерирует, у него нет ярко выраженных магнитных полюсов. Поэтому Грин предлагает создать их искусственно,но не на самой планете,а рядом,разместив гигантский магнитный диполь в точке L1– точке Лагранжа. В этой точке,расположенной на прямой линии,соединяющей Марс и Солнце,силы притя-жения планеты и светил уравно-вешивают друг друга.А находящиеся здесь объекты могут оставаться в состоянии покоя вечно.Диполь создаст своеобразный защитный туннель, в котором окажется Марс. Туннель заблокирует его от потока заряженных частиц.Ученый уверяет: через несколько лет температура на соседней планете, защищенной от солнечного ветра, начнет повышаться. Замороженный углекислый газ начнет испаряться и, как следствие, повысится атмосферное давление, которое менее чем через 10 лет достигнет половины земного. Тогда водяной лед начнет таять - на Марсе снова появятся океаны. Но в целом потребуются сотни миллионов лет, чтобы превратить ее во «вторую Землю».Долго, конечно, хотя дополнительных усилий и не потребуется - процесс трансформации пойдет, что называется, автоматически. И начать это можно уже в ближайшее время - до 2050 года.Кстати, в том, что на Марсе почти нет магнитного поля, скептики видят главное препятствие для будущих колонистов, и даже для участников краткосрочных экспедиций - дескать, они сойдут с ума от ударов по мозгам заряженными частицами высокой частоты. Искусственная защита, предложенная Грином, может защитить не только атмосферу, но и «марсиан».
В процессе терраформирования Марс оживет.Примерно через 700 миллионов лет,может быть,и раньше,Марс будет похож на Землю.Процесс терраформирования Красной планеты, то есть превращения ее в обитаемую, можно значительно ускорить. Есть и такие планы. Их разрабатывает Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). Ученые намерены пополнить марсианскую атмосферу кислородом и удалить избыток углекислого газа.С этой целью уже начали производить генетически модифицированные организмы - растения, бактерии и водоросли, которые, по сути, займутся облагораживанием окружающей среды Марса. Цель модификации - создать «химеры», дополненные чужеродными генами, которые сделают организмы более устойчивыми, способными выживать и размножаться в экстремальных условиях. Кроме того, «химеры» будут наделены более мощными механизмами фотосинтеза, которые ускорят синтез кислорода и поглощение углекислого газа.Растительность может появиться на Марсе очень быстро.Возможно даже,что она там еще где-то есть.Сейчас на Марсе углекислого газа более 95 процентов, кислорода - 0,13 процента, азота - около 3 процентов. Давление у поверхности в 160 раз меньше земного."(ст."С 2050 года Марс собираются начать делать пригодным для жизни",Смотри и думай,2023)

  "Птица Саккара- артефакт,который был найден в Египте рядом с пирамидой Саккара в 1898 году при раскопках могилы Падимена. Артефакт в виде маленькой птички стал предметом жарких споров.По мнению ученых, ей 2200 лет. При этом его форма хоть и напоминает форму птицы, но гораздо больше соответствует аэродинамическим обводам современных самолетов. Причем иероглифы на статуэтке означают «Дар Амона», а в трех найденных рядом с ней папирусах упоминается фраза «Я хочу летать».Все эти детали побудили доктора Калила Мессию, нашедшего фигурку в 1898 г.,предположить, что древние египтяне сделали эту модель самолета на основе какого-то летательного аппарата, который они либо построили, либо где-то видели. Он заявил, что птица Саккар обладает аэродинамическими качествами, и единственная деталь, которой не хватает фигуре,— это хвостовое оперение со стабилизаторами,с помощью которых она,возможно,даже сможет летать.Чтобы подтвердить свою теорию,Мессия построил модель из пробкового дерева с добавленным хвостовым плавником,и она действительно
летала.В 2006 г.эксперт по авиации и аэродинамике Саймон Сандерс также построил точную копию птицы Саккара и испытал ее в аэродинамической трубе,но без хвоста. Испытания показали,что птица может держать в воздухе вес,в четыре раза превыша-ющий ее массу." (ст."Неразгаданная тайна «птицы Саккара",Смотри и думай,2023)

  "Источники света,проносящиеся над Морем Спокойствия,тёмные пятна, переползающие по борозде Гигина,багровое зарево над Тиморахисом,кратер Мерсен,периодически скрывающийся в облаках,свечение в чаше Лангрена,россыпь мерцающих искр на дне Архимеда и наполняющийся зыбким туманом Кант.Дела на Луне творятся,действите-льно, странные.Пирамиды, руины инопланетных баз, загадочные башни и неопознанные техногенные объекты обнаруживаются на снимках Луны давно и регулярно.Теперь, правда,вакханалия фейкотворчества чаще связана с Марсом,на передаваемых марсо-ходами снимках которого энтузиасты находят массу удивительного.Но это— артефакты изображения.В лучшем случае.Речь же пойдёт о «Кратковременных Лунных Явлениях (КЛЯ)»— феномене давно признанном наукой,и ею изучаемым.На спутнике Земли,по первому впечатлению безжизненном,в телескопы то и дело наблюдается какая-то таин-ственная ерунда.Для начала о «кратковременном» и «таинственном». Таинственным является всё, что наблюдается на Луне лишь краткий срок. Так как происходить и меняться там, по идее, ничего не может. Ведь, если Антарктида — ближайший к Луне аналог в смысле запустения и безжизненности— мир бешеных бурь и неумолимо ползу-щих ледников, то на поверхность спутника Земли лишь медленно (очень медленно) оседает космическая пыль и изредка падают метеориты. Таким образом, снимки одного и того же участка местности, сделанные с разницей, скажем, в 10 миллионов лет, должны быть неразличимы. И на большей части поверхности Луны (учитывая, конечно же, несколько меньший срок наблюдений) всё так и есть. Однако, во множестве мест, образующих плотную россыпь на постоянно находящейся под наблюдением «светлой» стороне спутника,движение не просто наблюдается,а наблюдается регулярно.Помимо «огней» — стационарных, а иногда и перемещающихся, светящихся точек, наблюдаемых на протяжении минут, а реже — часов (мгновенные вспышки, объяснимые падением малого тела, в счёт не идут), к числу «кратковременных явлений» относятся туман, сияния и пятна. Скрывающий детали рельефа туман, или облака, отделённые от поверхности и хорошо заметные благодаря отбрасываемой тени, могут быть видны на освещённой стороне Луны. Сияния, — голубоватые или красные, — соответственно, появляются над затенённой поверхностью. Что же касается пятен, иногда быстро меняющих форму, то они бывают светлыми или тёмными. Первые проявляются в форме увеличения яркости — появления «осветлённых» участков чаще всего на валах кратеров.