Равенство в свободе и свобода в равенстве

               
Принцип равенства в свободе  представляется фразой   «Свобода одного заканчивается там, где начинается несвобода другого». Это правильно, но слишком  общо и односторонне.
Дело в том, что человек живет в обществе, и общество формирует человека, а человек формирует общество.  В обществе свобода состоит из взаимоотношений, прав и обязанностей,  возможностей и способностей.    Некоторые свойства свободы определяются законами общества, некоторые менталитетом и традициями народа,  некоторые характером индивидуумов круга общения личности.  Если отвлечься от законов, которые независимо от их содержания всегда являются ограничителями свободы, хотя и представляют  собой единственное средство её нормализации универсализации   и стабилизации, то величина свободы определяется возможностями, предоставляемыми человеку обществом.  Широта возможностей дает человеку  право выбора  своих действий, и чем больше развивается общество, тем больше оно может дать человеку возможностей. Равенство возможностей есть основное условие и свободы и равенства.
Использование возможностей зависит от способностей человека к их использованию. Поэтому  обязанность каждого к развитию своих способностей и обязанность общества к содействию развития каждого с одной стороны ограничивает свободу , с другой  позволяет увеличить свободу индивидуумов и уравнять их в свободе.
Остается равенство перед законом , при равенстве личных возможностей оно полностью зависит от содержания закона.  Закон не может быть подчинен чьим-либо   желаниям и фантазиям.  Он определяется общественным строем, и политическим, и экономическим.
Политически общество не может существовать без придания статуса его членам, кто-то должен решать, кто-то исполнять, кто-то руководить исполнением.  Статут создает неравенство в правах. Нивелирование неравенства может быть достигнуто,  жестким повышением обязанностей и ответственности перед обществом.  Законодательство должно предусматривать все варианты сочетаний прав, обязанностей и ответственности  Переменность статуса дает возможность обществу на благо всех оптимально использовать изменяющиеся способности своих членов.
Экономически общество не должно предоставлять преимущества  ни отдельным своим членам, ни их группам.  Такой закон будет представлять равенство в свободе в пределах развития возможностей общества, а,  следовательно, и возможностей каждого.
Таким образом, представляется система свободы, состоящая из возможностей, способностей, прав, обязанностей, а также равенства во всех этих сторонах свободы.
Права и обязанности должны не только  уравновешивать друг друга, но и содействовать друг другу как по закону, так и по общественному менталитету.          Всякое право личности обеспечивается  обязанностями её окружения,  как утвержденных законом так и привычных.  С принятием на себя дополнительных обязанностей человек обретает дополнительные права.   Однако реализация своего права  может нарушить права другого, поэтому исполнение своего права должно налагать ответственность за причиняемый вред. Закон не может полностью контролировать ответственность за реализацию права, поэтому многое определяется сознанием индивидуума и его моралью.
Права определяют также реализацию отношений между способностями и возможностями. Именно права определяют границу возможностей и именно право должно предоставлять условия для развития способностей. Развитие способностей должно обеспечиваться обязанностями как властей, так и каждого индивидуума. Особенно важно соблюдение обязанности родителей по развитию способностей детей.
Многие  родители сетуют на перегрузку детей в школе, но практика показывает другое. Люди старшего поколения показывают лучшие школьные знания при случайных опросах. Снижение качества школьного образования объясняется не расширением программы, а понижением квалификации учителей. Трудовое образование в школе, это не освоение трудовых специальностей, а освоение практического применения знаний полученных при изучении школьных предметов. Высшее образование должно быть тесно связано с потребностями всех видов и сторон  производства.  Необходима  тщательная проработка системы целевого высшего образования и распределения.
Возможности не должны превращаться в формальность. Проще всего объявить равенство возможностей, а как обеспечить, особенно равенство разных возможностей?  Человек должен сам управлять своими возможностями. Лучше всего для этого подходит  система свободного труда, организация участков и дней свободного труда. каждый может опробовать себя в новых функциях и новых специальностях. Их освоение расширяет возможности и в карьере.
Статусность это не просто должность, это повышенная ответственность и отчетность. Ответственность не только за свои действия, но и за действия руководимых людей. Чем выше должность,  тем выше ответственность, в том числе и по закону.
 
Система равенства, конечно, должна будет использоваться при социалистическом преобразовании, но частично её введение можно требовать и сейчас. По крайней мере мы можем её использовать в своей работе по политобразованию и воспитанию партийного и беспартийного актива.


Рецензии