Призрак в башне

(очередной отрывок из романа "Повелитель ветров"
http://proza.ru/2012/01/22/1121)

Весь день она думала о балунерах. Интересно, раз они так близко, увидит ли она когда-нибудь их. Может быть, Берт когда-нибудь познакомит её с ними.
А когда вечером они снова беседовали в комнате под крышей, разговор, конечно же был о них.
 - Почему они не собираются в школе, ты же говорил, Вальтер им помогает.
 - Каждый раз подниматься на 547 ступеней? Да и незачем Вальтера беспокоить по пустякам, у него и так много работы.
 - А почему городовой их не любит?
 - Ну сама подумай, городовой собирает налоги со всех, кто привозит товары в город, видела, в башне у ворот сидят его стражники. А балунерам наплевать на его башни. И они привозят из дальних стран такое, что городовому и не снилось, он даже не может придумать какой налог с них брать!
В голосе Берта был восторг.
Айна подумала, что, если бы балунеры уважали городового, и он относился бы к ним так же, они бы могли договориться, и дело вовсе не в товарах. Наверняка их противоречие было глубже и сложнее. Но одно было ясно: балунеры - это свобода, а городовой - жадность.
 - Вот стану балунером и полечу в дальние страны! - Мечтательно сказал Берт. - В Китай, в Норвегию. Буду привозить диковины солов, и из страны вутов! Я побываю во всех краях Земли!
 - Я вчера познакомилась с одним вутом...
 - Он говорил по-нашему?
 - Да, почему ты спрашиваешь?
 - Потому что торговать с вутами очень сложно. Они никому не позволяют приходить в их земли, и обычно не знают нашего языка. Для балунеров наладить с ними торговлю - мечта!
 - Я могу тебя познакомить с ним... если когда-нибудь встречу его. Знаешь, я не уверена, что он сможет помочь. Он изгнанник, вуты выгнали его семью, за то, что они не соблюдали какие-то обычаи.
 - Ну, он хотя бы знает наш язык... и обычаи - это очень интересно! Если хочешь понять этот народ - надо знать его обычаи.
 - Почему-то он посчитал меня солом. Увидел браслет, и сразу упал на колени, я еле его уговорила. Почему солов все боятся? То есть я понимаю, сама их побаиваюсь... потому что про них мало известно. Вопрос другой, разве им нравится что их все боятся? Если бы я была солом - мне бы не нравилось.
 - Не знаю... Наверное, им просто некогда обращать на нас внимание, у них много забот, надо хранить наш мир...
 - От чего?
 - Я слышал, наш мир очень хрупкий, ему грозит множество опасностей. Говорят, сто лет назад огромный камень величиной с гору откололся от какой-то звезды и падал прямо на нас. А солы смогли разорвать его на миллионы маленьких осколков, которые до сих пор можно увидеть в небе. Так появился Небесный пояс.
 - А я думала это сказка.
 - Ну вот будешь учиться дальше - спросишь у них сама.
 - А ты?
Он грустно покачал головой.
 - Я хочу стать балунером!
 - А как же дядя? Ты же должен продолжить его дело!
Берт загадочно улыбнулся.
 - А дядя не возражает...
он помолчал и добавил:
 - И только поэтому он разрешил мне учиться.


* * *


История в книге была не очень интересная, и не очень понятная. Она стащила книгу с третьего этажа и теперь сожалела, что пошла на риск. Впрочем, какой риск! Никто из библиотекарей у входа и не посмотрел, что за книги она принесла в зал. Оно и понятно, ничего запретного в этих книга и не могло быть, а запрещалось их брать только потому, что для младших учеников,  да, пожалуй, что и для многих старших, понятного было в них мало. Наверное, большинство из них были про науки, которые они пока даже не начали изучать.