Тёмные же пятна выглядят как тени,иногда непонятно блёклые,но иногда, как и положено на Луне,непроницаемо чёрные и контрастные.Однако,возникающие там, где отбрасывать тень при данном положении Солнца— нечему.Но откуда туману и облакам взяться на теле, не имеющем атмосферы? Наблюдаемые эффекты на Луне, безусловно, связаны с электрическими явлениями и выходом газов. Хотя точный механизм явления ни в одном из случаев не установлен. Разобраться с физикой КЛЯ ещё предстоит, и с уверенностью пока говорить можно только о предпосылках. Особенностях спутника Земли, делающих что-то подобное возможным.Во-первых, об электричестве. Луна покрыта слоем реголита — сваренной космическими излучениями из космических же пылинок «осадочной» породы. Но космическими пылинки являются лишь условно. Основная составляющая реголита — импактное стекло, образующееся при испарении и последующем застывании камня в ударных кратерах.А стекло— диэлектрик. Расширения же и сжатия грунта связанные с суточными перепадами температуры — на Луне очень высокими— порождают пьезоэлектрический эффект. Дополнительным фактором способствующим возникновению статического заряда является постоянная бомбарди-ровка поверхности луны солнечным ветром— протонами— заряженными частицами. «Обла-ка» и «туман» — это тучи подвешенной благодаря отталкиванию одноимённых зарядов пыли. Этот же эффект, вероятно, ответственен и за «сияния», ибо заряженная пыль светится — тускло, но заметно на фоне затенённой поверхности. Высота полёта облаков может быть велика и в районе терминатора — границы света и тени, где подобное обычно и наблюдается, — могут появляться «огни». Если облачко ещё освещается Солнцем, а поверхность под ним ещё нет, оно будет казаться очень ярким. Те же — электростатические — силы, в комбинации с солнечным ветром, способны и привести облако пыли в движение. Скорость которого, кстати, может быть очень велика, так как не ограничена сопротивлением среды.Однако, это упрощённая картина, так как природа лунных явлений, во многих случаях может быть и более сложной — смешанной. Реголит в большом количестве содержит воду, образующуюся в результате химических реакций между солнечными протонами (водородом) и кислородом в минералах.Также,в нём много гелия,присутствуют метан и углекислота.Происхож-дение летучих веществ в реголите— вопрос отдельный и интересный.Отчасти,оно может
быть не космическим, а вулканическим. Хотя, сейсмическая активность спутника Земли осталась в далёком прошлом, растворённые в застывшей мантии газы продолжают просачиваться наружу по трещинам.Так или иначе, но газов в лунном грунте много и перепады температуры могут приводить к их выбросам. Следствием которых становятся всё те же облака выдуваемой из пор реголита пыли. А затем замерзание пара и выпадение инея, «осветляющего», на время, пока солнечные лучи не растопят его, склоны кратеров. Таяние же снега может делать реголит мокрым, и, как следствие, тёмным. Что и приводит к появлению «серых» теней.Происхождение контрастных и мобильных «черных» теней, соответственно, остаётся наиболее сумрачным местом в вопросе природы кратковременных лунных явлений. Теоретически, это могут быть и настоящие тени. Однако, не гор, а пылевых облаков, которые сами по тем или иным причинам не могут быть видимы при данных условиях наблюдения."(ст."Движущиеся огни и странные тени на снимках поверхности Луны",Цитадель адеквата,2021)

  "Долина Смерти, расположенная вдоль правого притока реки Вилюй в Якутии, известна своими легендами и запретным статусом. Согласно местным аборигенам, на этой территории находятся громадные котлы, которые служили приютом для охотников и заблудившихся странников тысячелетия назад. Однако, старейшины якутских племен заметили, что после ночевок в этой местности люди скоропостижно умирали,и поэтому они назвали это место Долиной Смерти и запретили его посещение.Свидетельство Маака.Первым исследователем, который детально изучил окружающую Долину Смерти территорию вдоль реки Вилюй, был географ Ричард Маак. В 1853 году он отправился в экспедицию в Якутию с целью изучения климата, географии и истории этого региона. В своей книге "100 великих русских путешественников" Николай Непомнящий рассказал о наблюдениях Маака.Изучая историю народностей, проживавших рядом с рекой Вилюй, Маак услышал также и легенды о Долине Смерти, в которой находятся медные котлы диаметром от 6 до 10 метров, скрытые от человеческого взгляда. Географ утверждал, что даже сам видел один из таких артефактов.По словам Ричарда Маака,внутри гиган-тского котла, погруженного в почву почти до самых краев, росли несколько взрослых деревьев. Этот необычный объект находился неподалеку от реки Алгый Тимирнить, что переводится как "затонувший большой котел".Другой этнограф и исследователь Сибири Никита Архипов подтвердил, что многие местные названия действительно связаны с этими пресловутыми котлами.Так, в бассейне реки Вилюй есть еще одна речка - Олгуйдах. Слово «олгуй» у якутов означает котел, а «дах» — заимствование из кельтского - переводится как гора.По мнению якутов, погруженные в землю медные котлы находятся здесь с очень давних времен. Когда-то они выполняли чисто утилитарную функцию — защищали путников от непогоды. Однако впоследствии стали символом мистического потустороннего мира.Проклятье зловещей долины.Упоминания о событиях, связанных с вилюйскими котлами, можно найти в нескольких источниках. В «Энциклопедии НЛО» Михаила Герштейна описывается, как в 1936 году некий геолог наткнулся на гигантскую «полусферу», края которой торчали из земли. Толщина ее стенок достигала 2 см. Кромка была такая острая, что могла легко разрезать ноготь взрослого мужчины.Есть также письмо путешественника из Владивостока Михаила Корецкого (хранится в Национальной библиотеке Якутии), в котором повествуется, как он вместе с товарищами имел неосторожность заночевать в Долине Смерти. Через три месяца у них у всех выпали волосы. Сам Николай до конца жизни лечился от язв на голове,появившихся у него после того похода.Что вызывает болезни и смерти. Несмотря на зловещий ореол Долины, ее загадка манит многих путешественников и исследователей. В 1971-м это место посетил Аркадий Вяткин, автор работы «Места силы: Россия + Крым». Исследователю удалось пообщаться с эвенком, проживающим в этом регионе.Последний утверждал,что в «металлических норах» близ Вилюя покоятся «худые и черные одноглазые люди в стальных одеждах». Подобные предания, скорее всего,послужили основанием для версии о внеземном происхождении вилюйских котлов.
