Тайна гибели корабля Октавиус

Как человек, который волею ректората Хабаровского медицинского института оказался на военно-морской службе и три года был начальником медицинской службы подводной лодки, я до сих пор интересуюсь всем, что происходило на морях и океанах за последние лет 400-500, когда произошли великие географические открытия.

Человек всегда был любознательным. Его интересовало, что там за горизонтом на суше, и уж тем более, что за горизонтом на море.  Именно это качество человека и привело ко многим открытиям, но и к многим трагедиям тоже.

История таинственной гибели корабля "Октавиус" уходит корнями в восемнадцатый век, эпоху великих географических открытий и опасных морских путешествий.

Дело было в 1761 году в английском портовом городе Саутгемптон. Здесь на верфях заканчивалось строительство нового торгового судна, которому предстояло отправиться в дальнее плавание в Азию. Корабль получил гордое название "Октавиус" в честь великого римского императора Октавиана Августа. Судно обладало прочным дубовым корпусом и было оснащено по последнему слову морской техники того времени.

Наконец настал долгожданный день спуска корабля на воду. Это было грандиозное зрелище для жителей Саутгемптона. Они с восторгом наблюдали, как "Октавиус" величественно соскользнул в родную стихию.

Мечты строителей и инвесторов окупились сторицей. Теперь предстояло подобрать достойную команду и отправить судно в первый рейс за сокровищами Дальнего Востока.

Капитаном "Октавиуса" был назначен Джон Макдональд, заслуженный морской волк, посвятивший морю всю свою жизнь. Он обладал богатым опытом дальних плаваний и пользовался уважением в мореходных кругах Саутгемптона. В его команду набрали 28 человек - самых опытных матросов, каких только можно было найти.

Среди них особенно выделялся боцман Джек Викс, обошедший все моря от Гибралтара до Малакки. Его бравый помощник Гарри Джонс тоже имел за плечами немало штормов и приключений. Юный кают-матрос Томми Смит мечтал о кругосветном путешествии и открытии неведомых земель. Остальная команда тоже прошла отбор и проверку на прочность. Это были настоящие морские волки!

Наконец настал час отплытия. Швартовы были отданы, паруса наполнились ветром, и "Октавиус" гордо вышел в открытое море под радостные крики провожающих с берега. Дата отправления навсегда вошла в историю - весна 1761 года. Корабль держал курс на Восток, в сторону Индии и Китая. Почти полгода длилось это эпическое путешествие в неведомые дали.

Но вот, наконец, берега Азии появились на горизонте. "Октавиус" благополучно прибыл в порт и выгрузил доставленный из Англии товар. Затем был нагружен ценными восточными специями и шелками. Пришло время возвращаться домой, на родину.

Обратный путь поначалу проходил гладко. Но проходя мимо Аляски, капитан Макдональд принял роковое решение - сократить маршрут через опасный Северо-Западный проход между Тихим и Атлантическим океанами. Это решение вызвало тревогу у части команды, но приказ есть приказ.

Поначалу все шло хорошо. Корабль уверенно пробирался сквозь лабиринт островов Канадского Арктики. Море было спокойным, погода благоприятной. Но постепенно мороз сковывал судно всё плотнее. Приходилось растапливать печи почти круглосуточно, чтобы не дать льду заполонить палубу. Записи в судовом журнале все чаще упоминают тревогу команды.

И вот, 11 ноября 1762 года случилось нечто ужасное, что навсегда оборвало капитанский журнал. Корабль вместе с командой словно канул в ледяную пучину на долгие годы. Что именно произошло в тот роковой день - навсегда осталось загадкой.

Спустя 14 лет, в 1775 году, английское китобойное судно "Геральд" под командованием капитана Джона Райта совершало промысел в водах Гренландии. И вдруг моряки увидели во льдах знакомые очертания корабля. При ближайшем рассмотрении стало ясно - это тот самый давно пропавший без вести "Октавиус"!

На борту царил настоящий ужас. Вся команда оказалась мертва, тела заморожены в самых неестественных позах. Капитан Макдональд сидел в своей каюте с пером в руке над судовом журналом. Его жена и сын тоже были найдены там - мальчик лежал в постели, а мать, судя по всему, читала ему вслух книгу перед сном.

Повар замер у печи на камбузе с выражением ужаса на лице. Боцман Джек Викс скорчился от холода на палубе, судорожно сжимая свисток в окоченевших пальцах. Юный Томми Смит сидел, прислонившись к мачте, с открытыми глазами, полными животного ужаса перед лицом неминуемой смерти.

Эта страшная картина гибели 28 человек повергла команду "Геральда" в панику. Они бросились прочь с проклятого корабля, захватив лишь судовой журнал, из которого стало ясно, что "Октавиус" почти прошел Северо-Западный проход, когда их настигла какая-то неведомая катастрофа.

По ночам моряки "Геральда" слышали жуткие стоны и крики, доносившиеся с "Октавиуса". Это были голоса мертвецов, молящих о помощи! Но с рассветом корабль-призрак вновь погружался в мертвенную тишину. И наконец, спустя сутки он навсегда исчез среди айсбергов, унеся с собой страшную тайну гибели команды.

Это происшествие вызвало множество слухов и домыслов среди мореплавателей того времени. Одни обвиняли команду "Геральда" в выдумке ради славы и наживы. Другие верили во вмешательство потусторонних сил. Высказывались версии об убийстве экипажа или воздействии необъяснимых аномалий. К сожалению, не хватает фактов, чтобы дать вразумительное объяснение этой трагедии.

Так вошла в историю легенда о призрачном корабле "Октавиус", который так и не смог вернуться домой, навеки оставшись в смертельных ледяных объятиях Арктики. Подобные истории случались и ранее, вспомним хотя бы знаменитого "Летучего голландца". Море неотступно манит к себе смельчаков, но порой бросает вызов человеческому разуму, храня загадки, не подвластные науке.

Трагедия "Октавиуса" - лишь одна из многих тайн этой пучины, унесшей с собой в могилу 28 обреченных душ. Их имена навсегда остались в истории мореплавания как символ бесстрашия перед лицом опасности и верности капитану до последнего вздоха. Покойтесь с миром, отважные мореходы! Ваш подвиг не будет забыт.


Рецензии