Цветок папоротника

    Вдали от городской суеты, в одной глухой, но очень красивой деревушке жила добрая старушка Агафья Тихоновна. Когда-то у неё была большая дружная семья, но на старости лет она осталась одна. Пять лет назад умер её муж, а дети выросли и разъехались по городам. Она жила там всю жизнь и вела хозяйство. Тяжеловато ей было, но летом к старушке приезжала верная помощница – внучка Маруся. Она очень любила бабушку и всегда помогала ей – и грядки полола, и кур кормила, и пасла козочку Ромашку. А еще бегала с подружками в лесок и приносила полные лукошки грибов и ягод.

    Но кое-что Маруся очень не любила. Точнее кое-кого – внука соседа деда Ефима – Костю. Тот не упускал случая подразнить Марусю и, когда бабушка звала козу, чтобы насыпать ей утром свежего сена, ухмылялся и говорил: «Тебя зовут!» Раньше козу, которая была на годик старше девочки, тоже звали Маруськой. Случайно так вышло. Агафья Тихоновна тоже иногда называла внучку козочкой, но по-доброму в отличие от Кости. Маруся же в ответ называла его Кощеем и тайком кидалась шишками из-за забора.

    Бабушка Костю жалела и часто звала на пирожки: «Не обижай его, внученька», – приговаривала она. «Это у тебя родители в мире живут, а у него постоянно ссорятся. Да и старик Ефим уже совсем слабый, приходится за него всё делать». Маруся тогда обиженно фыркала и садилась к бабушке перематывать в клубки колючую пряжу или разгадывать кроссворды.

                ***
               
    Стояли тихие летние сумерки. Все смолкло, только сверчки в траве выводили чинные трели да перешёптывались старые деревья. Луна нежно выглядывала из-за облаков и освещала маленький двор. День постепенно сменялся прохладной ночью.

    Бабушка и внучка сидели на деревянном крылечке. Бабушка в такт постукивала спицами, а сонная Маруся распутывала толстые нити.  Наконец она спросила: «Бабушка, расскажи что-нибудь интересное». У старушки на такой случай всегда была припасена какая-нибудь веселая, страшная и просто увлекательная история.

    – Хорошо, расскажу. Ты слыхала что-нибудь о волшебном папоротнике? – Так что же в нем волшебного? Вон сколько под яблоней растёт.

    – А вот нет. У нас папоротник обычный. Но мне ещё мама рассказывала, что есть в лесу волшебный папоротник. Каждый год он зацветает всего на одну ночь. А цветок у него- ни в сказке сказать, ни пером описать. Если его сорвать, он может исполнить любое желание, лишь бы оно было заветным.

    – Ух ты! – восторженно сказала сказала Маруся и шепотом, чтобы никто другой не услышал, спросила: «А когда он цветёт, бабушка»?

    – Да завтра ночью, двадцать шестого июля, – ответила старушка, опустила голову и вскоре тихонько задремала.

    Голубые глаза Маруси засверкали от предвкушения. Она тихонько встала и прошлась по саду. Девочка совсем не боялась темноты, как ее трусливые соседки, а любила её. В темноте всё было безмолвно и загадочно, а ещё просыпались лягушки, которых Маруся обожала ловить. Девочка прошла по дорожке вдоль мокрой клумбы к гамаку. Она прилегла, сжавшись в клубок, да так и заснула. А снился ей огромный, размером с сарай папоротник и такой же огромный алый цветок.

                ***

    Проснулась Маруся от того, что по её носу кто-то полз. Она скосила глаза и увидела огромные красные глазищи мухи. Девочка взвизгнула и свалилась с гамака. За досчатым забором взорвался от смеха Костя, копавший червей для рыбалки.

    – Ты что, опять мыши испугалась? – спросил он, отдышавшись.

    – Ничего я не испугалась, – обиженно сказала Маруся, поправляя голубое платье. Я вообще бесстрашная! Вот пойду сегодня ночью в лес и... девочка вспомнила, что это секрет. «И грибов наберу. Подосиновиков», – деловито добавила она.