Однако если принять во внимание свидетельство Михаила Корецкого, их «мистическое» влияние на организм человека можно объяснить радиоактивным излучением, присутст-вующим в Долине Смерти. Это подтверждает и факт произрастания вокруг гигантских полусфер огромных лопухов. Генные мутации такого рода вызывает только мощная радиация.Остается открытым один вопрос: откуда взялось в этой части Якутии столь сильное излучение.В более поздние годы в Долине Смерти побывало несколько журна-листских экспедиций, но ничего интересного они не нашли.По убеждению Михаила Герштейна,сведения о настоящем местоположении вилюйских котлов по понятной причи-не засекретили."(ст."Черные одноглазые люди из металлических нор»: кто так пугал якутов в Долине Смерти",Кириллица,2023)
  "Принцип организации пространства в русской избе оставался практически неиз-менным в течение многих столетий. Согласно традиции, каждая жилая зона, стена или часть интерьера в крестьянском доме обладала не только функциональным, но и символическим смыслом. При этом особое значение придавалось красному углу, где обычно располагались иконы. Именно здесь сидел хозяин или самый почетный гость, а во время свадьбы– жених и невеста.И если кто-то из домочадцев умирал,то покойника ,как правило,укладывали на лавку,головой к красному углу.Модель мира.В русской народной культуре многие предметы домашнего обихода являются неотъемлемой частью обрядовой магии. Одни из них оберегают людей от нечистой силы, другие привносят в жизнь хозяев мир и гармонию, третьи призваны способствовать росту материального достатка.А сама изба,по мнению ученых, представляет собой символическую модель мироздания, поскольку отражает представления людей об устройстве Вселенной.Дом русского крестьянина с древних времен являл собой особое социокультурное прост-ранство, наполненное сакральным смыслом. Будучи сравнительно небольшой– всего около 20-25 м; – изба была обустроена настолько рационально, что в ней могла нормально жить семья из 7-8 человек. Об этом доктор философских наук Светлана Махлина написала в статье «Дом в пространстве русской народной художественной культуры», которая вышла в журнале «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств» (№ 4 за 2015 г.).Многие ученые обратили внима-ние, что при планировке дома русские обязательно учитывали оппозицию: юго-восток против северо-запада.На этой оси обычно находились две наиболее важные,символи-чески наполненные жилые зоны– красный угол и печь с прилегающим к ней простран-ством.«Осью ориентации жилища является диагональ: красный угол – печь. Красный угол отождествляется с востоком или богом, указывая на полдень, на божью сторону, откуда идет свет, а печь – на запад, на тьму, отождествляясь с западом или севером. Место у печи – женское пространство,в красном углу– наиболее почетное», – отметила С.Т. Махлина.По мнению исследовательницы, противопоставление печи и красного угла является своеобразным отражением двоеверия, существовавшего среди русских крестьян. Если в одной части дома располагались православные иконы, то напротив них находилось место, где совершались языческие обряды. Неслучайно, печь и окружающее ее пространство имели большое значение в народной магии.Впрочем, такое дихотомическое противопоставление могло возникнуть только после повсемест-ного распространения христианства.До этого времени в красном углу традиционно располагались небольшие домашние идолы,изображавшие особо почитаемых в народе богов. А затем их место заняли иконы.Автор книги «Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии» (Харьков, 2013 г.) Алексей Кононенко считает, что до принятия православия на самом почетном месте в русских избах обычно стояли фигурки Рода, Берегини и Цура (Чура).Святое место.Ориентация красного угла на восток и юг не случайна. В сознании язычников именно это направление прочно связано с солнцем, светом, теплом и благом, которое дневное светило дарит всему живому.А значит,именно эта жилая зона избы имеет наиболее позитивную энергетику, которая на Руси всегда ассоциировалась с мужским началом.В красном углу располагались предметы, имевшие высокую культурную ценность: крест, иконы, свечи, стол и молитвенные книги. Это место всегда было прибрано и по возможности нарядно украшено. А в начале строительства дома под будущий красный угол, как правило, клали монету самого большого номинала, по сравнению с другими углами.Интересующая нас часть избы получила свое название,поскольку традиционно являлась самой краси-вой и хорошо обставленной зоной крестьянского жилища. Хотя люди также называли этот угол большим, правым, передним, святым, чистым или божьим. Филолог Алина Смирнова посвятила данной теме статью «Этнолингвистическое изучение символики внутреннего устройства и убранства крестьянского дома», опубликованную в журнале «Вестник Псковского государственного педагогического университета» (№ 5 за 2008 г.).