Теософия и метафора войны Карлос К. Авелине

«Мужайтесь, все вы, кто хотел бы стать воинами единой божественной
истины; держитесь смело и уверенно; берегите свою духовную силу (...)». [1]

Изучение эзотерической мудрости подразумевает своего рода конфликт.

В Бхагавад Гите, Новом Завете, Дхаммападе, Письмах Махатм и других классических учениях используется метафора войны и воина в битве против невежества, и Е.П. Блаватская писала об этой безмолвной битве:

«Нам потребуются все наши силы, чтобы  противостоять окружающим нас трудностям и опасностям. У нас есть внешние враги в виде материализма, предрассудков и упрямства, враги в виде косных обычаев и различных религиозных форм, враги слишком многочисленные, чтобы всех их перечислять, — достаточно сказать, что ряды их густы, словно тучи песка, поднимаемые губительным сирокко, дующим в пустыне. Разве нам не понадобятся силы против этих врагов?»

Е.П.Б. продолжает:

«Имеются у нас вдобавок и более коварные противники, которые «упоминают имя наше всуе» и делают теософию притчей во языцех, а Теософское общество — мишенью для забрасывания грязью. Они порочат теософию и теософов, превращая возвышенные этические принципы в личину, маскирующую их собственные корыстные цели. И как будто этого было недостаточно, есть злейшие враги из всех (из числа домочадцев), теософы, которые неверны ни Обществу, ни самим себе. Воистину мы в самой гуще врагов».

И в заключение Е.П.Б. задает вопрос:

«На плане земного бытия кавалерию (и всадников, и коней) можно обучить идти в атаку на врага строем, как один человек. Так разве нам не дано сражаться и выиграть битву Души, ведя сражение в духе высшего Я, дабы в бою обрести свое божественное наследие?» [2]

В теософии нет друзей или врагов; все являются нашими учителями, как разъясняет «Свет на Пути».

Противники искателя истины, главным образом находятся внутри, а во вторую очередь – вовне, и выражают общую накопленную карму неразумности человечества. Испытания помогают пилигриму одержать прочную победу. Сражаясь, он должен сохранять внутренний покой, так как спокойствие неотделимо от ясности ума. Ложь нужно разоблачать с позиции безмятежности и бдительности. Воин, испытывающий сильный гнев, терпит поражение. Победа является результатом решительных и правильных действий. Она зависит от постоянной бдительности. Необходимо быстро действовать, когда наступит подходящее время, но не раньше. Нужно уметь ждать, будучи готовым к действию. Победа воина начинается в его сознании; он понимает, что сам является полем битвы.

Топография человеческого сознания

Существует география духа, и психология часто рассматривает человеческую душу как некую территорию. В четвертой части своего эссе «Бессознательное» Зигмунд Фройд обсуждает топографию человеческого сознания. Стремясь к самопознанию, мы должны исследовать, кто или что управляет «пространством» и «землёй» нашего сознания. Как осуществляется такое управление и с какой целью?

Какая часть сознания человека занята темами, которые привлекают его внимание, потому что кто-то другой хочет заработать деньги или разбогатеть с помощью электронных средств массовой информации?

До какой степени наш физический мозг теперь адаптируется к внешним стимулам, которые быстро сменяют друг друга, и зависит от них, препятствуя более глубокому пониманию? Для того чтобы было истинное прозрение и созерцание, необходима внутренняя тишина.

Теософия нападает на причины беспокойства. Самоуважение, самопознание и самоконтроль требуют спокойствия. Каждый, кто хочет жить правильно, должен принять решение не поддаваться внешнему давлению, ритм которого диктуется коммерческими интересами. Идет необъявленная война коммерческих интересов, цель которой – управлять сознанием граждан, превращая их из граждан в простых «потребителей». Таким образом, сознание высшего Я подобно воину, который бросает вызов бездушным формам коммерции и всем формам незаконного контроля над разумом.

Хотя внутренний покой можно всегда обрести, независимо от обстоятельств, человек должен стать самоучкой-воином Мудрости, чтобы иметь к ней доступ.

Каждый день – это великая битва. Хотя главным врагом является собственное невежество, исследователь также должен бросать вызов организованному невежеству вокруг себя. Он должен бороться с обеими формами невежества, так как они нераздельны.

Союзниками воина являются его добрые мысли, дисциплина и решимость учиться и строить мир. Сторожевая башня, с которой воин смотрит на жизнь, является высшей точкой поля зрения, доступного его сознанию.

Его высшее Я говорит с ним как старший брат без всяких слов. Его беззвучный голос исходит от совести воина и говорит о справедливости, прозрении – и блаженстве.

СНОСКИ:

[1] «Письма Махатм А.П. Синнетту», Письмо LV
[2] «Пять посланий», Е. П. Блаватская, Теософия Ко, 1922, стр. 13-14.


Рецензии