Русские названия гидронимов тверской земли

О преемственности населения и русских названий гидронимов тверской земли

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          Какие племена изначально заселяли территорию Тверской области?

          Миф говорит о том, что: «Первыми поселенцами на Тверской земле были финские племена меря и весь. На основании раскопок городищ и курганов установлено, что эти народы издревле жили здесь. Поначалу именно им безапелляционно приписывалось сооружение курганных насыпей, однако позже ученые отказались от этого мнения, так как характерным финским погребением стало считаться отсутствие курганных насыпей, а создание курганов приписывается теперь первым славянским поселенцам в Твери, то есть предкам нашим. Кроме того, найдены курганы с более древней формой погребения, а если точнее – с сожжением тела.» (Андрей Борисенко «МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ» https://dzen.ru/a/XK8vBNLL5gCxMmbS)

          О погребении финно-угорских и славянских (арийских племен).

          По поводу обряда кремации или трупосожжения кандитат исторических наук С.В. Жарникова отмечала: «Однако здесь имеет смысл обратиться к выводам, сделанным М.Ф. Косаревым («Михаил Фёдорович Косарев (1931—2017) — советский и российский археолог, доктор исторических наук, специалист в области археологии Урала и Западной Сибири.»). Он указывает, что: «У обских угров, селькупов, кетов и других сибирских народностей считалось, что сожжение тела и костей животных либо человека, означает уничтожение его души, окончательную смерть, исключающую возможность возрождения», и что: «В преданиях западносибирских аборигенов ритуал сожжения трупа упоминается чаще всего по отношению к врагу. По ханты-мансийским героическим сказаниям, богатырь, сжигая тело врага, все время сбивал искры на землю, чтобы вместе с ними душа убитого не смогла подняться на небо».

          Такие представления диаметрально противоположны как славянским представлениям о краде, когда «любимый или уважаемый человек во мгновение ока входит в рай немедленно и тотчас», так и индоарийским, по которым благодаря огню мертвое тело обретало «сияющий облик» и «поднимаясь отсюда, принимало новый вид». Именно собирая сожженные кости древние арьи говорили: «Поднимись отсюда и прими новый вид. Не оставь ни одного из членов твоего тела. Отправляйся туда, куда желаешь.               
          Пусть Савитар утвердит тебя там. Это одна из твоих костей. Соединив все кости, будь красив. Будь любим богами в обители благородных. «Разделяя убеждение в том, что «религиозные представления отличаются большой консервативностью и обращение к этнографическим материалам при расшифровке семантики древних культовых предметов и исследований первобытных верований особенно перспективно», трудно представить себе, что население Русского Севера в 1 тыс. до н.э. – 1 тыс н.э., будучи финно-угорским, как считает А.Н. Башенькин, совершало бы обряд трупосожжения, который у классических финно-угров связывался с уничтожением души и исключал даже возможность возрождения. (книга «Истоки фольклора Русского Севера». (С. В. Жарникова https://www.yandex.ru/search/?text=)

          «Найдены курганы с более древней формой погребения, а если точнее – с сожжением тела», то есть до прихода славян на территории будущего Тверского княжества проживали европеоидные (индоевропейские племена) потомки автохтонных племен, не ушедших с Русской равнины близких по генетике, языку и традициям, вернувшимся на свою прародину славян. А о племенах веси и мери и их отношению к арийским племенам, к племенам русов говорилось, например в наших статьях: «Чудь, весь, меря и мурома были близкими славянам, автохтонными индоевропейскими племенами Русской равнины»  «Имена племён изначальных ариев, оставшихся на Русской равнине - предков русского народа»  и других

          Но академические историки продолжают подгонять данные под финно – угорскую аксиому, о их более раннем заселении, чем племена русов и славян Русской равнины, утверждая, что обряды захоронения у финно- угорских племен были смешанными, в том числе и с кремацией.

          «Но что не вызывает ни у кого сомнения, так это то, что именно меря и весь дали названия многому у нас, в том числе и городу Твери (хотя это и не доказано), рекам Волге, Тверце, Орше, Цне, Тьмаке, озерам Селигер, Волго, Пено. Кстати, именно на этом основании многие считают, что первыми поселенцами в Твери были финские, а не славянские племена, хотя это нельзя считать доказанным. Есть и обратные доказательства, поэтому что здесь миф, а что реальность – решать вам.»( из статьи Андрея Борисенко «Мифы и реальность).