    Костя снова засмеялся, но потом неожиданно стал серьезным, насколько вообще может быть серьёзным лопоухий растрепанный мальчишка с выбитым в очередной драке зубом.

    – Я знаю, что ты за папоротником пойдёшь. Он никаких желаний не исполняет. Сказки всё это.

    – Маруся, иди чай пить!- крикнула с крыльца бабушка.

    – Рановато она сегодня козу кормит, – ухмыльнулся Костя.

    Маруся тоже хотела сказать что-нибудь обидное, но сдержалась. Всё-таки она взрослая и благовоспитанная девочка. Поэтому она лишь вздохнула и сказала: «Мне, к сожалению, пора. Всего хорошего, Константин». И на всякий случай нащупала в кармане шишку.

                ***

    В доме было темно и тихо, только мерно тикали часы и скреблась в углу мышь. Месяц пускал через занавески свои белоснежные лучи. Из-за стенки доносились приглушенные звуки телевизора, бабушка ещё не спала. Как раз самое время, чтобы выспаться, – подумала тоскливо Маруся. Она сидела на краешке кровати и поддерживала пальцами веки. Телевизор смолк, и Агафья Тихоновна зашаркала к внучке. Маруся легла, накрылась одеялом и засопела.

    «Внучка, не хитри», – сказала бабушка, потрепала её по чёрным волосам и пошаркала к себе. Скоро Маруся услышала сигнальный храп. Она, держась за шершавую стенку, брела по скрипучим половицам. Девочка добралась до открытого окна и выбралась наружу. Кошка Мявка жалобно мяукнула и убежала в кусты. Маруся вышла на улицу. Её фигуру ярко освещала луна, и деревья отбрасывали черные тени, сплетавшиеся в невиданных чудовищ. По небу тревожно бежали серые облака. Марусе стало жутковато. Она увидела вдруг, что в траве что-то светится. Девочка наклонилась и подняла с земли червяка – светлячка. С таким попутчиком она перестала бояться и бойко зашагала вперёд. Вскоре они дошли до конца улицы. Сбоку была глубокая канава, отделявшая лес от посёлка. Из самой глубины донёсся чей-то жуткий голос: «Не ходи сюда! Утонешь!» Маруся вздрогнула. «Ты кто, водяной?» – спросила она. «Нет, я – Канавный! В канаве живу. Мои головастики очень любят поесть глупых пухленьких девочек! Если войдёшь, покрою с ног до головы! А Водяной, вообще-то, в реке живет!».

    Маруся решила не отвечать такому невежливому Канавному. Она нашла большую палку и стала, как на болоте, прощупывать дорогу. Она почти перешла по илистому дну, как что-то схватило её за ногу. Девочка стукнула это что-то палкой и вскарабкалась на берег.

    «Ничего», – сказал страшный голос. «Девочек посмелее обожает пугать Дупляное Привидение. Уж оно не даст тебе добраться до папоротника!» Маруся пропустила слова Канавного мимо ушей. Она ступила на мшистый покров леса. Деревья почти закрывали свет луны, поэтому Маруся набрала под сосной шишек и помечала ими дорогу, чтобы не заблудиться. Проходя мимо высохшего дуплистого дерева, девочка услышала страшный, но уже писклявый голос: «Мне Канавный про тебя рассказал. Нет, Маруся, не пройти тебе к цветку папоротника!» Но Маруся подумала: «Если Привидение меня не пускает, я иду правильно». Она пробежала мимо дупла. Но Привидение успело попасть в Марусю засохшим грибом и обезумевшей от страха белкой. Маруся успокоила зверька и побрела дальше.

    Она сама удивлялась своей храбрости. Хотя ради хорошего желания можно было и бесстрашной побыть. А желание у Маруси было очень хорошее. А главное – заветное.