И ещё там, вероятно, были книги из прежних времён. Многих вещей, которые, наверное, были обычными тогда, уже нет. Про что-то можно догадаться, но многое кажется совсем странным. Она заметила и другую интересную вещь: когда-то она читала, что времена меняются, а проблемы в отношениях людей остаются те же. Так вот, это оказалось совсем не так. Вместе с вещами изменялись и проблемы. Например, в книге у каждого был "телефон", который позволял разговаривать на любом расстоянии. Жизнь у них была совсем другая хотя бы лишь из-за этой одной вещи.
Когда в любой момент можно сообщить что-то важное, не нужно никого искать или идти много дней через пустыню или плыть через море чтобы всего лишь услышать чей-то голос.
Наверное, не существовало разлук и опозданий, если голос друга всегда рядом...
Зато были обиды, если друг не вспомнил о тебе и не позвонил.
И таких вещей, которые могут изменить мир, было очень много, и будет ещё больше.

Айна перевернув страницу, здесь на одной стороне был текст, а на другой чёрная картинка. На картинке дорога... очень прямая, по ней уходит вдаль человек, а вдоль дороги - чёрные столбы через одинаковые промежутки. Чёрные столбы... Она вспомнила своё ночное приключение в долине борщевиков. Эти столбы однозначно связаны с домом в долине... и оракулом. Что он вообще такое... Человек? или не совсем?

Солнце уже совсем село, и в читальном зале не осталось никого. Только толстая свеча горела посреди стола.
Айна взяла книгу и задула свечу. Света браслета было достаточно, чтобы дойти до башни, потом по лестнице вверх на один этаж. Положив книгу на место, на ту же полку, где она была, она снова вернулась в башню, чтобы спуститься, но остановилась. Лестница наверх манила её. Конечно, было бы честнее взять с собой Берта, но он тогда тоже не сказал ей тайну балунеров...
Вот она, белая комната, и потолок услужливо засветился, едва она вошла. Четыре узких окна, за которыми уже почти тёмное небо и огни города внизу. И белый шкаф.
Ощущение чьего-то присутствия... Тихий смех? Показалось? Теперь тишина. Ветер за окнами теперь был слышен, но очень тихо, похоже окна закрыты стёклами. Но здесь прохладно.
Она сделала шаг к шкафу. Тишина. Подошла ближе. Отчётливое тихое дыхание за спиной. Она резко обернулась - никого. У шкафа не было ручек, но белая панель легко открывалась, если потянуть за край.
Она протянула руку, чтобы открыть. Тихий звон колокольчика под потолком.
Почему? Может, он нарочно пугает? Не на того напал! Айна решительно открыла шкаф.
Внутри - полки, как в библиотеке, и что-то похожее на корешки книг, и даже надписи на корешках местами есть. На некоторых - горят крохотные цветные огоньки. Зелёные или рубиново-красные... Как... как в том доме посреди борщевиков.
Она протянула руку, чтобы потрогать.
 - А вот этого не делай! - Вдруг сказал кто-то совсем рядом.
Айна вздрогнула и опустила руку. Да! Голос был тот самый, которым разговаривал дух-оракул в доме. Почему-то страха теперь не было.
 - Прошу прощения...
Если это был тот же самый дух, видимо, таких мест, как в Долине - несколько? И оракулов тоже несколько? Или он находится одновременно и там, и здесь...
Возможно, ей угрожает страшная и мучительная смерть, если её вопрос окажется корыстным или неискренним. Но у неё и вопроса сейчас нет. По крайней мере, настоящего большого вопроса, который достойно задать оракулу. Зато мелких, недостойных вопросов у неё было множество.
 - Я уже задала свой вопрос... Можно мне задать ещё один?
 - Конечно! - ответил голос насмешливо. - Можешь задавать сколько хочешь. Это всё ещё моя работа...
 - Ты... был библиотекарем?
Она запнулась, испугавшись, что спросила не то, что собиралась.
 - Да, в том числе. Долгие годы студенты приходили ко мне за советами. Но в последние тридцать лет ко мне редко обращаются. Даже солы забыли про меня. Вероятно, так и должно быть, когда всё хорошо и каждый выполняет свою работу.
Между первой и последней фразой она ощутила противоречие. Если он выполняет свою работу, но тридцать лет не делал её... Но она не стала переспрашивать.
 - Прошу прощения, я не это хотела спросить. Можно я ещё приду сюда, когда у меня будут вопросы?
Несколько секунд тишины. Теперь страх вернулся, она стояла посреди комнаты, не дыша, а сердце колотилось так громко... Почему он не отвечает? Если нельзя - он должен покарать меня за неуместный вопрос. Если можно - он ответил бы сразу.
Она попятилась к двери.
 - Приходи, когда хочешь.
Айна выскочила за дверь. Кажется, теперь она, наконец, смогла дышать.