Исследовательница отметила, что все зафиксированные учеными наименования красного угла отражают его особый статус – наиболее важного и почетного места в избе, имеющего сакральное значение. При этом печной угол,противопоставленный божнице с иконами,был чаще всего сориентирован на северо-запад.Согласно поверьям, там обитал домовой, а через дымоход печи в жилье могла влететь ведьма. Именно здесь хозяйничали женщины.Обряды и их значение.В красном углу люди не только молились, здесь отмечали все религиозные праздники и наиболее важные события – рождение ребенка, свадьбу или поминки. Практически вся жизнь человека была напрямую связана с этим особым, сакральным местом.Пожалуй, отголоски древнего, языческого поклонения солнцу, которое ассоциировалось с красным углом, можно увидеть в обряде, сохранявшемся вплоть до ХХ века во многих регионах России. В начале жатвы первый сноп торжественно приносили с поля и ставили в самом почетном месте избы. Точно также поступали с последним снопом при завершении сбора урожая. Эти действия, согласно народным поверьям, должны были обеспечить семье достаток и благополучие.Расстояние до красного угла во время трапезы или отдыха определяло иерархическое положение домочадцев или гостей,их социальный статус.Среди крестьян существовало множество примет,связанных с теми или иными жилыми зонами.Например, если люди слышали треск,мышиную возню или стрекот кузнечика в печном углу,то считалось,что это предвестие смерти хозяйки,а если в красном– скоро ей придется хоронить мужа.Самое почетное место избы имело большое значение во время свадебных обрядов.Здесь располагались сваты,посланные женихом.Сюда приходил будущий муж, чтобы символически выкупить невесту у сестер и подружек.Из красного угла родите-льской избы девушку увозили на венчание.Затем она направлялась в дом новоиспе-ченного супруга и садилась рядом с ним на почетное место за столом– у божницы с иконами.Как написал в своей вышеупомянутой энциклопедии А.А. Кононенко, в самые первые дни жизни новорожденного купали именно в красном углу. Очевидно, это делалось, чтобы защитить ребенка от злых чар и заручиться поддержкой высших сил.
Смерть и красный угол.Многие этнографы и историки не раз обращали внимание на характерную для народной культуры связь красного угла с потусторонним миром. Довольно часто людей, чья смерть неминуемо приближалась, родственники выводили в поле – проститься с природой. А затем умирающие ложились на лавку, расположенную под иконами, и уже не вставали.После смерти покойного обмывали, наряжали в заранее приготовленную одежду и укладывали головой к красному углу. Там мертвец находился до погребения. Впрочем, многие крестьяне верили, что и в дальнейшем – от третьего до сорокового дня – душа человека пребывает у икон, в сакральной части избы.В дни поминовения родителей именно в красном углу хозяева избы торжественно «встречали» покойных предков. Там для них ставили угощение. Люди кланялись пустому пространству и приговаривали: «Кушайте,родименькие». «Исследо-ватели славянских древностей предполагают, что дом (или пространство около дома) могло быть древнейшим местом захоронения у славян,о чем свидетельствуют наимено-вания: красный угол, подполье, голбец, подпечье, подпорожье», – отметила филолог А.Н.Смирнова в своей статье.А спустя многие века комплекс этих древних представ-лений претерпел ряд изменений. Под домом или возле него стали хоронить разве что некрещеных младенцев или предметы,связанные с ритуальными обрядами.Например,
горшок или другую посуду, из которой обмывали покойного хозяина дома, обычно зарывали под красным углом. Если же умерший имел низкий социальный статус, то ритуальные предметы, оставшиеся после его похорон, люди могли просто отнести на край поля." (ст."Красный угол»: почему иконостас в русской избе всегда был в южной или восточной части дома",Кириллица,2023)
  "Жизнь и быт русских крестьян всегда отличались скромностью. Еще в первой половине XX века многие деревенские жители не имели кроватей и спали так же, как и их предки веком ранее.На печи, на полатях, на лавках…Русские крестьяне обычно жили в избах, состоящих из неотапливаемых сеней и одной комнаты, где находилась печь. Они могли спать где угодно: в сенях, на сеновале, в клети, в телеге, на сундуке или лавке. Или просто на полу. Однако в доме было два основных места для сна - лежанка на печи и полати.Вся изба была разделена на отдельные зоны, а быт крестьян был продуман до мелочей.Печь в крестьянской семье была любима всеми: она кормила вкусной, пропаренной едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но больше всего времени около печи проводила хозяйка дома. Уголок около устья печи назывался – бабий кут, то есть женский угол.Вообще, место на печи считалось наиболее комфортным для сна, особенно зимой. Лежанку на печи обустраивали так, чтобы она не перегревалась, но долго оставалась теплой. Молодые люди, как правило, уступали возможность хорошенько прогреться представителям старшего поколения. Но если их не было, они спали на печи, как герой русской сказки Емеля.