    Она хотела всей семьёй жить в этой деревне. В деревне есть бабушка, есть прохладная речка, есть лес, есть весёлые друзья и подружки... Всё для прекрасной жизни! Только мамы с папой не хватает. Оба родителя Маруси работали в городе и приезжали к Агафье Ивановне очень редко. Они много раз предлагали старушке переехать к ним в город, но та каждый раз грустно говорила: «Не уехать мне отсюда. У меня здесь и огород, и хозяйство, и Сеня похоронен...». Значит, оставалось Марусиным родителям переехать в деревню. Но как это сделать, девочка не знала. Зато она искренне верила, что найдёт этот чудесный папоротник, и её желание исполнится. Надежда грела её изнутри, как маленький огонёк, а в руке у неё мерцал огонёк по имени Светик. Даже месяц вышел из-за туч и словно засветил ярче.

    Маруся вдруг увидела какое-то странное сияние. Она вышла на мерцающую от росы полянку. Дойдя до середины, она не поверила своим глазам. В центре рос папоротник! Огромный папоротник цвета малахита, в центре которого виднелся цветок. Его и вправду нельзя было пером описать. Он был как хрустальный и переливался всеми цветами радуги под светом луны и крохотных звезд. Разноцветные лунные зайчики скакали по мокрой траве, и на это чудесное мерцание слетелись и закружились в прохладном воздухе мотыльки. Вокруг стояла мёртвая тишина, словно все звуки остались в чаще.

    Маруся остановилась, затаив дыхание. Она всё шептала заветные слова и уже шагнула к чуду, как вдруг из кромешной темноты послышался ужасающий треск. На девочку поверх дерева уставилась чья-то чудовищная носатая морда. На поляну ступило какое-то облезлое, худое существо с огромными ногами. Оно опустило сохатую голову и уставилось янтарными глазами на застывшую Марусю. Она очень хотела убежать, но от страха не могла ни отойти, ни вскрикнуть, ни даже достать из кармана шишку, которую считала лучшим оружием. Маруся почувствовала, какая же она маленькая перед этим невероятным, неземным существом.

    Тут кто-то дернул её за руку. Маруся оглянулась и увидела лохматого, запачканного, обвешанного листьями Костю. «Бежим!» – крикнул он. Маруся тряхнула головой и снова почувствовала себя в реальном мире. Она с Костей бежала без оглядки до самого конца леса. Уже у канавы они остановились и долго молчали, приходя в себя. «Кость, а ты зачем полез в лес? И зачем так вырядился?» – спросила наконец Маруся, отдышавшись. «Это я лешим нарядился. Хотел тебя напугать. Чтобы ты не исполнила желание и не осталась жить в деревне. Но я не знал, что ты такая...». Он запнулся и добавил: «Если твоё желание сбудется, оставайся у нас». «Ха, думал, что меня этим можно напугать?» – насмешливо спросила Маруся. К ней вернулась прежняя смелость. «А что же ты тогда так лося испугалась?» «Какого лося?» – невинно удивилась девочка. «Который на полянку вышел». «Так это был лось!» От такого открытия и Костиного вида Маруся засмеялась. «О чём думаешь?» – сказала она мальчику, убирая c его волос кусок коры.

    – Думаю, на что ты так восхищенно смотрела. Как будто диво какое увидела.

    – Как на что? На цветок папоротника, конечно. Жаль, не успела сорвать.

    – Какой цветок? Там даже папоротника не было, только крапива.

    «Не может такого быть!» – воскликнула Маруся. «Он был, и цветок был! Хочешь, пойдём проверим». Костя приложил ладонь к глазам и посмотрел на горизонт. «Не успеем. Скоро проснётся твоя бабушка, уже солнце взошло».

    Маруся с Костей встали и пошли по домам. Иногда они посмеивались над ночными приключениями и совсем не враждебно разговаривали. Солнце уже озарило горизонт румяным пламенем, когда Маруся залезла в окно и пошла к бабушке. Та сидела на кухне и, чуть не плача, разговаривала по телефону с дочерью. «Говорю тебе, нигде Марусеньки нет. Я уже весь двор обыскала, на чердак залезла, в погреб спустилась. Нигде нет её».