На следующий день, после занятий, когда она повернула по тропинке к большому клёну, Берт уже ждал её там. Вид у него был таинственный - она очень хорошо знала, что это значит.
 - Ну, рассказывай! - Улыбнулась она.
 - Пойдём, - Берт направился по тропинке.
Они шли молча, тропинка вела по склону горы, потом огибала гору, и спускалась в соседнюю долину, и там  уходила в лес. Но сейчас Берт неожиданно свернул за большим камнем и полез вверх по склону. Забравшись, он подождал её. Среди скал явно прослеживался проход, скрытый со стороны долины кустами, а справа - почти отвесной скалой. Они прошли ещё немного, и скала нависла над ними, образуя крышу.
Они вышли на открытую площадку, откуда был виден весь город, и замок на скале с такими родными уже башнями.
Сейчас они находились выше замка, и вся школа тоже была видна сверху.
 - Ух ты! - Выдохнула Айна.
 - Я прятался здесь, когда потерял браслет. А потом приходил обратно, чтобы попытаться открыть дверь. Как видишь, здесь совсем не далеко.
Айна огляделась. Позади них, под скальной крышей, дожди и время промыли просторное углубление, в котором можно было спрятаться от дождя и ветра. По центру виднелись остатки костра, а у стены - прислонены несколько связанных между собой жердей. Она сразу вспомнила, где видела такие - на базаре! Вуты носили на них тяжести. Похоже, они пользовались этой пещерой.
Интересно, вуты так и живут в пещерах, или у них есть дома?
Наверное, им холодно зимой, когда ветер продувает их пещеры и хижины, заметая капли дождя.

Внизу, в городе ударил колокол, солнце уже висело низко над морем, скоро начнёт темнеть.
Отсюда, с площадки была видна вся равнина до самого моря, река, местами скрытая перелесками и бухта с далёкими силуэтами кораблей.

Ей стало немного стыдно, что она не рассказала Берту про оракула. И она неожиданно для него сказала:
 - Я познакомилась с призраком библиотекаря.
Берт от неожиданности ничего не смог сказать.
 - Он совсем не страшный и обещал мне ответить на все вопросы, какие я только придумаю.
 - Он живёт в башне?
 - Да.
 - И ты его видела?
 - Нет. Но разговаривала с ним... и знаешь, по-моему библиотекарь и дух-оракул из долины - это одно и то же.
 - Как это? - Не понял Берт.
 - Не знаю. Голос тот же. Сам у него спроси.
 - Ты серьёзно?
 - А почему нет? Он обещал ответить на любые вопросы. Я подозреваю, он для того там и сидит, чтобы отвечать. Просто... в последнее время про него забыли. Он мне сам это сказал.
Берт тоже смотрел на город и молчал. Задумчиво и немного грустно.
 - Ты возьмёшь меня с собой в башню?
 - Конечно... Берт! Как ты мог сомневаться...
Что-то его беспокоило, поэтому он и молчал.
 - Берт...
 - Я скоро улечу... закончу обучение, и улечу с балунерами. Я буду возвращаться, честное слово. Сюда, к тебе и к дяде.
Айна улыбнулась:
 - Ну конечно! Ты станешь настоящим балунером! А ты возьмёшь меня с собой в путешествие... когда-нибудь?
 - Конечно! Как ты могла сомневаться!

(продолжение следует)


Рецензии