Вторым по комфорту местом, предназначенным для сна, являлись полати – особые деревянные полки, которые сооружались между печью и боковой стеной избы, иногда под самым потолком. Здесь тоже всегда было тепло, комфортно и не возникало сквозняков, поэтому на полатях обычно спали подросшие дети и молодежь. Пожилым людям, все же, регулярно взбираться на полати и слезать оттуда было довольно тяжело.Кстати, летом полати часто использовались для хранения продуктов, сушки целебных трав и т.п.Совсем маленькие ребятишки спали в люльках, подвешенных к потолку, а детей 4-7 лет от роду могли укладывать на сундуках или широких лавках, поскольку родители постоянно следили за их безопасностью.По мнению М.В.Коротко-вой, у хозяина дома тоже имелся собственный угол, который располагался у окна или двери, напротив бабьего кута, и назывался коником. Здесь обычно стояла лавка, украшенная резными изображениями конских голов. В вечернее время, при тусклом свете лучины, мужчина что-то мастерил в своем углу, а ночью тут же укладывался спать.В теплое время года крестьянин мог устроить себе ночлег просто под березой или в сарае  на мешках с зерном,завернувшись в кусок дерюги.Кровать– роскошь. Необыкновенный аскетизм русских крестьян отметил доктор историч.наук Владимир Безгин в статье «Традиции крестьянского быта конца XIX – начала XX веков (пища, жилище,одежда)»,которая вышла в «Вестнике Тамбовского государственного техничес-кого университета» (№ 4 за 2005 г.). Исследователь указывает, что вся мебель в крестьянском доме обычно состояла из одного стола и нескольких лавок,располагав-шихся вдоль стен.Даже элементарные скамейки и табуретки имелись не у всех,что уж тут говорить про кровати, которые считались явным признаком роскоши и богатства.А кандидат исторических наук Владимир Шаламов обратил внимание,что у многих сельс-ких жителей еще сто лет назад и вовсе не было кроватей.На этот факт ученый указал в статье «К вопросу о гигиене сна крестьянства в 1920-1930 гг.»,которая опублико-вана в «Известиях Иркутского государственного университета»(серия «История»,№ 2 за 2012 г.).В. А. Шаламов сослался на результаты исследования, проведенного санитарным врачом А.Н. Лаптевым в Томском округе. По данным медработника, в 20-х годах ХХ века на кроватях спало лишь немногим более половины местных жителей, на полу – около 40%, на печи – 5,34%, на полатях – 3,12% и на нарах – 0,83%.Кстати, под нарами в данном случае подразумеваются не тюремные лежанки,а широкие деревян-ные лавки,располагавшиеся в деревенских избах.Два периода для сна.Русские кресть-яне были людьми занятыми, особенно много они работали в весенне-летний период, когда им буквально некогда было спать. Во время страды мужчины, женщины и дети трудились от рассвета до заката,по 13-15 часов в сутки.Если добавить к этому еще и домашние хлопоты,ложившиеся на плечи женщин,то можно только посочувствовать сельским жительницам.Впрочем,у крестьянок была возможность частично компенси-ровать свой недосып после обеда, когда практически все жители России отдыхали один-два часа. Причем, делали это, где придется. Пообедав, работники могли, например, прикорнуть у ближайшего стога сена, чтобы затем продолжить работу с новыми силами.Известный историк Василий Сиповский (1844-1895 гг.) в своем трехтомнике «Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах» написал: «Послеобеденный сон требовался обычаем, от которого отступать считалось чуть ли не грехом. Если принять в расчет, что предки наши вставали с рассветом, то отдых среди дня после довольно продолжительного труда был для рабочего человека необходим, а богатых людей располагал ко сну и сытный обед».То есть, прикорнуть после обеда почитали своим долгом представители всех сословий.Иност-ранцев часто удивлял такой русский обычай.В зимнее время,когда продолжительность светового дня резко сокращалась,русские крестьяне дорожили каждым часом.Они вставали с рассветом,мастерили что-либо,ездили в лес за дровами,кормили скотину и занимались другими хозяйственными делами,пока солнце не скрывалось за горизонтом. Необходимости в послеобеденном отдыхе у них не было, но ложились спать они также два раза в сутки.Дело в том, что сельские жители ужинали на закате и вскоре отправлялись в царство Морфея. Отдохнув 4-5 часов, крестьяне просыпались около полуночи и начинали заниматься своими делами. Набожные люди молились, молодые супруги миловались, хозяйки месили тесто, мужчины играли в карты. То есть, каждый проводил это время с пользой для себя. Затем, около трех часов ночи, крестьяне снова ложились спать, чтобы проснуться с рассветом.И летом, и зимой у сельских жителей обычно было по два периода для сна в течение суток.В одежде и платке
Многие исследователи отмечают, что спали русские крестьяне в той же одежде, которую носили днем. Причем, женщины даже не снимали платков. Никаких ночных сорочек или пижам у них не было вплоть до середины ХХ века. Нагишом крестьяне тоже не ложились. Существует несколько научных версий, объясняющих сон в одежде.
