Листая старый альбом...

      

       Листая старый альбом, наткнулась на фото из прошлой, очень далекой уже жизни. Картинки минувшего вспыхнули в голове и закрутились калейдоскопом...

       *  *  *

       Во дворе химфака разгружали ящики с лабораторной посудой и реактивами. Немолодой мужчина, по виду слесарь-сантехник, бегал от машины к зданию и раздавал  указания:

       - Несите в кабинет к Аренковой, она там уже ждет. Только осторожнее, чтобы ни одна колба, ни одна реторта не разбились. И даже ни одна махонькая пробирочка.

       - Вот, смотрите, как надо!

       Он нес ящик так бережно, как будто там находился китайский фарфор.

       Новоявленный аспирант Дима поинтересовался у молодого человека, стоящего рядом в цепочке движения ящиков из рук в руки:

       -  У вас здесь всегда рабочие командуют учеными людьми?

       - А-а-а... Ты ведь у нас новенький, к тому же из другого города, - сказал  сосед по конвейеру и продолжил:

       -  Это Олег Юрьевич, доктор наук, профессор с мировым именем. Вижу, удивил... Скоро  узнаешь много интересного и про наш университет, и про химфак и про профессоров.

       И это, действительно, было так. Химфак жил необыкновенно насыщенной жизнью. Да и как иначе, когда на факультете, а потом и в отпочковавшемся НИИ, собралась плеяда талантливых ученых.

       В свободное от работы время  на факультете устраивались необыкновенные вечера - капустники. Сам ректор, член-корреспондент АН СССР, профессор Юрий Андреевич Жданов любил на них присутствовать, ценя юмор и дружескую атмосферу сплоченного коллектива.

       После окончания института я получила свободный диплом. Не знаю, есть ли сейчас такое понятие? Замужние выпускницы имели право не ехать по распределению, если оно находилось не по месту проживания  мужа. 

       Найти работу учителем русского языка и литературы в городе-миллионнике оказалось для меня нереальным. Дима к этому времени уже отучился год в аспирантуре РГУ. Его научным  руководителем был директор крупнейшего на Северном Кавказе НИИ Дорофеенко Геннадий Николаевич. Узнав, что я довольно сносно печатаю, он принял меня на должность секретаря-машинистки. Так я оказалась в канцелярии НИИ ФОХа, где и проработала четыре незабываемых года.

       С какими людьми я работала рядом!

       Для справки: Геннадий Николаевич Дорофеенко (1932-1981) – ученый с мировым именем, крупнейший специалист в области органической химии, член президиума Северо-Кавказского Научного центра, доктор химических наук, профессор, основатель и первый директор НИИ физической и органической химии Ростовского государственного университета.

       Но тогда я не задумывалась о значимости моего начальника в науке. Для меня это был интеллигентный, скромный, добрый человек.

       Заместителем директора НИИ ФОХ в то время был Охлобыстин Олег Юрьевич (1932-1994), доктор химических наук, профессор, известный в мире ученый. Ранее  - сотрудник института элементоорганических соединений АН СССР.

       Олег Юрьевич  был человек яркий и увлеченный как в науке, так и в других областях. На его лекции в университете приходили люди из других учебных заведений города.

       Разбирался в искусстве, литературе, музыке. По характеру - один из самых честных и бескомпромиссных людей, которых я знала. Начисто лишен чванливости.

       Помню, пригласила как-то нас чета Охлобыстиных в гости в выходной день.  Конечно, я смущалась и робела. Но, оказалось, напрасно. Олегу Юрьевичу не важны были должности и ранги. Ему просто нравилось общаться с молодыми людьми, ведь в душе он оставался мальчишкой, любящим Высоцкого и Окуджаву. 

       Позже, когда он писал научно-популярную книгу, зная, что я филолог, всегда просил прочесть очередную главу и откорректировать текст. Прочитанное  править не нужно было - грамотность и литературный язык были у него на высоте.

       Вспоминать о том времени можно бесконечно... Но я не мастер длинных текстов. Скажу лишь, что  я благодарна судьбе за годы, которые мне довелось  работать  в Ростове-на-Дону рядом с  замечательными людьми. А их было немало. Кто-то и сейчас находится в этом городе, других жизнь разбросала по разным странам. Но, как оказалось, многие помнят не только мужа, но и меня, простую секретаршу НИИ ФОХ. Всех помню и я.



      


Рецензии
Такая молодец, Нина! Ты ценишь самое лучшее в людях, во времени, в пролетающем ветерке.

У нас тоже Университет держался на талантливых и добрых людях. Учили нас понимать информацию живой природы, самим добывать новые знания, прилагая к практике.

С уважением,

Кристен   30.04.2024 09:09     Заявить о нарушении
Да, Кристен, время было интересное. Такое не забудешь.
А на встречу выпускников нашего факультета в Тамбове еще не решила - пойду ли. Но до июля есть еще время. Посмотрю по настроению.)
Спасибо, что читаешь.

С теплом,

Нина Пручкина 2   30.04.2024 09:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.