          О указанных выше названиях писал Владимир Иванович Колосов (12 марта 1854, Ржев — 24 января 1919, Тверь) — русский писатель, педагог, археолог и краевед писал: "Названия Волги, Тверцы, Тьмаки, Орши, Цны, Мсты, даже самого города Твери, озер Селигер, Мстино, Скобро, Волго, Пено, Овселук, городов Весьегонска, Корчевы, села Кимры и многие другие не имеют никакого значения на нашем языке»

          Покажем, что названия рек Волга, Тверца, Орша, Цна, Тьмака и озер Селигер, Волго, Пено и другие славянорусские

          О названии реки Волга приведем мнение о возникновении названии реки Волга кандидата исторических наук Л.П. Грот (Поповой): «Волга и Валдай ( Волго) имеют один и тот же корень вл-/вол-/вал-. А этот корень обладает более глубокой смысловой нагрузкой, чем связь с влагой. Начну с того, что Волга занимает совершенно особое место в древнерусской традиции, именуясь как Волга – матушка и как Волга – русская река.               
          В словаре Даля с Волгой связано выражение: «Волга всем рекам мати». Следовательно, в памяти русского народа образ Волги закрепился в качестве наиболее священной реки. … Но к одному корню с Волгой относится теоним Волос и слова, связанные с сакрально – мистическим содержанием: волхование, т.е. чародейство с помощью воды, волхвы и волховницы как древние жрецы и жрицы. Морфологическое родство гидронимов Волга и Волхов показывают, что от одного корня с ними произошли антропонимы Волхв и Вольга, т.е. имена русских эпических богатырей и чародеев, а также имена Олег и Ольга. Само слово власть родилось от этого же корня.»

          Этимология реки Тверца: «Тверь ж., род. п. -и, местн. п. ед. ч. в Твери, совр. Калинин; там же река Тверца, др.-русск. Тьхв;рь. – название реки и города (Новгор. I летоп., Синодальн. сп., часто, грам. 1361–1365 гг.; см. Шахматов, Очерк 169; Новгор. грам. 151; см. Соболевский, РФВ 64, 100) («Тверь и Тверца река – этимология» Сергей Колибаба)

          Река Цна, реки с таким названием встречаются на многих торговых водных путях Руси. «Цной» на Руси называлось смешанное из нескольких разных напитков питьё. Значит, название реки Цны связано с соединением несколько рек.

          Река Тьмака от темной воды чайного цвета, вытекающая из болота. «Исток Тьмаки — болото близ деревни Бакланово Старицкого района. Протекает по заболоченной низине вдоль западных склонов Тверской мореной гряды»

          Река Орша. Василий Иванович Абаев - советский и российский учёный-филолог, языковед-иранист, краевед и этимолог, профессор считал, что: «Топоним Орша (Ръша) сопоставлял с др.-инд. ;;k;a -, авест. ar;a -, осет. ars — «медведь»».

          Озеро Селигер. «Этимология гидронима СЕРЕГЕР(Ъ) – СЕЛИГЕР имеет обширную литературу. Берестяная грамота №526, найденная в слое второй половины ХI века, содержит в тексте форму слова в косвенном падеже «СЕРЕГЕРИ».
Большая часть исследователей примыкает к истолкованию: СЕРЕГЕРЪ –
ПЛОТИЧНО (СОРОЖЬЕ)ОЗЕРО». Автор этих строк полагает, что в гнезде
гидронимов: СЕРЕГЕРЪ (СЕЛИГЕР) – СЕРЕМО-СЕРМЕНОК (ранее СЕРЕМЕНКО), а также река СЕРЕЖА и СЕРЕГА – ранее по всей вероятности, «сер(е) означает родовую, а не видовую категорию. Отсюда следует толкование: СЕРЕГЕРЪ (СЕЛИГЕР) – «РЫБНОЕ ОЗЕРО».( автор Андрей Сотник https://ok.ru/group/57212324347964/topic/63493809782844).

          По другой версии: «Во времена Древней Руси до прихода Рюриковичей одно из русских племён, живших вокруг озера, имело имя Селигер.»

          Озеро Пено. Происхождение названия озера Пено «произошло от слова пень и связано с тем, что его дно изобиловало затонувшими деревьями и пнями.»

          Мстино, есть река Мста так же часто встречающаяся на речных торговых путях, происходящая от слова мост, в значении соединяющая.

          Весьегонск- сложное слово состоит из двух слов весь и гон, термином «весь» в на Руси называли населенные пункты, гон русское слово , гнаться, гоняться, наперегонки. Возможно поселение беженцев, есть же в Тверской области город Бежецк.

          Корчева. «Корчевой, к корчеванью относящийся. Корчевальный, для корчеванья служащий. Корчевье ср. корчева ж. росчисть, место, где корчуют, откуда назвние города.»

          «Самыми устойчивыми считаются гидронимы – названия рек и озер: «Наш современник, выдающийся болгарский лингвист В. Георгиев отмечал следующее очень важное обстоятельство: «Географические названия являются самым важным источником для определения этногенеза данной области. В отношении устойчивости эти названия неодинаковы, наиболее устойчивы названия рек, особенно главных». Но для того, чтобы сохранились названия, необходимо сохранение преемственности населения, передающего эти названия из поколения в поколение. В противном случае приходят новые народы и называют все по- своему ….»( из статьи Светланы Жарниковой «Мы кто в этой старой Европе?»)

          На территориях европейского Севера России и центра Русской равнины в том числе и на Тверской земле к моменту прихода славян проживали: «В основном потомки древнего индоевропейского населения сохранившего архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип. Их контакт и взаимовлияние со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.» («Наследие С.В. Жарниковой Исторические ремарки» Максименко Юрий http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/ 1207-mk.pdf)

Этих потомков древнего индоевропейского населения можно назвать русами.


Рецензии