Большинство специалистов уверены, что виной всему – народные суеверия. Сельские труженики считали, что сон – это своеобразное путешествие человеческой души в потусторонний мир. Не случайно в русских народных сказках и былинах так четко проводится аналогия между сном и смертью. И отправиться в иное измерение без одежды, как минимум, невежливо по отношению к духам, там обитающим.Кроме того, суеверные люди считали, что без одежды человек становится уязвимым перед нечистой силой,так что душой и телом с легкостью может овладеть бес.Особенно это относи-лось к женщинам. В народе считалось, что черти часто засматриваются на молодых красавиц, которым лучше спать в одежде – подальше от греха.Еще один суеверный страх, распространенный среди крестьян, упомянули авторы книги «Боже, спаси русских!» (Москва, 2011 г.) Андрей Ястребов и Ольга Буткова. Они написали: «Женщины должны спать в закрытой одежде и платке, так как смерть может постигнуть в любой момент,а без платка женщина не может быть представлена на Суд Божий». Впрочем, желая увидеть вещий сон о суженом, молодые девушки иногда смело ложились спать голыми, сняв с себя буквально все – даже нательный крестик, чтобы получить возможность пообщаться с духами.Другая версия более прозаичная: у крестьян не было постельного белья.Соломенные тюфяки довольно жесткие,а подстилки из овчины могли быть недостаточно чистыми,в отличие от одежды,которую регулярно стирали. Вот люди и спали, не раздеваясь.Кандидат исторических наук В.А. Шаламов в своей вышеназванной статье сообщает: «Неустроенность крестьянского быта проявлялась и в постельном белье. Оно зачастую вовсе отсутствовало. Однако конкретных цифровых сведений не имеется. Вероятно, наличие постельного белья зависело от зажиточности семьи и расстояния до города». Есть и третья гипотеза, указывающая на то, что одежда защищала крестьян во время сна от различных насекомых: пауков, муравьев, клопов и т.п. Они водились в деревенских избах в большом количестве, ведь никаких инсектицидных средств в те времена просто не существовало.Солома,овчина,рогожа…В стихотворении «Порча» поэта Ивана Никитина (1824-1861 гг.)есть такие строки:
«Невестка за свежей соломкой сходила,На нарах в сторонке ее постлала,К стене в изголовье зипун положила,Присела на лавку и прясть начала».Действительно, посте-лью русским крестьянам часто служила подстилка из соломы, прикрытая рогожей. Вместо подушки бедные люди обычно использовали теплые вещи: старые зипуны,армя-ки,шубы.Ими и укрывались в холодное время года.Пуховые перины,подушки и шерстяные одеяла были настоящей роскошью, недоступной для большей части сельских жителей.В статье В.А. Шаламова приведены воспоминания историка А.В. Краснова, содержащиеся в его книге «Ветры времени и жизнь (Записки ветерана войны и труда)». Родители автора жили в Рязанской губернии. Историк написал о своем детстве: «Спальных кроватей не было. На пол расстилали солому, на нее – дерюгу и спали прямо на полу всей семьей; только дед и бабка спали на печи».Ночное ведро.Тогда как дворяне для известных целей использовали фарфоровые «ночные вазы», крестьяне обходились более прозаичными ведрами, старыми лоханями или горшками. Морозными зимними ночами, когда выходить из теплой избы во двор совсем не хотелось,люди просто ставили в сенях специальную емкость,в которую справляли малую нужду.А для маленьких детей делали специальные ночные горшки с крышками,которые обязательно находились возле лежанок.Содержимое этих ведер,лоханей и горшков люди просто выливали утром в отхожее место." (ст."Почему русские крестьяне всегда спали одетыми",Кириллица, 2023)
  "Традиционный русский именослов в основном сформировался после принятия христианства на основе имён святых. Как правило, девочкам на Руси давали имена святых женского пола, но случалось и так, что в день крещения младенца в именослове просто не было подходящих имен.Инна,Пинна и Римма.20 января и 20 июня по старому стилю церковью почитаются «мученики Готские» Инна, Пинна и Римма, святые I или II века.По преданию,они были учениками апостола Андрея Первозван-ного, происходившими «из северной варварской страны». Как указано в «Охридском прологе» святителя Николая Сербского, мучеников именовали «скифами», также есть версия, что они были первыми мучениками-славянами. Проповедуя учение Христа, Инна, Пинна и Римма вызвали гнев князя-язычника, правившего в районе Варны (ныне Болгария).Соплеменники привязали их к брёвнам,вмороженным в лёд Дуная,и мученики замёрзли до смерти.По мнению русского историка Евгения Голубинского,эти события могли на самом деле происходить в Крыму.На византийских миниатюрах трое мучеников изображались как юноши. На Балканах были известны варианты их имён Енен, Пен и Нирен. Однако в Русской православной церкви были известны лишь формы с окончанием на «-а», в силу чего эти имена стали давать при крещении девочкам.Возможно, в этой ситуации проявилась ощутимая нехватка женских имён в православном церковном календаре. Известно, что некоторые священники допускали крещение женщин мужскими именами, даже не подходящими по форме. Подобные случаи имели место вплоть до 1980-1990-х годов. Эта проблема исчезла лишь в 2000-м году, когда Юбилейный Собор РПЦ массово канонизировал новомучениц и исповедниц XX века.Как бы то ни было, путаница с именами Инны, Пинны и Риммы возникла очень давно. Дошло до того, что в «Полном месяцеслове», выпущенном синодальной типографией в 1806 году, эти трое мучеников в календарной статье за 20 января значились как «мученицы», хотя в статье за 20 июня их пол был указан правильно. Досадная ошибка повторялась из издания в издание, и была исправлена лишь в месяцеслове 1891 года.В конце XIX – начале XX века имена Инна, Пинна и Римма давались девочкам достаточно редко. Специалист по антропонимике Алоис Назаров, изучавший церковные метрики города Верного и Верненского уезда, 3 раза встретил имя Инна в материалах 1882–1886 и 1892–1896 годов и один раз имя Римма в записях 1892–1896 годов.Другие примеры. Помимо имён трёх готских мучеников в качестве женских осмыслялись и другие имена святых-мужчин. Среди них Зина – апостол от семидесяти, упоминавшийся в посланиях апостола Павла. Вероятно, здесь сказалось бытование уменьшительно-ласкательного варианта от женского имени Зинаида.Некоторых девочек на Руси нарекали именем Арефы Эфиопского. Этот православный святой был казнён в 523 году йеменским царём-иудеем Зу Нувасом. На «феминизациию» арабского имени Арефа, возможно, повлияло
древнегреческое женское имя Арета.5 января в РПЦ почитается мученик Феона Никоми-дийский, пострадавший в гонение императора Диоклетиана.Его имя тоже стало женским под влиянием календарного церковного имя Феонилла.Случалось, что девочек крестили именами апостолов от семидесяти,которых звали Акила и Сила.В диссертации канди-дата филологических наук Людмилы Зайчиковой утверждается,что до революции в храмах Одессы давались «женские» имена Антипа,Мина,Захария.Последний факт доволь-но необычен,так как ветхозаветный пророк Захария и Захария,отец Иоанна Крести-теля,широко почитались верующими.Возможно,это была сугубо местная практика.Куда реже наблюдалось обратное имянаречение.Митродора,Нимфодора,Сира– женские имена православных святых,которые иногда осознавались как мужские в родительном падеже.