    «А тут есть!» – чуть виновато сказала Маруся. «Я это... за папоротником ходила». «Нашлась! Да, жива-здорова. Ну всё, жду тебя с Борей завтра», – попрощалась она и пошла журить внучку. Маруся не слышала разговора. Она сидела в своей спаленке и уплетала припрятанные конфеты – надо же снять такое напряжение!

                ***

    «Это тебе, дед», – сказал Костя, подавая старику давно потерянную клюку. Я её нашёл у забора и немного подточил. Проводив Марусю, он сразу принялся за работу. Так он и предупредил бесконечные нравоучения, что ходил куда-то ночью, и порадовал деда Ефима. Вообще-то, он копил деньги, чтобы поскорей уехать в город. Но сегодня что-то в нем поменялось Он вдруг представил на месте беспомощной Маруси – беспомощного и всегда печального деда Ефима, который также безмолвно и испуганно стоял перед одинокой и беспросветной старостью, с больными ногами и поясницей, не ожидая от жизни ничего хорошего. Будто душа его, сжавшаяся в тугой комок в тот день, когда в первый раз сильно поругались родители, вдруг раскрылась.

    Он вышел во двор и вдруг почувствовал, насколько этот старый уголок земли удивительный. Он увидел, как по луже снуют, растопырив ножки, водомерки. Как блестят капли росы на тоненькой паутине. Как, подняв огромные ноги, скачут лягушки. Как в дупле яблони птица кормит птенчиков. Как пролетела на перепончатых крыльях запоздалая летучая мышь.

    Он почувствовал себя живым. Мир, полный красок, запахов, звуков, ощущений вскружил ему голову. «Если бы мама и папа помирились, этот мир стал бы идеальным», – сказал он. Вдруг Костя услышал шуршание шин. Он прильнул к забору. К нему подбежала сияющая Маруся. «А я тебе говорила! Говорила, что папоротник был! Мои родители приехали. Им обоим неожиданно предложили работу онлайн, и теперь мы будем жить вчетвером!» Легкая зависть показалась на лице Кости, но он не подал виду. «Поздравляю!» – сказал он, протягивая через щель забора букет васильков.

                ***

    Маруся с Костей брели по песчаной дороге. Они ходили выгуливать Ромашку на луг. Теперь даже Костя называл ее так. «Как думаешь, мои родители помирятся? Я ведь тоже был на той волшебной полянке» – сказал он после долгого молчания. «А ты в это веришь?» – вопросом на вопрос ответила Маруся и смерила Костю таким строгим взглядом, что тот невольно засмеялся. «Верю, что же мне остаётся». Костя вдруг прищурился. Он увидел невозможное – два самых родных ему человека шли под руку и дружески беседовали. «Пока, козочка!» – весело крикнул Костя и побежал вперед. «До скорого, Кощей», – весело крикнула Маруся и побрела домой, ведя Ромашку за веревку.

                ***

    Лето закончилось. Закружились, завертелись по воздуху золотые листья, ложась шуршащим ковром на покрытую инеем траву. В деревенской школе шли уроки. В классе стояла тишина. Глаза ребят были прикованы к четверокласснице, звонкий голос которой заставил затихнуть гвалт учеников.

    «...И я поняла...», – заканчивала она своё сочинение, – «...что детство – это маленькая сказка, в которой добро всегда побеждает зло и исполняются любые желания. Сказка, в которой мир огромный и удивительный, где бабочка кажется маленькой феей, а лось – сказочным чудищем. Сказка, в которой каждый человек на самом деле добрый, а твоя семья – самая лучшая во всём мире. Детство – это короткая, но прекрасная и полная приключений пора».

    «Молодец, Колоскова», – сказала пожилая учительница. Учитесь, детвора, это первая пятёрка за сочинение в нашей школе!

    Маруся смущённо вернулась на место.


Рецензии