В конце XIX века, узнав об ошибке, некоторые родители меняли имена детей. Инну, например, переименовывали в Нину. Однако в советскую эпоху это имя неожиданно стало весьма популярным именно как женское. Известнейший пример – актриса Инна Чурикова, родившаяся в 1943 году. То же самое произошло с именем Римма, которое носила, например, актриса Римма Маркова (1925 года рождения). Причина всплеска популярности этих имён неизвестна,возможно,сказалось их фонетическое благозвучие.
(ст."Какие распространенные женские имена на самом деле мужские",Кириллица,2023)

  "В разные времена и на разных территориях Руси, признаки, по которым женщин считали ведьмами, отличались. У наших предков существовал некий набор критериев, по которым они определяли, является ли женщина ведьмой или обычной женщиной.
Красивые вдовы.На Юге Руси, красивых молодых вдов часто обвиняли в колдовстве, так как их привлекательностью они могли побуждать мужчин (включая женатых) на безрассудные поступки. В северных губерниях, если бы вы спросили, как выглядит настоящая ведьма, вам бы ответили, что это сухая, сгорбленная и обязательно косматая старуха. А если бы вы задали этот же вопрос в средней полосе страны, то портрет ведьмы был бы таким: толстая, грязная и обязательно с бельмом в глазу.
Все соглашались с тем, что у ведьм есть маленький хвостик, невидимый для обычных людей. Чтобы убедиться в правильности своих подозрений, деревенские женщины звали "жертву" с собой в баню. Отказ считался подтверждением подозрений. Ведь настоящая ведьма не рискнет показать свой хвост... Еще одним признаком ведьмы было то, что она поворачивалась спиной к иконостасу в церкви, не молилась и не крестилась.
Ведьмы прячутся.Таким образом, некоторые обращались к иссохшей косматой или толстой старухе с бельмом в глазу за помощью, в то время как другие обвиняли ее во всех возможных и невозможных грехах, связанных с неурожаем, падением скота, засухой и проливными дождями.Так, сложилось, что в каких-то бедах и неприятностях, происходящих в жизни, человек всегда стремится обвинить другого, а не себя и свое окружение.Чтобы обезопасить себя, селились отшельницы на краю деревни или в лесу чтобы в случае каких-то волнений или недовольств со стороны деревенских жителей можно было укрыться в глубокой и непролазной чаще леса. К сожалению, им не всегда удавалось избежать самосуда.Как боролись с ведьмами на Руси.Подозреваемую в бедах всей деревни или отдельных ее жителей,нередко допраши-вали с пристрастием.Ее пытали, нередко использовалась дыба.Естественно,что многие признавались в не совершенных ими грехах.Костер и осиновый кол- главные средства борьбы с ведьмами на Руси. Их сажали живьем на кол и сжигали в их же собственных избах или на костре.История сохранила самую жестокую казнь - в 1489 году в Пскове сожгли тринадцать ведьм, обвинив их в том, что они наслали на горожан моровую язву.Кроме того сохранила история и сведения о других казнях.Так,например,старуха Олена, признавшаяся в наведении порчи на деревенских жителей, была сожжена в собственной избе под Москвой в 1670 г.Пострадали и мужчины.Одним из обвиненных в колдовстве и сожженных на костре стал крестьянин Оглоедов.Казнили его под Смолен-ском,произошло это в 1678 г.за наведение икоты на людей." (ст."Как русские узнавали ведьм",Кириллица,2023)
  "Есть мнение, что на карте адмирала Пири, показывающей некую полную попугаев землю в Атлантике на широте Буэнос-Айреса, свет не сошёлся клином. Подлинную, настоящую Антарктиду (разумеется, тоже в тропиках) можно видеть и на датированной 1531 годом карте Оронтеуса Финиуса. Причём, очертания континента удивительно точно совпадают с теми, которые можно видеть на современных картах.И это – загадочное мнение. Во-первых, о каких это «современных картах» идёт речь? Где это можно сейчас увидеть Антарктиду таких очертаний? И такого, кстати, размера, – чтоб дотягивалась севернее берегов Мадагаскара. Во-вторых, конечно, Оронций. Да и то, если брать латинскую версию имени. А так-то, просто Оронс. Oronce Fin;. Французом он был.Что же касается карты, то в оригинале выглядит она так:На карте, как в то время и было принято, действительно изображается «неведомая южная земля».«Неведомая»,– ибо не открытая.Очертания её берегов,соответственно,остава-лись географам неизвестными. Что позволяло им дать волю фантазии. Уверенность же в существовании данного континента базировалась на математических выкладках (Оронций Финеус был известен,как математик).Тогда географы не сомневались,что масса суши в северном и южном полушариях должна совпадать.Обратить внимание стоит также на то, что на карте отсутствует Австралия. Вернее присутствует, но так именуется обширный полярный континент – Terra Australis Incognita. Однако, в предусмотренном современной географией месте Австралии – нет.Это к вопросу об «использовании древних тайных источников» картографами. Если древние даже об Австралии не знали, стоит ли им верить?"(ст."Антарктида на древних картах: Оронций",Есть мнение,23023)
  "Карта Пири-реиса — один из канонических «неуместных артефактов». На ней можно увидеть побережье не открытой ещё Антарктиды. Причём, изображается оно свободным ото льда. То есть, таким, каким было не менее 12 миллионов лет назад, — в эпоху, когда согласно канонической версии истории предки человека ещё не слезли с деревьев. И данный факт наука, действительно, объяснить не в силах. То есть, тот факт, что некоторым людям действительно удаётся увидеть Антарктиду на карте адмирала Пири. Карта общедоступна, и легко заметить, что никакой Антарктиды там близко нет. Равно как нет там и ничего такого, что за Антарктиду может быть принято.Для начала о самой карте. На самом деле, адмиралом Пири (реис — не часть имени, а звание) был создан атлас из шести карт — имеющих разный размер свитков из газельей кожи. Каждая из карт охватывает лишь часть морских просторов и побережий планеты. Да и в сумме они полной картины не дают. Возможно, в прошлом карт было больше, однако и из наличествующих интерес традиционно вызывает только свиток, изображающий южную Атлантику. Прочие же могут служить лишь базой для выводов относительно ценности атласа. Пири проделал очень хорошую работу. На момент составления именно его карты оказались наиболее точными, если сравнивать с другими сохранившимися образцами.Какой-либо революции турецкий географ не совер-шил,да и поставленный им рекорд точности продержался лишь несколько лет— навига-ция и картография бурно развивались,— тем не менее,карты очень хороши.Хороши тем, что отображают самые последние на 1513 г.открытия испанских и португальских море-ходов,непонятно как вообще попавшие в руки турецкой разведки.Со слов составителя, шпионы смогли добыть даже одну из карт Колумба! Агентам пришлось потрудиться, ибо Пири был военным и работал в интересах правительства Османской Империи — в тот момент сильнейшего государства мира, готовящегося к глобальной экспансии. На океанах в том числе. Открытие морского пути вокруг Африки, нарушившего турецкую монополию на торговое посредничество между Европой и Индией,Блистательную Порту очень огорчало.И турки активно планировали контрмеры.Однако,там где разведданных не хватало, адмирал, как и прочие его современники, компилировал древние, в том числе и античные свитки, содержащие устаревшую и ложную информацию. И по данной причине не было бы странным, если бы на картах Пири обнаружилась пресловутая terra incognita australis — «неведомая южная земля» — традиционно помещавшаяся средневековыми географами в южное полушарие «для равновесия». Чтобы количество суши на севернее и южнее экватора оказывалось равным.«Антарктида», причём, всегда свободная от ледяного покрова — хотя бы потому что северные её берега теория предлагала искать в умеренных широтах южного полушария — неизменно присутствовала на всех созданных до XIX века картах, если они вообще показывали южнополярный регион. На иллюстрации виден более поздний, чем атлас Пири, образец турецкой карты, где южный материк объединён с Австралией, северные берега которой уже разведаны португальцами. Но… Вот здесь начинается самое интересное. Именно на карте Пири ни Антарктиды, ни Австралии нет даже в гипотетических очертаниях. Карта Пири вообще не охватывает широты далеко на юг от экватора. Как акваторию, не представляющую интереса для османского военного флота.Что же на карте изобра-жено? По мнению Пири, южнее устья Ла-Платы (сейчас это территория Аргентины) береговая линия Южной Америки не уходит на юг,а поворачивает на восток.В сторону Африки.И суша на территории,в реальности занимаемой водами Южной Атлантики — важный момент! — вовсе не гипотетическая «terra incognita». Эта земля известна. Подписи сообщают подробности о местных климате и животном мире (упоминаются попугаи и огромные змеи), а также указывают и источник сведений — португальцев.
Теперь карту стоит рассмотреть ещё раз, уже целенаправленно и пристрастно выискивая на ней признаки «свободной от ледяного покрова Антарктиды, изображённой с необъяснимой точностью». Антарктида, хоть со льдами, хоть без, находится примерно на 3000 километров южнее изображённого берега. От Южной Америки её отделяет пролив Дрейка (но и он не может быть виден, так как должен располагаться далеко за южным обрезом карты). В моменты максимального наступления ледника в Южном полушарии Антарктида и Америка соединялись, но и тогда даже граница многолетних плавучих льдов располагалась южнее.Что же до береговой линии, то даже если Антарктиду перетащить на север, расположив Антарктический полуостров поверх Анд, на месте нарисованной суши окажется море Уэделла, а без шельфового ледника ещё и залив Ронне на юге этого моря. И изменение очертаний Антарктиды в случае таяния панциря и поднятия континентальной плиты, отнюдь не сможет примирить видимую картину с реальностью, а только ещё дальше уведёт одно от другого.Таким образом, южная суша на не могла перекочевать на карту Пири из источников древних и тайных, изображающих Землю миллионы лет назад, во-первых, потому что Земля никогда так не выглядела.И во-вторых потому что сам Пири считает первооткрывате-лями берегов посетивших их несколько лет назад португальцев. О чём и сообщает прямо. С какой бы стати не верить ему? С другой же стороны, если верить, то всё равно получается ерунда. Португальцы не могли увидеть землю там, где её нет.Что на самом деле изобразил адмирал Пири остаётся вопросом дискуссионным. Наиболее же очевидной является гипотеза, согласно которой неутомимые секретные агенты достали для него две карты побережья Бразилии. Причём качество первоисточников оказалось очень низким, и географ не понял, что изображён на свитках один и тот же берег. Природные же условия в обоих случаях описывались примерно одинаково — там и там жарко, змеи и попугаи. А значит, карты нельзя было состыковать так, чтобы один участок оказался южнее другого. Не мудрствуя лукаво, «вторую Бразилию» Пири повернул на 90 градусов."(ст."Карта Пири-реиса: Что ещё, кроме жаркой Антарктиды, можно увидеть на пергаменте",Цитадель адеквата,2023)


Рецензии